Знакомство со статьёй господина Кампа из журнала FlexoTech за май/июнь 2004 г. (её перевод опубликован в ФСП №6, 2005 г.) побудило написать комментарий, в котором я попытался раскрыть ряд оставшихся за её рамками важных моментов, устранить возможные неясности.
Особенность когда-то изобретённого хромированного анилокса с гравированием — улучшенный краскоперенос и износостойкость, обеспечиваемая нанесённым на гравированную поверхность хромовым покрытием. Затем в секторе гибкой упаковки широко распространились негативные ракели. Новая ракельная система с одним стальным лезвием заметно повысила качество печати. Но контакт стали с хромированной поверхностью валов вновь заострил вопрос об износостойкости. Быстрое изнашивание приводило к нестабильной печати из-за снижения объёмов переносимой валом краски.
В начале 80-х Union Carbide a Coating Technology (пионер в области лазерного гравирования валов с керамическим покрытием) попробовала распылять на гравированные механическим способом валы керамическое покрытие с помощью плазменной пушки. Метод назвали overlaid Ceramics (поверхностная керамика). Несмотря на повышенную износостойкость готовых валов, покрытие было неравномерным, что сказывалось на печати. Одной из проблем стали «снежные наносы» (snow drift): структура покрываемых керамикой ячеек оказывалась неоднородной из-за разнотолщинного покрытия, что приводило к нестабильному краскопереносу.
Технология «поверхностной керамики» положила начало современному лазерному гравированию анилоксов с керамическим покрытием. Эти валы и стали сердцем печатного процесса. Именно они позволили флексографии достичь нынешнего уровня, сделали возможной разработку камерного ракеля, контролирующего перенос краски на форму на немыслимых ранее печатных скоростях, стимулировали инновации в области печатных пластин и красок.
К концу 80-х на рынке стали появляться новые производители, в частности Pamarco (Великобритания) и Sandon Frp (Великобритания), не только обслуживающие внутренний рынок, но и работающие на экспорт. За ними последовали Zecher и Wetzel (обе — Германия), Harper (США), Simec (Италия), Cheshire (Великобритания). По мере развития отрасли на мировом рынке возникали и другие имена.
Сегодня потребителю предлагается широчайший ассортимент анилоксов. Их основой могут быть сплошные и полые валы из стали, нержавеющей стали или алюминия, сборные из алюминия и нержавейки, гильзы и рукавные композиты и др. Гравируются они как механи-чески, так и с помощью лазера. У некоторых фирм — специальные разработки для узкорулонного рынка, например, Opti-Lite от Sandon Global и Lightlox от Praxair.
При механической гравировке валы покрывают хромом или керамикой (Cr2O2). Поверхность готового анилокса обрабатывают специальными составами или ещё до начала гравирования наносят уплотняющие материалы для снижения пористости.
Валы с керамическим покрытием гравируют лазерами CO2 или YAG, формирующими ячейки в одно-, двух — и многоимпульсном режиме. Корректировка типа/формы ячеек, размещение их под нужным углом улучшает краскоперенос, сокращает точечные дефекты и шаблонирование.
Поверхность вала можно обработать водоотталкивающим составом, что, по мнению ряда разработчиков, даёт определённые преимущества — ITS и Nonocare (Zecher), Rainbow (Praxair), ENC (Sandon Global).
Что касается контроля качества, то все компании предоставляют клиентам документацию с допусками по механической обработке и, главное, с параметрами лазерного гравирования, в т. ч. объёмом готовых ячеек. Для этого пользуются жидкостными методами измерения или электронными. Некоторые приводят теоретический объём, ориентируясь на глубину гравирования.
Действительно, техническая информация разных производителей зачастую противоречива. Нужно учитывать и допуски гравировального оборудования, и стабильность показателей от вала к валу.
Новое поколение керамических анилоксов с лазерным гравированием, которыми сейчас комплектуется 90% печатных машин, предусматривает гравирование с очень высокими линиатурами. Но не стоит забывать о размере растровой точки на высоколиниатурной печатной форме, в противном случае есть риск нестабильной печати, выпадения точек, чрезмерного растискивания и т. д. Как упоминалось, технологии лазерного гравирования продолжают развиваться, и линиатура анилоксовых валов достигает 800 лин./см и выше, хотя практическая ценность таких растров для высококачественной печати пока под вопросом. Сейчас нормой считаются валы с линиатурой до 600 лин./см.
Автор правильно обращает внимание на необходимость серьёзного подхода к выбору анилокса. Качество окончательного гравирования во многом зависит от типа лазерной установки и мастерства оператора.
Влияют на выбор тип используемых печатного оборудования, красок, формных материалов, монтажной ленты и запечатываемого материала, алгоритм растрирования, особенности ракельной системы и многое другое.
Настоятельно рекомендую проконсультироваться с выбранным поставщиком анилоксовых валов, поскольку именно анилокс — ключ к качественной и стабильной флексографской печати. Это высокотехнологичная и важная часть техпроцесса, вобравшая в себя массу исследований и разработок.
Анилоксовый вал продолжает совершенствоваться — у каждого производителя своя программа исследований. Это хорошо с точки зрения прогресса, но проблема единого мирового или хотя бы европейского стандарта может так и остаться нерешённой.
Джон Миллингтон (j.millington@sandonglobal.com), технический директор компании Sandon Global.