Проверенные временем голографические технологии противостоят подделкам.
Раньше при слове «фальшивка» многим представлялся сомнительного вида тип, предлагающий дефицитные вещи из-под полы. Сейчас интересы изготовителей контрафактной продукции вышли за рамки поддельных сумочек от Louis Vitton, бумажников Gucci и часов Rolex (хотя и от этого они не отказываются).
В марте этого года агенты Иммиграцион-ной и Таможенной полиции США изъяли со склада в Калифорнии 350 упаковок с игровыми карточками Yu-Gi-Oh! — самую крупную из когда-либо конфискованных партий.
По оценке представителей официального дистрибьютора карточек Upper Deck, её стоимость эквивалентна 3 млн долл. Схему удалось выявить, когда в Лос-Анджелесе агенту под прикрытием предложили 250 упаковок фальшивых Yu-Gi-Oh! за 36 тыс. долл.
«Самое неприятное то, что потенциальными жертвами были выбраны дети», — делится впечатлениями старший специальный агент Стив Ловетт, отвечающий за борьбу с торговлей контрафактной продукцией в Лос-Анджелесе.
Можно ли вообще застраховаться от подделок? Индустрия с оборотом в 350 млрд долл. набирает обороты, подрывая доверие к торговым маркам законопослушных компаний и подвергая риску потре-бителей всех возрастных категорий. «Негативных по-следствий масса: от выпуска под вашей маркой товаров заведомо худшего качества до угрозы здоровью потребителя, купившего контрафактный товар, — поясняет директор по маркетингу MPI Label Systems Чад Харлан. — Когда кто-то пытается украсть ваши идеи, он посягает на время и средства, вложенные в продвижение марки или компании».
Защита продукции
Аутентификация с многоуровневой защитой |
Вариантов защиты торговых марок у производителей товаров и упаковки масса — от мерцающих красок до меток радиочастотной идентификации (RFID). При этом голограмма остаётся одним из основных способов. Так, пропуска на национальный съезд Демократической партии США, проходивший в июле 2004 г., печатали на защитной бумаге HoloSecure от Proma Technologies.
Сначала был разработан макет с 2- и 3-мерной голографией, который типография Globe Ticket and Label отпечатала на бумаге HoloSecure в 4 краски с одной стороны и в 2 с оборота. После этого пропуска пронумеровали и добавили дополнительный защитный слой со скрытым маркером от Stardust Technologies. Из соображений безопасности были предусмотрены пропуска различных категорий с соответствующими цветовыми кодами, что потребовало более 100 комплектов печатных форм. Готовые пропуска проверили с помощью сделанного под заказ ИК-сканера, диагностирующего наличие или отсутствие маркера.
Все операции проходили в присутствии представителей службы безопасности, которые также проследили, чтобы отходы печати не вывозились до окончания съезда.
«Делать голограммы под заказ очень дорого, а минимальные объёмы заказов достаточно высоки, — говорит Харлан. — Всё зависит от окупаемости и того, сколько клиент готов потратить на защиту продукции». Далеко не все компании согласны вкладывать средства в индивидуальные голограммы, да и дорогая голограмма из нескольких слоёв требуется далеко не всегда.
На любой вкус
На полиэфирной плёнке LumBrite U6E (Toray Plastics America) можно выполнять прямое тиснение |
Специалисты выявляют всё больше случаев подделок недорогих товаров, как в случае с карточками Yu-Gi-Oh! «Для защиты такой продукции нужны более дешёвые голограммы», — уверен вице-президент по продажам AMAGIC Holographics Дж. Майкл Ривера. Перед производителями товаров и упаковки широчайший выбор решений для аутентификации — от голограмм и защитных красок до текста, внедрённого в структуру бумаги и картона. «Главное — выбрать желаемый уровень защиты, ориентируясь, само собой, на стоимость», — считает Ривера.
Простейшая голография для недорогой продукции — стандартные узоры (звёзды, треснувший лёд, пузырьки). Следующий уровень — голограмма со стандартным словом, например, «secure» или «genuine» (цена на 10-20% выше). Ещё дороже рисунок по выбору заказчика (логотип компании), затем идёт микротекст, а максимальную защиту обеспечивает прозрачная голографическая плёнка.
Обычно для голограмм используют материалы с серебряной подложкой. По словам Риверы, такая плёнка гарантирует считываемость голограммы сканером на 70-80%. С прозрачной голографической плёнкой показатель составляет всего 20-30%, но отказываться от неё не собираются, поскольку, к сожалению, подделывают и голограммы. Но это существенно снижает прибыли от контрафактной продукции, и многие производители не ищут путей усложнения голограмм.
Подчас голограмма — больше, нежели показатель аутентичности. Бросаясь в глаза, она становится визитной карточкой бренда или просто привлекает внимание к продукту. Nike для коробки с мячами для гольфа power distance разработала особую голограмму, которую нигде больше не использует. Годом раньше в серии мячей Mojo она применяла абсолютно другую, изготовленную на той же полиэфирной плёнке LumBrite U6E от Toray Plastics America с возможностью прямого тиснения.
«Пока рано говорить о защитной голограмме с декоративными функциями, но это придёт, и очень скоро, — уверен менеджер по развитию компании Toray Эрик Бартоломей. — Люди старшего поколения помнят, как лекарства продавали в обычных пузырьках; задачи привлечь покупателя к товару вообще не ставилось. С тех пор фармацевтика существенно изменила подход: теперь даже для рецептурных лекарств проводится имиджевая реклама, упаковки оснащаются средствами защиты. Рискну предположить, что со временем метод приобретёт широкую популярность».
В отличие от радиочастотных меток, голограммы способны брать на себя функции не только идентификации, но и поддержки торговой марки. Голографическое фото Джерри Уэста на атрибутике NBA сигнализирует покупателям: это продукция NBA, и она настоящая. «Пока голограмма — самый распространённый способ защиты, поскольку с ней потребителю легко определить подлинность товара, – говорит Ривера. – Мало кто обращает внимание, например, на микротекст. Голограмму видно сразу, и она свидетель-ствует, что продукт настоящий».
Наши
Используя голограмму, можно привлечь внимание покупателя к товару, но эффективность защиты зависит от осведомленности потребителя. Ведь он зачастую не знает, какой должна быть голограмма и что на ней нужно увидеть. К сожалению, сами голограммы тоже подделывают или просто подменяют. Поэтому владельцам торговых марок следует понимать, сколь важна рекламная кампания, дающая полную информацию в СМИ, на местах продаж, при проведении промоушен-акций.
Хороший пример — рекламная кампания банкнот евро. Были выпущены массовыми тиражами и распространены брошюры с подробными сведениями обо всех защитных технологиях, в т. ч. оптических элементах, которые, кстати, выпускаются немецкой фирмой Leonhard KURZ, чьи интересы в России представляет группа компаний «Дубль В».
Мисонжник Виктория (Misonzhnik@doublev.ru), руководитель направления OVD-технологий ГК «Дубль В»
* Печатается с разрешения редакции журнала Converting magazine. Copyright © 2004_Reed Business Information, a division of Reed Elsevier Inc. All rights reserved.