101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Экзамен для футболки<SUP><i><A HREF="#vr">*</A></i></SUP>

  • Майк Укена
  • 13 февраля 2006 г.
  • 8375
Предварительная проверка предложенной заказчиком ткани убережёт от некачественной печати и разочарованных клиентов. В статье приведены ключевые характеристики текстильных материалов и методы их входного контроля.

Одна из распространённых тем обсуждения с шелкотрафаретными производствами, специализирующимися на печати по одежде, — случаи несовместимости красок с тканями. И каждый раз выясняется, что никто даже не пытался предварительно проверить, насколько верно подобраны материалы, краски и условия техпроцесса.

Рискну утверждать, что не все ткани принимают пластизоль, вернее, не все пластизоли совместимы с любыми тканями. Если принять во внимание стоимость создаваемого при печати товара, станет очевидной необходимость тестирования, гарантирующего нужный результат.

Не стоит впадать в крайности. При работе с обычными чёрными и белыми хлопчатобумажными футболками известных фирм проверка каждой партии не нужна. Но если ткань содержит натуральные и искусственные добавки (полиэфир, вискозу, полиамид, шёлк, нейлон и др.), необходим тест на совместимость красок и качество печати. Рекомендуется тестирование и при печати на ткани непривычной плотности. Если основную массу заказов составляют футболки 150 г/м2, то при поступлении смесевого трикотажа с начёсом 80/20 (хлопок/полиэстер) плотностью 340 г/м2 проверка будет не лишней.

Виды тестов

О каких способах тестирования речь? Перечислим важнейшие параметры при работе с текстилем:

  • состав ткани и стойкость окраски;
  • пропитка/обработка ткани;
  • поверхностная плотность ткани;
  • способность удерживать влагу;
  • термостойкость (для основной и промежуточной сушек);
  • сублимация красителя;
  • совместимость с выбранной краской;
  • катализатор;
  • стойкость к стирке;
  • фибрилляция (неравномерность тканевой структуры).

И хотя не все значимы для каждого конкретного заказа, часть из них всегда будет актуальна.

Состав ткани и стойкость окраски

О какой ткани идёт речь? Поли-эфир? Смесь? А главное, верна ли информация на ярлыке? Чтобы понять, реально ли отпечатать тираж, нужно определиться с составом ткани — только тогда станет ясно, какие потребуются тесты и какая подойдёт краска или комбинация краска/катализатор.

Предположим, ткань промаркирована как 100% полиэфир, значит, с адгезией проблем не будет, а катализатор, скорее всего, не понадобится. Исключение — ткани с водоотталкивающим покрытием, где катализатор необходим для улучшения адгезии. Значит, не протестировав покрытие, мы будем действовать наобум, рискуя за это поплатиться.

При работе с полиэфирными тканями стоит проверить их уровень линьки и стойкость к термопереносу. Если при производстве ткань проходила термостабилизацию, подойдут высококачественные пластизоли с низким уровнем растекания, предназначенные для работы с чистым полиэфиром. На рынке появилось множество некачественных полиэфирных тканей, линяющих и чувствительных к термопереносу даже при соблюдении всех технологических требований. Поэтому тестирование содержащих полиэфир изделий обязательно.

Стойкость окраски оценивают с помощью теста на линьку. Самый простой способ — потереть ткань куском белого хлопка. Три раза сильно проведите им по образцу, намочите его и повторите операцию снова. Если на белой ткани окажется много красителя, необходимы дальнейшие испытания — нужно убедиться, что краситель не проникнет через пластизоль в процессе печати. Более точные методы проверки на термоперенос и миграцию красителя рассмотрены ниже.

Тест на линьку должны проходить все окрашенные ткани без исключения. Линять может даже чистый хлопок при наличии в нём несвязанной краски (как в джинсовой ткани цвета индиго). Если остаточного красителя слишком много, он просочится сквозь пластизоль и испортит нанесённый рисунок.

Пропитка/обработка

Практически все пропитки придают ткани водоотталкивающие свойства, а некоторые новые ещё и предотвращают появление пятен. В любом случае, это существенно сказывается на адгезии краски.

Чтобы определить наличие подобных веществ, для начала по-смотрите, впитывает ли ткань воду (достаточно нескольких капель). Если через пару секунд влага исчезнет, ткань не обработана. Наличие пропитки можно проверить и с помощью тестового отпечатка. Нанесите на материал некатализированный пластизоль и просушите в соответствии с инструкциями производителя.

При отслаивании краски повторите тест с катализатором (например, Nylobond) и оставьте до полного высыхания минимум на 24 часа (лучше на 72). Если краска не отходит, можно печатать тираж. Если не помогает даже катализатор, от заказа лучше отказаться.

Плотность

Характеристика важна из-за разницы в количестве энергии, необходимой для нагрева ткани при отверждении краски. Если печатники привыкли работать с футболками и неожиданно получили заказ на плотные комбинезоны или рубашки, необходимо отрегулировать настройки сушки. Не ждите, что ориентированная на 200-граммовые футболки сушка справится с комбинезонами по 2 кг при той же скорости транспортёра и температуре.

Способность удерживать влагу

Оценивая отверждение пластизоля, чаще всего упускают из вида влажность ткани. Многие печатники, особенно не сталкивавшиеся с проблемой, не сознают, что влажность существенно влияет на скорость отверждения пластизоля — при попадании в сушку влажной одежды ткань и краска не прогреваются до нужной температуры, поскольку энергия уходит на испарение влаги.

В моей практике был случай, когда в небольшую электрическую сушку загружали плотные рубашки с высоким содержанием хлопка (он удерживает больше влаги, чем полиэфир). После шести штук подряд температура сушки упала больше чем на 10 °С. К счастью, это вовремя заметили и выявили причину. Неудивительно, что качественное оборудование оснащают функцией предупреждения о резких температурных скачках.

Проверить содержание влаги в ткани просто: взвешиваете предмет, пропускаете через сушку и повторяете процедуру. Если до сушки рубашка весит 560 г, а после — 525 г, содержание влаги составляет 6,25% от общего веса. При таком количестве воды сушке придётся испарять литр воды на каждые 29 рубашек — существенная нагрузка на оборудование.

Термостойкость

У многих специальных тканей порог термостойкости, существенный для основной и промежуточной сушек, ниже обычного. Хлопчатобумажные футболки легко переносят широкий диапазон температур, но, просушив в тех же условиях нейлон, рискуете его испортить. Даже если используется та же краска, её сушат, ориентируясь на нижнюю границу рекомендуемого диапазона.

О том, что к температурному режиму для полиэфира следует подходить с осторожностью, знают все: чуть выше нагрев — и краска начнёт сублимировать. Это относится и к большинству новых материалов: границы термостойкости у них значительно ниже, чем у хлопка.

Сублимация

Выше уже рассматривался вопрос стойкости красителя и поднималась проблема его термопереноса. Для проверки сублимационной стойкости полиэфира и других искусственных материалов понадобится кусок белой хлопчатобумажной или смесевой ткани, образец полиэфира, термопресс и немного пластификатора. Поскольку на складе пластификатор-разбавитель в чистом виде встретишь нечасто (на это есть причины), его можно заменить прозрачной гелевой краской (в гелевой краске на основе пластизоля присутствует агрессивный пластификатор).

Тест термопереноса красителя На фото результаты тестирования трёх образцов на сублимацию красителя (слева направо): а) синяя ткань Spandex; б) красная ткань 50/50 хлопок/полиэфир известного поставщика; в) красный материал из 100% полиэфира неизвестного происхождения.

Нанесите каплю краски на образец, накройте его белой тканью и положите примерно на 15 с под термопресс при температуре 175 °С. Время не столь важно, но для корректных результатов должно быть постоянным во всех тестах. По этой же причине пользуйтесь одинаковой краской. Выньте из пресса и отделите ткань и образец. Небольшое количество красителя в геле на белой ткани считается нормой, характерной для правильно обработанного полиэфира. Значительный перенос красителя сигнализирует о проблеме. Примерные результаты теста на рис. 1.

Если термоперенос большой, попробуйте белую стойкую краску для 100% полиэфира, просушите образец, следуя инструкциям производителя, и оставьте на сутки в тёплом месте (оптимальные варианты — приборный щиток автомобиля, тепловая вентиляция или просто нагретый верх сушки). Если в краске опять присутствуют примеси, ткань не подходит для пластизоля.

Совместимость с краской

Если для работы намечена определённая краска, важно проверить её адгезию к ткани, отсутствие переноса красителя и стойкость к условиям, в которых будет использоваться продукция. Последний пункт может показаться странным, но мне столько раз приходилось выслушивать сетования на то, что обычный пластизоль плохо закрепляется на футбольных майках из смесевых тканей… Ничего удивительного — ведь он для этих целей и не предназначен! В таких случаях используют специальные, стойкие к истиранию краски для спортивной одежды.

Катализатор

Обычно катализатором для пластизоля выступает связующее на основе нейлона — например, прекрасно себя зарекомендовавший Nylobond. Его добавляют к краске при работе с водоотталкивающими смесевыми полиэфирными тканями. Добавление к пластизолю позволяет запечатывать даже нестойкие к термальной обработке материалы, поскольку отверждение проходит при минимальной температуре, безопасной для текстиля. Это не отменяет необходимость тестовых отпечатков — перед запуском в производство нужно убедиться, что катализатор действительно работает.

Стойкость к стирке

При оценке адгезии краски к какой-либо ткани не обойтись без проверки стойкости к стирке. Если установить стиральную машину на производстве нельзя, стирайте образцы дома или в прачечных.

Фибрилляция

Результат печати с помощью мелкоячеистой сетки по ткани с неравномерной поверхностью. После первой же стирки волокна ткани проходят сквозь красочную плёнку, и клиенты начинают жаловаться на «выцветание» изображения. На самом деле краска никуда не девается, просто недостаточно прочная плёнка не может противостоять волокнам. Если проблемы возникают с конкретным типом ткани или с определённым клиентом, проведите тест на стойкость к стирке, взяв за основу аналогично отпечатанный образец (те же краски и сетка). Клиент должен понимать, какой тираж получит.

Вопрос времени

У перечисленных тестов одна общая черта — они требуют времени. Чтобы провести их все, определив качество печати на конкретной ткани и совместимость с красками и добавками, потребуется день, а то и два. Если вам кажется, что это долго, ответьте на два вопроса:

  1. Сможете ли возместить затраты, если заказчик откажется от тиража?
  2. Имеются ли время и средства, чтобы переделать всё… как следует?

«Некогда делать, как надо, но всегда найдётся время на переделку» — известное выражение, отлично подходящее для шелкотрафарета. Необходимо, чтобы тесты на проблемных тканях стали неотъемлемой частью техпроцесса. Рекомендуем включать примечание о тестировании во все документы, к которым имеют доступ клиенты, — добавьте его в прайс-листы, повесьте объявление в офисе, поместите информацию на корпоративном сайте. Пусть ваши подходы к тестированию будут отражены даже в рекламном буклете. Например, в таком виде:

Ввиду специфики современных тканей, для принятия заказа в печать может потребоваться проведение тестов. Время тестирования — от одного до трёх дней — добавляется к сроку выполнения заказа. Если ткань подходит для печати, но требует дополнительной обработки, возможно изменение тарифов. Компания оставляет за собой право отклонить заказ, если ткань будет признана негодной для запечатывания.

Можно добавить еще один фрагмент: если перед выполнением работы будет принято решение о тестировании ткани, понадобится один или несколько дополнительных экземпляров запечатываемых изделий.

Когда заказчик отдаёт в работу пиджаки стоимостью в 200 долл., ему вряд ли хочется выделять отдельный экземпляр для тестирования. Тогда перед печатником два пути: через заказчика запросить у производителя образец ткани с инструкциями по обработке или браться за работу на свой страх и риск, без тестирования и гарантий.

Предположим, заказчик согласен печатать без тестов, тогда ваша задача — свести к минимуму брак. Вариант — пробная настройка оборудования: отпечатайте один экземпляр, оцените результат и, если всё в порядке, приступайте к настройке и печати основного тиража. Заказчик должен понимать, что придётся оплачивать дополнительные настройки, но для дорогой одежды это хороший вариант — он не безупречен, но поможет подстраховаться. Лучше вообще не браться за работу, объяснив ситуацию недовольному заказчику, чем иметь дело с разъярённым клиентом, видящим перед собой гору испорченной одежды и требующим денежной компенсации.

Тестовая лаборатория

Организовать тестовую лабораторию несложно и недорого, для небольшой фирмы даже не по-требуется отдельного помещения. Главное, чтобы всё необходимое было под рукой — поиск инструментов не должен отнимать много времени. Крупной компании потребуется выделить под лабораторию специальную зону с перечисленным оборудованием:

  • термопресс для тестов на сублимацию красителя;
  • несколько сеток для ручной тестовой печати;
  • стиральная машина и сушка;
  • стол для вспомогательного оборудования и документации.

Я сознательно не включил в список конвейерную сушку, поскольку считаю, что тесты на высыхание, термостойкость и влажность нужно проводить в производственных условиях — небольшая лабораторная установка не даст верных данных.

Убедиться в наличии всей информации поможет стандартная тестовая форма (на рис. 2 результаты проверки партии плотных рубашек). Самое важное — комментарии проверяющего, которые необходимо перенести в сопроводительную документацию. Лучше, если тесты станут стандартной её частью, дабы вопросов, насколько подходит для печати та или иная ткань, вообще не возникало.

Стандартная форма для тестирования ткани. Хорошая идея — разработать стандартный документ с характеристиками ткани, которые необходимо проверять перед запуском заказа в производство

Поначалу тестирование будет отнимать силы, но обязательно сэкономит время и средства. Чтобы испытания вошли в повседневную практику, достаточно лишь нескольких возвратов товара от разочарованных клиентов.


Майк Укена, 15-летний опыт работы в шелкографии, бывший владелец салона трафаретной печати по текстилю, работавший директором по технической подготовке Ассоциации специальных видов печати; член Академии трафаретной печати, часто выступает с докладами по технологии и менеджменту; технический представитель отдела продаж Union Ink.


* Перепечатывается с разрешения журнала Screen Printing. Подписка на сайте www.stmediagroup.com. Дополнительная информация по трафаретной печати — www.screenweb.com.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ


Новый номер

Тема номера: С иголочки: всё о брендировании текстиля. RICOH Pro C7500. Скоростной УФ-принтер Artis CX-360G Gen 51. Текстильлегпром 2024. Кто побеждает в борьбе: DTG или DTF? День рождение будущего. Agfa Anapurna Ciervo H3200 + Спецпроект Publish Junior



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
    Проголосовало: 39