Я не знаю, что вдохновило человека, который в конце 60-х годов прошлого века изобрёл краски УФ-отверждения. Не исключено, что он любил созерцать девушек на пляже и обратил внимание на белые участки кожи по краям купальников, контрастирующие с бронзой загара. Или ему попались на глаза более изощрённые результаты действия солнечных лучей — как на нашей обложке. А дальше сработала цепочка ассоциаций: солнце — ультрафиолетовые лучи — пигменты — краски — печать. Скорее всего, всё было не так, но это ничего не меняет — полиграфия получила новую, невероятно перспективную технологию.
Её суть — краски высыхают и закрепляются под воздействием УФ-излучения сразу, как только попадают на оттиск. Их главная особенность — отмена привычных «нельзя». Кто сказал, что свежеотпечатанные оттиски нельзя сразу отправлять в послепечатный цех? Почему нельзя печатать на пластиках, как на бумаге? Разве невозможно положить на оттиск сочетание триадных и двух-трёх смесевых красок за один прогон, да ещё поверх друг друга? Для УФ таких запретов нет!
Самой восприимчивой к новой технологии оказалась флексография. Там УФ-краски широко практикуются уже давно. По-видимому, это связано с традиционным разнообразием запечатываемых материалов для флексо, ведь УФ-краски справляются с самыми сложными поверхностями.
В офсетной печати УФ-волна ещё только поднимается, особенно в России — мы осознали это, когда готовили передовую статью для темы номера. УФ-лакирование — пожалуйста: технология давно известна и отлажена, предложений на рынке хоть отбавляй. А если дело доходит до полноцветной УФ-печати — ситуация иная. Оказывается, инсталляции не переделанных, а «настоящих» УФ-машин можно пересчитать по пальцам одной руки. И самые опытные типографии работают с технологией чуть больше года (подробности на с. 22). Важная категория заказчиков на офсетную УФ-печать — рекламщики. На этом рынке цейтнот (когда за выполненный в срок заказ готовы платить любые деньги) — дело обычное. Так что оперативность и всеядность УФ-печати востребованы, как никогда…
Любопытно, что на Западе для офсетной УФ-печати нашли ещё одно применение — в рулонных машинах. Учитывая общую тенденцию универсализации типографий, стремящихся до предела сократить время простоя оборудования, там предлагают модернизацию газетного офсета УФ-сушками. Такие машины могут печатать в полный цвет не только на газетной, но и на мелованной или суперкаландрированной бумаге. Цена вопроса — на порядок, а то и на два ниже, чем оснащение машины газовой сушкой. В России, насколько мне известно, подобного опыта пока нет. Будет — с удовольствием опишем.
Не отстаёт, а порой и вырывается вперёд, цифровая печать. Первые УФ-отверждаемые чернила были созданы всего несколько лет назад. Дело оказалось непростым — ведь для надёжной работы струйных печатающих головок размеры частиц пигмента должны быть намного меньше, чем в обычных типографских красках. Зато результат превзошёл ожидания — в 2004 г. практически каждый уважающий себя производитель широкоформатных принтеров посчитал необходимым выпустить собственную планшетную модель для печати на негибких материалах. А количество инсталляций УФ-принтеров в России перевалило за десяток. Спектр их применения невероятно широк — картиной, напечатанной прямо на дверях, уже никого не удивишь! В списке интересных проектов — печать портретов на холсте, работа в «мелком» жанре — с кафельной плиткой, и др. Интересно, появятся ли на рынке недорогие УФ-принтеры относительно небольшого формата А2 или даже А3? Гибридные системы, печатающие на жёстких и гибких материалах эластичными УФ-чернилами последнего поколения, уже есть…
УФ находит применение и в ЦПМ: такие модели пока предлагают только Agfa Dotrix и Xeikon. Интересно, что технология УФ-закрепления твёрдого тонера обеспечивает печать по материалам, ранее недоступным для электрографии — не выдерживающим нагрева во фьюзере…
Вы уже решились нарушить традиционные «нельзя»? Только не забудьте, что за нарушения частенько приходится дорого платить: УФ-игрушки по карману не каждому.