В фильме Спилберга «Особое мнение» герой Тома Круза возвращается домой в состоянии жестокой депрессии. Дело происходит в будущем (2054 г.), мельчайшие детали которого Спилберг воспроизводит со свойственными ему дотошностью и необъятным бюджетом. Круз управляет голосом всем, что есть в доме, смотрит объёмные видеозаписи на футуристическом прозрачном экране. Но больше всего запомнилась забавная деталь — «ожившая» коробка с лёгким завтраком. Одно прикосновение — и мультяшные герои на ней начали танцевать и петь. Представляете, как отрываются детишки в магазинах, где таких коробок тысячи?!
И ведь картина будущего мира не высосана из пальца, а интерполирована на основе существующих и перспективных разработок 1999 г. учёными-футуристами специально организованной группы Think Tank. А кое-какие детали фильма уже реализованы — например, управляемый голосом «умный» дом. Видимо, следующий после голосового по степени удобства интерфейс человека с домашней электроникой — телепатический — показался футуристам делом слишком далёкого будущего. Хотя, скорее всего, киношники зарубили ради эффекта (телепатию же красиво не снимешь).
Но вернёмся к поющей коробке. По идее, уже сейчас ничто не препятствует созданию такого продукта. Миниатюризация позволяет надёжно упрятать всю электронику и элементы питания; тонкий цветной ЖК-экран на стенке коробки — тоже не проблема; пьезодинамики с лёгкостью извлекают звук из любой плоской поверхности… А не сделано это потому, что для дешёвого, массового товара такая упаковка, при всей её привлекательности с точки зрения маркетинга, окажется слишком дорогой. Буквально золотой…
Из всех способов массового серийного производства полиграфия, вероятно, способна на самый доступный продукт. И, что важно, гибкость её уникальна — от разработки до воплощения нового продукта проходят не годы и месяцы, а дни и часы. Печатники овладели множеством способов отделки — от тиснения фольгой и выборочного лакирования до лазерной высечки и термоподнятия. Что касается особых оптических эффектов, то самый «подвижный» из них — лентикулярная, или стерео-вариопечать.
При традиционной офсетной печати лентикулярные оттиски дороговаты — из-за необычайно высоких требований к приводке процент брака намного выше, чем для обычных работ. В последнее время всё чаще прямо по линзовым растрам печатают на планшетных широкоформатных УФ-принтерах. Брака намного меньше, повышается оперативность, становятся экономически выгодны малые тиражи, получаются изображения очень крупного формата. В статье наших американских коллег (с. 34) об этом упоминается только мельком, но подобным опытом уже могут похвастаться и в России. Мы обязательно расскажем о нём в одном из следующих номеров.
Очевидно, что технология станет дешевле при нанесении линзового растра в линию — прямо в печатной машине. Пока это кажется фантастикой, но в National Graphics пообещали представить такое решение уже в следующем году.
Стерео-вариопечать уже даёт причудливые эффекты: от объёмности до трансформации одного объекта в другой и даже анимации. Конечно, это пока не поющие мультяшные зайцы… Но появление массовой и недорогой печатной продукции с разнообразными эффектами уже не за горами — она будет востребована рекламным и упаковочным рынком.
Успешное внедрение технологии совсем не означает, что к вам сразу выстроится очередь за новомодными картинками. Требуются согласованные усилия специалистов по маркетингу, дизайнеров, печатников и даже распространителей. А может, и компаний-изготовителей электронных компонентов. Ведь клиенту нужна не технология, и даже не конечный продукт, а решение его проблемы — как продать больше, чем конкуренты, кукурузных хлопьев. Естественно, как только ему покажется разумной цена поющих зайцев, ищите их в магазинах города…