101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Краски специального назначения *

  • Сюзан Илиа
  • 18 октября 2005 г.
  • 12553
Краски и лаки способны изменить не только внешний вид печатной продукции, но и её свойства.

Движущая сила большинства технологических инноваций на упаковочном рынке — желание заполучить неуловимого клиента. Владелец каждой торговой марки хочет, чтобы его упаковка была приятнее, ярче, интереснее, роскошнее, чем у конкурентов. Добиться результата можно двумя способами — использовать специальные материалы или краски.

В активе типографий арсенал красок со спецэффектами, привлекающих внимание к этикетке, — от переливающихся и металлизированных до реагирующих на температуру и свет. Продукция с такими свойствами интересна и полиграфистам, и заказчикам. Специальные краски — это потенциально высокая прибыль и козырь в конкурентной борьбе.

Помимо декоративной, специальные краски для этикетки и упаковки играют функциональную роль. Они всё чаще служат для защиты продукции от фальсификации и хищений. Тут значим не только внешний вид, но и технические параметры, поскольку, в зависимости от применения, краски должны выдерживать различные воздействия.

Специальные краски используют достаточно широко, и в каждом варианте типографии сталкиваются со сложностями. Решившим использовать при печати этикеток специальную краску стоит подробно выяснить особенности эксплуатации готовой продукции заказчика.

Совладелец компании Material Resources Тим Браун считает, что при выборе краски самое важное — её эксплуатационные характеристики. «Потребитель будет использовать этикетку для конкретных целей, и вам нужно подобрать краску, которая им соответствует», — поясняет он.

«У типографий масса критериев выбора, — делится опытом менеджер по маркетингу Water Ink Technologies Джон Сигнет. — Их интересует цвет и его стабильность, насыщенность, стойкость, срок хранения, простота в работе, удобство для печатника».

«Помимо нужного эффекта, специальная краска должна соответствовать требованиям к готовой продукции. При её выборе важно обсудить, какие свойства требуются (например, стойкость к выцветанию или химикатам), оговорить износостойкость, которой ждёт заказчик. Это позволит чётко понять эксплуатационные ограничения для краски или лака», — рассказывает технический менеджер Solaris Narrow Web, Sun Chemical Кэтрин Пайк.

Генеральный директор Lodi (подразделение UVitec Printing Ink в Нью-Йорке) Роберт Уоддингтон считает: «Нужно учитывать печатные характеристики, гибкость красочной плёнки, стойкость к истиранию, простоту в работе и возможность адгезии к различным материалам. По каждому из интересующих качеств краска должна соответствовать стандартным условиям эксплуатации готовой продукции».

Флуоресцентные, металлизированные и другие специальные краски существуют уже давно, но Сигнет полагает, что их качество стало значительно выше: «Улучшилась насыщенность, стабильность при хранении, поведение при печати — работать с ними стало намного проще. Прежде срок годности был крайне ограничен, приходилось сталкиваться с массой проблем в печатной машине».

Тестирование отпечатанной продукции в соответствующих условиях обязательно. «Специальные краски необходимо проверять по оговорённым заказчиком требованиям: то, что будет работать на одной системе печати термопереносом, окажется несовместимо с другой», — поясняет директор по продажам и маркетингу Rad-Cure Стен Уайт.

Печать флуоресцентными красками XSYS Print Solutions

Директор по развитию рынка XSYS Print Solutions Майк Байштедт считает, что для работы со специальными красками полиграфисты должны знать возможности печатного оборудования: «Каждая краска изготовлена по уникальной технологии и имеет чёткие рекомендации к применению, поэтому типографии следует ознакомиться с ними, прежде чем печатать ею на стандартной печатной машине. Нужно понять специфику и ограничения как самой технологии, так и типографии».

Способы применения

Ассортимент специальных красок широк. Одними пользуются, чтобы привлечь внимание покупателя, другие выполняют прикладные функции. Кроме красок, желаемый вид предмету придают лаки.

Отпечатано голографическими красками Eckart

«Дизайнерам доступна огромная гамма эффектов — от металлических цветов до голографических переливающихся радужных оттенков. По мере того как индустрия знакомится с достоинствами и особенностями этой экономичной техники декорирования, ширится применение красок, разработанных на базе пигмента, полученного методом вакуумной металлизации (VMP, Vacuum Metalized Pigmented inks)», — рассказывает директор по развитию бизнеса компании Eckart Оливер Краухорст.

«Хотя металлизированные краски наиболее широко применяются в здравоохранении, косметологии и рекламе, они могут использоваться и в товарах повседневного спроса, — говорит Байштедт. — Они не такие дорогие, поэтому распространены повсеместно и продаются активнее остальных». «Металлизированные и жемчужные краски всегда вызывают большой интерес — заказчикам нужен их блеск и привлекательный вид», — дополняет Уоддингтон.

Уайт считает более перспективными текстурированные лаки, толщина которых после высыхания достигает 5 мм. Не так давно с помощью красок, придающих этикетке объёмный вид и специфические тактильные ощущения, воссоздали на этикетках капли воды и иней.

«Пивные компании предпочитают с помощью специальных решений выводить на рынок новые марки или обновлять уже имеющиеся, например, добавлять термохромную краску, сигнализирующую, что пиво охлаждено», — рассказывает Байштедт.

Термохромная краска реагирует на температуру. Порог чувствительности зависит от области применения. В пищевой промышленности такие краски фиксируют, что упакованный продукт в духовой печи или холодильнике достиг нужного теплового режима. Реверсивные термохромные краски меняют цвет при достижении заданного температурного порога и восстанавливают его при возвращении к исходной точке. Нереверсивные к начальному цвету не возвращаются.

Фотохромные реагируют на солнечный свет. Как правило, прозрачные (или бесцветные), после нанесения они проявляются при облучении ультрафиолетом. Применяются для защиты высокого уровня (например, документации), рекламных кампаний и промо-акций.

Отпечатано металлизированными красками Water Ink Technologies

Поясняет Зубаир Хан, технический менеджер направления энергоотверждаемых красок компании Environmental Inks & Coatings: «В индустрии, в основном, применяют реверсивные термохромные краски; в производстве игрушек и промышленных отраслях популярны фосфоресцирующие. Нереверсивные термохромные, помимо рекламы, широко используют в качестве индикаторов температуры в фармацевтике и пищевой промышленности».

Нереверсивные термохромные краски — компонент защитных технологий, инструмент контроля качества стерилизации. «Как только при стерилизации хирургических инструментов температура достигает нужного порога, цвет необратимо меняется, сигнализируя, что инструмент качественно обработан», — комментирует он.

«Термохромные краски сейчас наиболее популярны в четырёх областях, — добавляет Пайк. — Последнее новшество — скрытые сообщения или рисунки, проявляющиеся при нагревании или охлаждении. Затем — способ подтверждения подлинности, когда на продукцию полиграфическим способом наносят фрагменты, меняющие цвет при заданной температуре и сигнализирующие, что это не подделка. Третий — меняющие цвет индикаторы, демонстрирующие, что температура вина в бутылке оптимальна для употребления. И наконец, подтверждение качества товара, когда необратимое изменение цвета показывает, что он находился при слишком высокой или низкой температуре, отрицательно влияющей на его характеристики».

Краски для защиты и борьбы с подделками

Специальные краски не только придают этикеткам индивидуальность, но и защищают товар. В упаковочной промышленности широко применяют устройства для считывания меток скрытой и явной защиты, краски и лаки помогают противостоять подделкам и контрафакции.

«Количество фальсификаторов, бутлегеров и пиратов растёт, мерам защиты придаётся всё большее значение», — говорит Уайт. «Производителей кредитных карт постоянно интересуют новые средства защиты. Актуальны они и для фармацевтов — подделка лекарственных средств широко распространена», — добавляет Уоддингтон.

Термохромные краски — способ защиты розничных товаров. Один из клиентов Уайта заказывает наклейки для компакт-дисков, помеченные такой краской. Теперь покупатели уверены, что перед ними фирменный диск, а не пиратская копия.

«У нас есть заказчики, использующие эти краски на водочных этикетках: водка — популярный объект подделки. Термохромная метка позволяет легко проверить подлинность бутылки нагреванием этикетки. Если краска исчезает — водка фирменная, если нет — контрафактная», — рассказывает Уайт.

Сигнет упоминает ещё одну разновидность термохромных красок: «Случаются подделки чеков, когда украденный товар возвращают по фальшивым документам. Сейчас на оборотную сторону чековой ленты некоторые наносят такими красками свой логотип. При возврате товара продавец проверяет подлинность чека».

«Наряду с защитными красками применяют и лаки, — добавляет Сигнет. — У нас есть лак, видимый при УФ-излучении. При печати он напоминает невидимые при обычном освещении водяные знаки, поэтому поддельную этикетку или товар несложно выявить.

Ещё один способ — реагирующее на монету покрытие. Отпечатанный слой невидим, но, если его потереть монетой, он вступит с ней в реакцию, и краска проявится».

Высокий уровень защиты предлагают краски с микромаркерами. Скрытая идентификационная частица — маркер (taggant) — включает несколько разноцветных слоёв, образующих уникальный цифровой код. Материал — прочный инертный пластик, стойкий к химическим и температурным воздействиям. Микротехнология весьма эффективна в борьбе с фальсификаторами.

«Маркеры обеспечивают защиту высокого уровня», — рассказывает Байштедт и объясняет, что код размером с пылинку можно приобрести, сертифицировать и зарегистрировать для любого товара, дабы точно отслеживать его перемещение. В Европе так защищают документы и взрывчатые вещества.

Для защиты продукции используют и чёрные ИК-краски. «Если таковую нанести на отпечатанный штрих-код, его будет невозможно скопировать — только прочитать инфракрасным сканером, — говорит Байштедт. — Изображения, созданные некоторыми разновидностями красок, можно видеть и считывать только при свете с длиной волны 980 нм. Печатаешь невидимый цвет, направляешь на него невидимый луч — и вот она, краска!»

Вопрос цены

Специальные краски недёшевы, типографиям и их клиентам приходится это учитывать при расчёте заказа. Зато они позволяют обойтись без дорогих запечатываемых материалов.

«Вы заказываете дорогостоящий мерцающий материал, а потом типография покрывает три его четверти краской. Дешевле запечатать оставшуюся четверть мерцающей краской, чем платить за носитель, — поясняет Уайт. — Чем оригинальнее материал (например, голографический), тем дороже, поэтому печать аналогичного эффекта всегда экономичнее — можно покрывать не всю площадь, а только нужные фрагменты, экономя средства».

«У красок, базирующихся на пигменте, полученном вакуумной металлизацией, два преимущества по сравнению с другими способами декорирования, — объясняет Краухорст. — Во-первых, их использование дешевле и технологически проще, чем тиснение фольгой, особенно если площадь покрытия в макете меньше 20%. Во-вторых, эффект достигается при печати, краска наносится именно там, где нужно, и с необходимой толщиной плёнки, открывая перед дизайнером широкие возможности. Всё же это удорожает продукцию, а потребители всегда ревностно присматриваются к ценам. Для появления подобного эффекта на упаковке или этикетках товаров повседневного спроса нужны веские основания. То же относится и к типографиям. Важно, чтобы они понимали, во что обойдётся выбранная технология — это существенно не только для заказчика. Стоимость специальных красок достигает 1000—1200 долл. за 1 кг. Печатник может их пролить, а клиент забраковать — речь идёт о значительных прибылях или убытках. Поэтому типографии должны быть осведомлены о порядке цен, особенностях технологии, потенциале оборудования».

Возникают проблемы и с инвестициями в оборудование для печати специальными красками. Так, для мерцающих и жемчужных красок нужны более грубые анилоксовые валы. Могут понадобиться вспомогательные устройства — источник невидимого излучения, лазерная указка или иное средство контроля.

Ещё один важный момент — химический состав красок. «Иногда матовая составляющая в лаках расслаивается, — предупреждает Уоддингтон. — «Некоторые составы имеют характерный запах. Как правило, гарантия на материалы полгода, но часть красок хранится только в строго определённых условиях, а часть вообще имеет ограниченный срок годности. Термохромные краски очень чувствительны к перепадам температуры».

Касаясь техпроцесса, Уайт предупреждает: «Некоторые краски требуют медленной печати, тогда как для многих типографий скорость — определяющий момент». В качестве примера очень медленного высыхания он приводит стираемые краски: «Вы постоянно рискуете: непросохшие краски вызывают слипание и морщины. Нужно свыкнуться с пониженной скоростью работы».

Перспективы

«Одна из прерогатив специальных красок — защитная полиграфия. Особой популярностью пользуются краски и лаки со сканируемыми компонентами (например, термохромные), и интерес к ним будет повышаться, — считает Уоддингтон. — Другое актуальное направле-ние — декоративные УФ-краски, дающие текстуру или глянец после отверждения; лаки с объёмным эффектом, образующие приподнятую, прозрачную, глянцевую поверхность».

Браун считает, что к специальным краскам постепенно придут и владельцы небольших торговых марок: «Пока они применяются в товарах более высокого класса и там, где это продиктовано соображениями защиты. Тем, кто хочет надёжно защитить свой бренд, придётся вкладывать в спецэффекты средства, хотят они этого или нет».

«Специальные краски всегда будут использоваться для новых продуктов, — говорит Пайк. — Разработчики станут делать акцент не только на привлекающих внимание потребителя специальных красках, но и на решениях, выполняющих функции готового продукта. Пример — отпечатанные термохромными красками стикеры, меняющие цвет после того, как их хозяин провёл на солнце достаточно времени.

Байштедт считает, что рынок специальных красок будет расти по двум причинам: «Первая — идентификация и дифференциация торговых марок. При нынешнем уровне конкуренции и ценовом давлении во всех сегментах производители просто обязаны выделять товар на полке. Вторая причина — безопасность. Рынок насквозь пропитан подделками, а специальные краски — эффективный способ защитить любой товар (явно или скрыто)».


* Печатается с разрешения журнала Label & Narrow Web, www.labelandnarrowweb.com

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Цифровое мышление в упаковке и этикетке

Аналитические исследования и опыт типографий, перешедших на цифровые технологии изготовления упаковки и этикетки, говорят о том, что перспективы на этом рынке очень велики. А производители готовы предоставить типографиям лучшие инструменты — ЦПМ и расходные материалы для них.

Цифровое завтра уже сегодня

Тенденции в области листовой и рулонной цифровой печати.



Новый номер

Тема номера: С иголочки: всё о брендировании текстиля. RICOH Pro C7500. Скоростной УФ-принтер Artis CX-360G Gen 51. Текстильлегпром 2024. Кто побеждает в борьбе: DTG или DTF? День рождение будущего. Agfa Anapurna Ciervo H3200 + Спецпроект Publish Junior



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
    Проголосовало: 40