101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Смена цветового караула?

  • Игорь Терентьев
  • 6 июля 2005 г.
  • 4225

Терентьев Игорь Сначала цветопробы не было. В доцифровую эпоху единственным цветовым ориентиром для печатников служил оригинал, с которого делали репродуцирование. Зато можно было взять настоящий тиражный оттиск, проверить его, показать заказчику и получить одобрение. Если надо — в виде подписи на отпечатке. Подписанный документ становился эталоном и главным арбитром в спорах «попали-не попали». Печатная цветопроба и поныне остаётся лучшим инструментом в случаях особо ответственных (когда цена вопроса и требования к качеству очень высоки) и сложных (печать на цветных, металлизированных и фактурных материалах). Просто потому, что это не имитация, а точное повторение реального печатного процесса: те же красители, способ их нанесения и тиражный материал.

Недостаток один — очень дорого. Вы оплачиваете весь допечатный процесс плюс время работы печатной машины без гарантии результата. Парочка итераций — и начинают трещать даже самые твердокаменные бюджеты. Поэтому начался поиск альтернативных вариантов, осуществлённых, благодаря вторжению в полиграфию «цифры». Хотя легендарный DuPont Cromalin по своей сути — процесс аналоговый, именно сочетание его относительной доступности и качества с лёгкостью цифрового вывода плёнок на ФНА предопределило успех новшества. Повторилась ситуация с Xerox: «хромалин» стал именем нарицательным (несмотря на аналоги с другими названиями) и закрепился как стандарт де факто в контрактной цветопробе. Впрочем, в отличие от цветопробы печатной, получаемые экспонированием специальных плёнок с предварительно нанесённым красителем и последовательной термоламинацией отпечатки уже были не повторением, а имитацией. Основные ограничения хромалина — невозможность использования тиражного материала, неспособность воспроизведения всех нюансов печатного процесса, различия в спектральных характеристиках цветопробных красителей и печатных красок. К тому же, себестоимость в несколько десятков долларов за один лист А4 заставляла призадуматься.

На следующем этапе развития цветопробных решений началась настоящая вакханалия, от которой типографии только за голову хватались. Катализатором стали недорогие устройства цифровой печати, основанные на принципах сублимации, электрографии и струйном. Все они позволяли получать единичные оттиски за смешные (по сравнению с хромалином) деньги, причём сразу из электронного макета, минуя стадию вывода плёнок. Век сублимации (видимо, из-за её относительной дороговизны, необходимости специфических расходников и низкого разрешения) оказался короток.

Электрографические цветные системы с твёрдым и жидким тонером прижились и широко применяются для вывода пробных отпечатков… для самих себя. Очень удобно — клиент получает недорогой отпечаток заказа на тиражном материале, утверждает его и разрешает выполнение. Фактически, это цифровой аналог печатной цветопробы. Но в качестве контрактной цветопробы для офсета и других традиционных способов печати цветные копиры и принтеры не котируются. В первую очередь, из-за относительно низкой стабильности цветопередачи (в сравнении со струйными системами). Не секрет, что при повышенных требованиях к качеству цвета серьёзные цифровые типографии, располагающие современными ЦПМ, рекомендуют утверждать и печатать заказ в один день. Свою роль сыграло и пресловутое фьюзерное масло, долгое время (до изобретения полимерных тонеров) придававшее «фирменный» блеск лазерным отпечаткам.

Последние годы — это период расцвета и внедрения цветопробных решений на базе струйных систем. Струйные принтеры вышли на первый план (более экзотические решения, типа систем с лазерным экспонированием и термопереносом, погоды не делают – слишком дороги) по нескольким причинам. Одна из них — интенсивное наступление CTP и отказ от вывода плёнок. Как следствие, возникла необходимость получения крупноформатной цифровой цветопробы, по которой можно проверять цвета и спуски полос. Здесь конкурентов у «струйников» просто нет. Другие плюсы — высокая стабильность и управляемость струйной печати, доступность расходников. И хотя первые попытки перехода на цифровую цветопробу изрядно подмочили её репутацию в глазах типографий, напуганных заказчиками с вызывающе яркими струйными «цветопробами» в руках, оптимальных по цене и качеству альтернатив этой технологии нет. Похоже, именно струйным оттискам суждено сменить заслуженный хромалин на страже цвета. Подробности – в теме номера…

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Дела семейные

Publish стремится к экспансии: рост и развитие — это неизбежность любого проекта, который не планируется к закрытию. Зафиксировать состояние невозможно, «стабильность» — это просто другое имя деградации.

Мотивация биороботов

Мы подготовили несколько материалов на тему производительности труда. В процессе мы общались с директорами типографий и специалистами, работающими в отрасли, и получили очень разные ответы на заданные вопросы.

Выставок много — Publish один

В этом номере вы найдёте материалы о трёх выставках, которые входят в круг интересов журнала (и отрасли, для которой мы работаем). И все три выставки прошли в июне, но мы пишем про них только сейчас. Почему?

Вкусно?

В любой ситуации мы всегда должны понимать: будет лучше или хуже, это же — диалектика. В заказах на полиграфию мы сейчас наблюдаем два разнонаправленных тренда: получше и подешевле. Очевидно, структура спроса меняется. Но что это значит?

Сочи — город контрастов

В минувшем апреле прошло сразу два отраслевых мероприятия, на которых Publish выступает медиапартнёром.



Новый номер

Тема номера: Бумага и картон в России. Детали: Ausje tech MFB. VIPColor VP660. Обзоры: LIYU Platinum Q-Cut. Sprinter TC -F2132. Отметка «1000» пройдена. «Реклама-2024». Цифровые перспективы России. Варианты будущего для этикеточных типографий.



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
    Проголосовало: 42