Как-то, пытаясь найти подходящий русский эквивалент красивому английскому термину «конвертинг», обратился на одной из выставок с вопросом к руководителю компании, специализирующейся на выпуске гофрокартонной упаковки и печати на ней. «Тарщики мы, — весело заявил он. — Всегда так нас называли, и ничего против этого не имею».
Лично у меня понятие «тара» всегда ассоциировалось с грубо сколоченными деревянными ящиками для транспортировки яблок, помятыми картонными коробками из-под яиц местной птицефабрики или металлическим каркасом для стеклянных молочных бутылок, который мы в детстве превращали в хоккейные ворота. Времена меняются, и слово ТАРА кардинально меняет оттенки. Модная западная тенденция выставлять красиво оформленную транспортную упаковку прямо на прилавки приходит и в наши гипер-, супер- и мини-маркеты. Практикуемая заядлыми любителями пива покупка целого ящика приобретает эстетический аспект, а яркое полноцветное изображение капелек росы на нём даёт любимому напитку дополнительные шансы на коммерческий успех.
Вместе с тем, полноцветная печать по гофрокартонной таре на российском рынке не особо распространена. В большинстве случаев её заказчики — успешные поставщики кондитерской, табачной и вино-водочной продукции, которым грех жаловаться на недостаток рекламы и внимания потребителей.
Но процесс стартовал, и сегодня примерно 60% выпускаемой нашими «тарщиками» гофроупаковки несёт на себе 1-, 2- или 3-красочное печатное изображение, и, как утверждают специалисты, всего (или всё ещё?) 20% гофротары (а на некоторых предприятиях до 40% и более) уходит с предприятий «голой». Пока стоимость её красочного «наряда» невелика, в среднем, около 1% полной цены гофроящика на каждую из красок. А в некоторых типографиях одноцветная печать даже может не включаться в стоимость. Однако привлекательность полиграфических технологий очевидна, и ряд производств, на 2- или 3-красочных машинах, заказывают растровые клише, печатая в 4, 5 или 6 красок. Обстановка напоминает конец 80-х — преддверие полной и окончательной победы «новых этикеток» над господствующими тогда старыми, безликими и непривлекательными.
«Революционную ситуацию» чувствуют активные азиатские поставщики, напрямую или через дистрибьюторов развернувшие атаку на российский рынок производства гофротары. Что инициирует проблему для успешных отечественных производителей слоттеров с секциями флексопечати. По авторитетному мнению одного из них, конкуренцию с машинами азиатского производства для полноцветной печати они могут не выдержать. Своё слово скажут и поставщики цифровых систем малотиражной печати, эффектный вклад которых в выпуск рекламной гофроупаковки в Европе известен.
Наступление новых технологий, как всегда, неизбежно. Одним из закономерных его итогов станет момент, когда любой авторитетный отечественный «тарщик», оснастивший производство полноцветной печатной техникой, по праву сможет назвать себя завзятым полиграфистом.