Полиграфические компании не слишком успешны в освоении новых рынков. Цифровые технологии печати стали активно осваивать отнюдь не типографии, а предприниматели и компании, далёкие от печатного дела. Считанные коммерческие типографии инвестировали средства в струйные принтеры сверхширокого формата, обслуживающие рынки плакатов, вывесок, POS-материалов и другие направления. То же и с цифровыми печатными машинами: большая часть покупателей — сервисные бюро, компании, занимающиеся прямыми почтовыми рассылками, IT-организации. Полиграфисты стали интересоваться этим оборудованием только в последние годы, и то под давлением заказчиков. Независимо от специализации (офсет, флексография, глубокая или трафаретная печать) они крайне сдержанны к новым технологиям и незнакомым сферам. Реакция следует с большой задержкой, в результате компания приходит уже на сформировавшийся рынок.
Сейчас велик интерес к сегменту печатной электроники, с которым почти никто из полиграфистов незнаком. Должен признаться, я и сам знаю о нём немного, но сейчас стараюсь выяснить, что он принесёт печатной отрасли. На выставке Print-05 укромный уголок в одном из залов был отведён специально для представителей этого направления, а Майкл Клеппер из RIT провёл семинар «Знакомьтесь: печатная электроника и радиочастотная идентификация» (Printed Electronics and RFID Are Coming).
Батареи, компьютерные схемы, гибкие мониторы и другую электронику сейчас печатают. Именно печатают. Что это означает для коммерческой типографии — переориентацию или полное переоснащение? Кто будет контролировать направление — полиграфическая индустрия или электронная? Всё это и многое другое в интереснейшем семинаре c 19 по 21 апреля (Кембридж, Великобритания).
ЧТО ВЫ УЗНАЕТЕ?
- Какие технологии подходят для печати электроники.
- В каких устройствах применяется печатная электроника.
- Что можно сказать о будущем RFID, зная историю универсального кода продукции UPC.
- Какие рыночные силы стимулируют стремительное развитие печатной электроники.
Насколько реальна сейчас печатная электроника, и стоит ли ею заниматься коммерческой типографии? Пока не знаю, и вряд ли кто-нибудь в состоянии дать однозначный ответ. Ясно одно: зарождается новая серьёзная технология — печать электронных устройств и компонентов с помощью красок и традиционных способов печати. В основе естественные полупроводники — специальные пластики для изготовления транзисторов и других составляющих. В отличие от кремниевых полупроводников, получаемых методом травления, естественный полупроводник достаточно нанести на материал, а полиграфия позволяет делать это очень недорого и большими тиражами. Продолжается работа и над неорганическими металлизированными красками для воспроизведения электронных компонентов.
Уже есть готовые решения, но пока узкоспециализированные, неактуальные для коммерческой печати — например, специальные струйные системы для изготовления электронных дисплеев и другие разработки. Есть и перспективные направления — в частности, RFID (метки радиочастотной идентификации). Вполне возможно, в перспективе такие метки будут печатать непосредственно на товарной упаковке — опознаваемая картонная тара для складского учёта и дистрибуции или альтернатива штриховому кодированию потребительских товаров и даже продуктов питания.
Всё это открывает широчайшие перспективы, но одолеют ли их современные типографии? Или полиграфия снова упустит огромный рынок, не захотев менять подход к бизнесу?
Сразу после IPEX, где обязательно будет несколько экспонентов с технологиями печатной электроники, я планирую проанализировать перспективы этого направления. Возможно, когда печатная электроника станет реальностью, я уже отойду от дел, но уж слишком быстро всё сейчас меняется. Собираюсь посетить конференцию по печатной электронике, организованную IDTechX при Кембриджском университете Великобритании. Аналогичные мероприятия пройдут и в США. А вам рекомендую поискать подробную информацию на сайтах http://printedelectronics.idtechex.com/ printedelectronicseurope06/en/index.asp и http://rfid.idtechex.com/ smartlabelsusa06/en/index.asp.