Дупликатор, копипринтер, ризограф — все эти названия используются для обозначения устройств, находящихся по характеристикам между копировальными аппаратами и однокрасочным малоформатным офсетом.
Название «ризограф» популярнее: в базе данных «Яндекса» более 314 тыс. страниц против 72 тыс. у «дупликатор». Но мы будем называть устройства именно цифровыми дупликаторами, поскольку слово «ризограф» имеет к этому классу оборудования почти такое же отношение, как «ксерокс» к копировальным аппаратам.
Duplo DP21 SII |
С однокрасочной офсетной машиной их роднит впечатляющая (хотя и меньшая) скорость печати, возможность печати многоцветных изделий в несколько проходов и существенная зависимость стоимости отпечатка от тиража. Для одного экземпляра — 20-25 центов (здесь и далее не учитывается стоимость бумаги), для 10-ти — уже вполне приемлемые 1-2 цента за оттиск, а при тираже 100 и более цену отпечатка проще указывать в копейках — 2-15. Общие с копировальным аппаратом черты — простота эксплуатации и моментальное получение первой копии. Они и внешне очень похожи, за исключением солидного приёмного лотка под несколько сотен листов бумаги.
Внутреннее пространство
RISO RZ 200 |
Хотя дупликатор является довольно сложным устройством, в эксплуатации он ничуть не сложнее копировальной техники среднего уровня. Чтобы получить несколько сотен копий, достаточно положить оригинал на стекло сканера, выбрать количество и нажать кнопку. Секунд через 15-20 в приёмном лотке окажется первая копия, а за ней со скоростью 1-3 листа в секунду последуют остальные.
А что происходит внутри? Сканер считывает изображение с оригинала, управляющая электроника преобразует его в цифровую форму и передаёт информацию на блок управления термоголовкой, которая прожигает в мастер-плёнке мельчайшие отверстия — печатные элементы. Полученный «кадр» называют мастер-формой или трафаретом. Трафарет фиксируется за один край и распределяется по внешней поверхности красочного барабана из полимерной сетки. Внутрь барабана подаются чернила на водной основе, которые распределяются по поверхности барабана, пропитывают внутренний пористый слой трафарета и попадают на бумагу там, где на внешнем плотном слое мастер-плёнки прожжены отверстия. Бумагу к красочному барабану с трафаретом прижимает пресс-ролик — аналог печатного цилиндра в офсетных машинах. У большинства моделей он диаметром около 5 см, но есть конструкции, в которых диаметры прижимного ролика и красочного барабана равны, что усиливает сходство с офсетом.
Перед печатью следующего тиража мастер-форма автоматически удаляется с барабана и помещается в бункер для отработанной плёнки, а печать начинается с начала. Сохранить трафарет для дальнейшего использования невозможно.
Скорость
Ricoh Priport HQ7000 |
Интересное отличие дупликаторов от принтеров и копировальных аппаратов — независимость производительности от размера отпечатка. Она определяется только скоростью вращения красочного барабана и обычно составляет 80-120 отт./мин. К моменту написания статьи рекорд принадлежит Riso — новый RZ-970 разгоняется до впечатляющих 180 отт./мин, а среди аппаратов начального и среднего уровня лидирует Seiki — 150 отт./мин.
Во всех аппаратах можно варьировать скорость печати и снижать её в 1,5-2 раза по отношению к максимальной. При этом через сетку красочного барабана и мастер-форму на бумагу успевает попасть больше чернил и оптическая плотность изображения повышается. Ещё одно следствие — у отпечатка больше времени, чтобы подсохнуть в приёмном лотке перед падением на него следующей копии. А это полезно для предотвращения отмарывания. Некоторые модели имеют специальную функцию — красочный барабан делает 1–9 холостых оборотов без подачи бумаги.
Качество
Дупликаторы не могут похвастаться выдающимся качеством. Разрешение печати, определяемое разрешением «линейки» термоголовки, у большинства равно 300 dpi, некоторые повышают разрешение за счёт уменьшения шага перемещения мастер-плёнки при прожиге трафарета (до 300х600 dpi), и лишь самые дорогие модели выдают честные 600 dpi. Точки на оттисках имеют неправильную форму за счёт неравномерного впитывания жидких чернил в бумагу. Впрочем, качество вполне приемлемо для рекламных объявлений, инструкций, прайс-листов, малотиражных газет, учебных брошюр и других материалов, где основные составляющие — текст и простые иллюстрации.
MB DD 75 |
Разработчики дупликаторов научили их печатать и монохромные фото. Наиболее популярный вид растра — стохастический. Но можно использовать и регулярный растр с настраиваемой линиатурой — при разрешении печати 300 и даже 600 dpi растр очень заметен, но тоновые градации прорабатываются лучше, чем при стохастическом растрировании.
Не стоит ждать от дупликатора и полноцветных изображений — такие эксперименты проводили при появлении этих устройств на рынке, но сейчас от них отказались. Основная проблема при цветной печати — неприводка. Несмотря на все ухищрения, она велика — влияет и погрешность механизма подачи, не имеющего бокового равнения, и нестабильность размеров бумаги и мастер-формы. В результате на дупликаторах печатают лишь не требующие точного совмещения многоцветные сюжеты.
Затратные материалы
В дупликаторе используются три вида расходных материалов — мастер-плёнка, чернила и бумага.
Ricoh Priport HQ9000 |
Мастер-плёнка используется для изготовления трафаретных форм. Внешне похожа на кальку и поставляется в рулонах длиной несколько десятков метров. Состоит, как минимум, из двух слоёв: влагонепроницаемого, в котором прожигаются отверстия для краски, и пористого (обычно из целлюлозы), обеспечивающего непрерывное и равномерное поступление краски через отверстия. Усовершенствование плёнки — один из способов улучшить качество отпечатков. В аппаратах, печатающих с разрешением 600х600 dpi, используется улучшенная плёнка из трёх слоёв: у Ricoh, Nashuatec и Rex-Rotary она называется HQ, у Riso — HD. Особенность — дополнительный микропористый слой, равномернее распределяющий краску и улучшающий качество печати. В 600-точечные аппараты можно установить и старую плёнку, но это не лучшим образом повлияет на качество.
Гарантированный тираж с одной формы 2-4 тысячи оттисков. Но все производители и пользователи уверяют, что ресурс значительно выше и для простых оригиналов (чистый текст, без больших заливок и сплошных линий) доходит до 10 и более тысяч листов. Ресурс мастер-плёнки во многом зависит и от требований к качеству, т. к. трафарет разрушается не мгновенно: сначала деформируются прямые горизонтальные линии, затем разрушаются мелкие элементы, форма вытягивается в длину и т. д.
RISO RZ 570 |
При обычной работе на каждый комплект требуется одна мастер-форма. Исключения — форма испорчена при удалении застрявшего в дупликаторе листа бумаги (случается нечасто) или тираж превышает ресурс одной формы (такому заказу можно только позавидовать). Расход плёнки на изготовление одной мастер-формы зависит только от размера барабана. Даже если в подающем лотке находятся листы 10Ё15 см, на каждый комплект будет израсходовано столько плёнки, чтобы её было достаточно на весь барабан. В результате — неэкономный расход плёнки. Да и расход краски немного увеличивается — несколько грамм потребуется на пропитку пористого слоя по всей площади формы. Это особенно критично на коротких тиражах и для владельцев аппаратов формата А3. Очевидный способ избежать перерасхода плёнки и чернил — заполнить большой формат несколькими маленькими изображениями. Это несложно сделать даже при копировании со сканера: практически все модели размещают два изображения (одинаковые или разные) на одном листе. Установка в дупликатор красочного барабана меньшего размера (соответствующего формату А4 или B4) предусмотрена во всех дупликаторах формата А3. Единовременные затраты — около 1000 долл. за барабан. Экономия при печати каждого комплекта — около 12 центов на мастер-плёнке и 5 центов на уменьшении затрат краски на пропитку формы. Целесообразно ли это экономически, решать вам.
Краски для дупликаторов продаются в ёмкостях 500–1000 мл (в зависимости от модели). Если в спецификации или прайс-листе указан ресурс банки в страницах, скорее всего, он справедлив только для одного идеального случая — «сферического дупликатора, работающего в вакууме» — и может доходить до 30 000 оттисков с одного литра чернил. Реальный расход чернил предсказать непросто — он зависит от многих факторов. И степень заполнения изображения — не единственный. Некоторое количество чернил будет израсходовано ещё до печати первого оттиска (чтобы пропитать пористый слой мастер-формы): 3-5 г в зависимости от формата — этого объёма хватит на пару сотен отпечатков с традиционным пятипроцентным заполнением.
MB DD 30 |
Второй трудно предсказуемый фактор — скорость печати. Способность барабана и мастер-формы пропускать чернила ограничена, и чем больше листов проходит через барабан за единицу времени (т. е. чем выше скорость), тем меньше краски попадает на каждый лист. Влияет на расход и температура: чем она выше, тем меньше вязкость краски и больше её расход.
Чернила для дупликаторов водорастворимы, поэтому изображения могут смазываться от касания влажных рук, а для наружного применения продукцию придётся ламинировать. Но натуральная основа чернил делает их безвредными для здоровья, что открывает дупликаторам путь в детские учреждения.
При выборе бумаги главное — не использовать мелованные и глянцевые материалы. Краска закрепляется только за счёт впитывания, поэтому на плохо впитывающем носителе никогда не высохнет. К счастью, это требование вполне сочетается с общим принципом владельца дупликатора — «как можно дешевле».
В отличие от лазерных печатающих устройств, разработчики дупликаторов не прилагают особых усилий для увеличения максимальной плотности бумаги (150–210 г/м2 в зависимости от модели), хотя для них это не представляло бы проблемы. В дупликаторах больше ценится работа с тонкой и дешёвой бумагой. Все устройства печатают на бумаге 50 г/м2, многие — на бумаге 40 г/м2, а рекорд принадлежит младшим моделям Ricoh, Rex-Rotary и Nashuatec — 35 г/м2.
Duplo DP 460 |
У большинства моделей ёмкость лотков относительно невелика: 500–1500 листов плотностью 70–80 г/м2. Это означает, что закладка бумаги может потребоваться каждые 5-10 минут работы. Если непрерывное дежурство у работающего аппарата не входит в планы, подумайте об опциональных устройствах подачи/приёма повышенной ёмкости (до 3000-3500 листов) или о приобретении дупликатора высшего уровня, в комплект которого такое устройство уже входит. Высокая скорость печати требует от разработчиков особой заботы о системе подачи бумаги. Привычное решение — использование прямого тракта подачи бумаги с подачей бумаги сбоку. Лотки с фронтальной загрузкой под механизмом, столь привычные по лазерным принтерам и копировальным аппаратам, — скорее, экзотика и встречаются только в некоторых аппаратах Riso. Они увеличивают общий объём лотков подачи, но диапазон рабочих плотностей бумаги значительно меньше — 50–100 г/м2.
Машинная цензура
Дупликатор — удивительный по компактности комплекс, состоящий из сканера, растрового процессора, устройства изготовления форм и печатной машины |
Конечно, дупликаторы не накладывают никаких ограничений на содержание печатаемого документа. А вот его дизайн лучше готовить с учётом особенности технологии печати.
Не стоит злоупотреблять мелкими шрифтом и деталями. Буквы размером 6 пунктов разборчивы, но читать большие объёмы такого текста нелегко. При использовании выворотки лучше ограничиться рубленой гарнитурой типа Helvertica или Arial. Шрифты с засечками (Times) и декоративные могут «заплывать» даже на 14 кегле.
Не стоит печатать документы с высоким заполнением на тонкой бумаге — она может покоробиться и прилипнуть на красочном барабане или свернуться в трубочку уже в приёмном лотке.
Проблемы могут возникнуть и при печати изображений с очень неравномерным распределением чернил — например, левая (по ходу движения листа) половина полностью залита 100% плашкой, а правая — пустая. При этом лист может развернуться в приёмном лотке, и печать придётся приостановить. Впрочем, правильная настройка приёмного лотка частично решает эту проблему.
Сканировать или печатать?
Коробочка в центре фотографии – это картридж с краской |
Сканер — стандартный элемент всех дупликаторов. На самых простых моделях он протяжной (как в недорогих офисных факсах) и рассчитан только на один лист. На таком устройстве невозможно сделать копию с толстого документа, а тем более с книги. В некоторых моделях возможна автоматическая подача пары десятков оригиналов. Проблему с книгами она не решит, но объём ручного труда оператора иногда снизит.
Универсален планшетный сканер, который используется во всех аппаратах формата А3 и некоторых устройствах меньшего формата. Копирование книжного или журнального разворота с ним не представляет проблемы. Устройство автоподачи документов (обычно опциональное) позволит ещё и автоматически заменять оригиналы — но, к сожалению, только если это отдельные листы. Автоматически листать страницы оно не умеет.
Возможности дупликаторов по обработке изображений при сканировании обширны. Это печать нескольких изображений (с разных оригиналов) на одном листе и различные типы растрирования при печати фото. В самых продвинутых моделях отсканированное изображение можно сохранить в памяти дупликатора, чтобы напечатать без бумажного оригинала.
Riso MZ-770 – единственный на рынке двухцветный дупликатор |
В наш век всеобщей компьютеризации источником большинства изображений являются не бумажные носители, а электронные документы. Все дупликаторы могут быть подключены к компьютеру с помощью дополнительно приобретаемого компьютерного интерфейса (а некоторые модели поставляются с ним в комплекте). Компьютерный интерфейс может выглядеть как плата, встраиваемая в дупликатор, а может — как отдельное устройство. К дупликатору она подключается специальным кабелем, а к компьютеру — через стандартные разъёмы. Как правило, это параллельный или USB-порт, реже — сетевые: проводной Ethernet или беспроводной Wi-Fi (в новых контроллерах Ricoh). Доступные по цене интерфейсы работают только по стандарту GDI, а за устройство, понимающее Adobe PostScript, придётся заплатить несколько тысяч долларов; впрочем, необходимость этой функции (довольно дорогой) в случае простой монохромной печати не очевидна.
Если компьютерный интерфейс не входит в комплект, оплачивать его придётся отдельно — от сотен до тысяч долларов. Многие пытаются сэкономить и покупают недорогой лазерный (или даже струйный) принтер, предназначенный для переноса электронного макета на бумагу. И уж с неё делаются копии. Трудно сказать, насколько это оправданно экономически, тем более что при печати через интерфейс качество значительно выше, чем при копировании — гораздо улучшается передача мелких деталей, полутоновых градиентов и заливок.
Цветная печать
Почти все нынешние дупликаторы печатают только одним цветом. Но их возможности простираются далеко за пределы скучного чёрного текста на белом фоне. Простейший способ украсить жизнь — печатать на цветной бумаге.
Для получения ещё более цветных отпечатков нужно выполнять печать в два приёма. Вначале одним цветом (например, чёрным), а затем другим. Для смены нужно заменить красочный барабан. Простая операция (всего несколько секунд) не требует ни специальных приспособлений, ни высокой квалификации.
Красочный барабан – один из самых дорогих компонентов дупликатора: его цена превышает 1000 долл. |
Немного сложнее добиться того, чтобы два цвета на одном листе полностью совместились. Для этого все дупликаторы умеют смещать изображение на листе. Поперечное смещение осуществляется вручную, за счёт сдвига стопы бумаги в подающем лотке или самого лотка, а продольное — за счёт регулировки начального положения красочного барабана с пульта управления. Большинство моделей позволяют прямо во время печати настраивать положение изображения в обоих направлениях в пределах 10 мм с шагом 0,5 или 1 мм.
Каждый производитель имеет свою палитру, состоящую из одного-двух десятков цветов. Теоретически возможен и заказ собственного цвета, но минимальный объём ограничен (несколько десятков картриджей). Кроме чёрной и цветной краски, доступна экзотика: люминесцентные (видны только при ультрафиолетовом освещении) и металлики (но получить блестящую поверхность не получится — не позволяют особенности технологии).
Для каждого цвета требуется свой барабан; замена краски в нём — процедура сложная и выполняется в сервис-центре (около 100 долл.). Вряд ли кто-то решится оплачивать эту работу для печати одного заказа. Так что возможности цветной печати во многом будут определяться количеством красочных барабанов, имеющихся в компании.
Выбор цветов для заправки может стать нелёгким делом, ведь ассортимент цветных красок, предлагаемых производителями обширен. В качестве второго (после чёрного) цвета обычно выбирают красный или синий.
Если объёмы двухцветной печати велики, подумайте об автоматизации процесса. Сейчас есть два решения. Riso MZ770 — единственный двухкрасочный дупликатор на рынке. Два красочных барабана обслуживаются одним механизмом изготовления и подачи мастер-формы, который перемещается от одного барабана к другому. Это самый дорогой аппарат в нашем обзоре, но поставляется с компьютерным интерфейсом и двумя красочными барабанами.
«Почти дупликатор» TCII-R упростит печать двухкрасочных тиражей |
Другую концепцию двухцветной печати предлагает Ricoh. Материальное представление это концепции — устройство TC-IIR. Это «урезанный» дупликатор, в нём есть полноценная система подачи/проводки/приёма бумаги со скоростью 60–120 стр./мин, но нет устройства для изготовления мастер-форм и установки их на барабан. Подготовку двух красочных барабанов к печати нужно выполнять на другом дупликаторе — JP5000, JP5500, JP8500 или HQ9000. Затраты времени и сил на подготовку к печати вполне компенсируются относительно невысокой (около 6500 долл.) ценой устройства. Правда, для него придётся приобрести необходимые красочные барабаны, в комплект они не входят.
Почти обязательные и просто полезные
Упомянутые выше дополнительные красочные барабаны и компьютерный интерфейс — наиболее популярные опциональные устройства, используемые с дупликатором. Другие устройства пользуются очень скромным спросом. В качестве примера можно привести устройство автоматической подачи оригиналов для планшетного сканера. Вместе с ним удобно использовать ленточный маркер (или автозакладку), который разделяет цветной бумажной лентой комплекты, сделанные с разных оригиналов.
Расширит диапазон оказываемых услуг послепечатное оборудование. Резак полезен для разделения большого формата на несколько небольших изображений (помните рассказ о неэкономичности печати маленьких форматов?). Сортировщик изменит порядок расположения листов при печати брошюры с (1,1,1…), (2,2,2…), (3,3,3…) на (1,2,3), (1,2,3)… После чего остаётся сшить комплекты в брошюровщике и подрезать края на резаке. И у вас в руках — качественный продукт, состоящий не из 50-см стопки бумаги, а из нескольких сотен профессионально изготовленных брошюр, которые не стыдно отдать деловому партнёру.
Применять только наружно?
В нашей стране дупликатор чаще всего встречается в компаниях, предоставляющих услуги оперативной печати внешним заказчикам, да в крупных образовательных учреждениях. А вот за рубежом они весьма популярны в средних и крупных офисах. Умеющие считать деньги европейцы и американцы чётко знают, что напечатать 3 экземпляра документа можно на принтере, дюжину — лучше на копире, а 20 копий — только на дупликаторе (если нет ограничений по качеству). В Японии дупликаторы используют уже для 10-12 копий. Для них там находится немало дел. Печатать бланки (оттиск, сделанный на дупликаторе, можно использовать для лазерной печати), прайс-листы, инструкции для пользователя, внутреннюю документацию гораздо дешевле и быстрее на дупликаторе, чем на лазерном принтере или даже производительном копировальном аппарате. Только инерция мышления и слабая информированность о возможностях дупликатора мешают их широкому распространению в офисах.
Цифровые дубликаторы