101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Между копиром и офсетом

  • Андрей Лыгун
  • 6 марта 2006 г.
  • 7538

Дупликатор, копипринтер, ризограф — все эти названия используются для обозначения устройств, находящихся по характеристикам между копировальными аппаратами и однокрасочным малоформатным офсетом.

Название «ризограф» популярнее: в базе данных «Яндекса» более 314 тыс. страниц против 72 тыс. у «дупликатор». Но мы будем называть устройства именно цифровыми дупликаторами, поскольку слово «ризограф» имеет к этому классу оборудования почти такое же отношение, как «ксерокс» к копировальным аппаратам.

Duplo DP21 SII

С однокрасочной офсетной машиной их роднит впечатляющая (хотя и меньшая) скорость печати, возможность печати многоцветных изделий в несколько проходов и существенная зависимость стоимости отпечатка от тиража. Для одного экземпляра — 20-25 центов (здесь и далее не учитывается стоимость бумаги), для 10-ти — уже вполне приемлемые 1-2 цента за оттиск, а при тираже 100 и более цену отпечатка проще указывать в копейках — 2-15. Общие с копировальным аппаратом черты — простота эксплуатации и моментальное получение первой копии. Они и внешне очень похожи, за исключением солидного приёмного лотка под несколько сотен листов бумаги.

Внутреннее пространство

RISO RZ 200

Хотя дупликатор является довольно сложным устройством, в эксплуатации он ничуть не сложнее копировальной техники среднего уровня. Чтобы получить несколько сотен копий, достаточно положить оригинал на стекло сканера, выбрать количество и нажать кнопку. Секунд через 15-20 в приёмном лотке окажется первая копия, а за ней со скоростью 1-3 листа в секунду последуют остальные.

А что происходит внутри? Сканер считывает изображение с оригинала, управляющая электроника преобразует его в цифровую форму и передаёт информацию на блок управления термоголовкой, которая прожигает в мастер-плёнке мельчайшие отверстия — печатные элементы. Полученный «кадр» называют мастер-формой или трафаретом. Трафарет фиксируется за один край и распределяется по внешней поверхности красочного барабана из полимерной сетки. Внутрь барабана подаются чернила на водной основе, которые распределяются по поверхности барабана, пропитывают внутренний пористый слой трафарета и попадают на бумагу там, где на внешнем плотном слое мастер-плёнки прожжены отверстия. Бумагу к красочному барабану с трафаретом прижимает пресс-ролик — аналог печатного цилиндра в офсетных машинах. У большинства моделей он диаметром около 5 см, но есть конструкции, в которых диаметры прижимного ролика и красочного барабана равны, что усиливает сходство с офсетом.

Перед печатью следующего тиража мастер-форма автоматически удаляется с барабана и помещается в бункер для отработанной плёнки, а печать начинается с начала. Сохранить трафарет для дальнейшего использования невозможно.

Скорость

Ricoh Priport HQ7000

Интересное отличие дупликаторов от принтеров и копировальных аппаратов — независимость производительности от размера отпечатка. Она определяется только скоростью вращения красочного барабана и обычно составляет 80-120 отт./мин. К моменту написания статьи рекорд принадлежит Riso — новый RZ-970 разгоняется до впечатляющих 180 отт./мин, а среди аппаратов начального и среднего уровня лидирует Seiki — 150 отт./мин.

Во всех аппаратах можно варьировать скорость печати и снижать её в 1,5-2 раза по отношению к максимальной. При этом через сетку красочного барабана и мастер-форму на бумагу успевает попасть больше чернил и оптическая плотность изображения повышается. Ещё одно следствие — у отпечатка больше времени, чтобы подсохнуть в приёмном лотке перед падением на него следующей копии. А это полезно для предотвращения отмарывания. Некоторые модели имеют специальную функцию — красочный барабан делает 1–9 холостых оборотов без подачи бумаги.

Качество

Дупликаторы не могут похвастаться выдающимся качеством. Разрешение печати, определяемое разрешением «линейки» термоголовки, у большинства равно 300 dpi, некоторые повышают разрешение за счёт уменьшения шага перемещения мастер-плёнки при прожиге трафарета (до 300х600 dpi), и лишь самые дорогие модели выдают честные 600 dpi. Точки на оттисках имеют неправильную форму за счёт неравномерного впитывания жидких чернил в бумагу. Впрочем, качество вполне приемлемо для рекламных объявлений, инструкций, прайс-листов, малотиражных газет, учебных брошюр и других материалов, где основные составляющие — текст и простые иллюстрации.

MB DD 75

Разработчики дупликаторов научили их печатать и монохромные фото. Наиболее популярный вид растра — стохастический. Но можно использовать и регулярный растр с настраиваемой линиатурой — при разрешении печати 300 и даже 600 dpi растр очень заметен, но тоновые градации прорабатываются лучше, чем при стохастическом растрировании.

Не стоит ждать от дупликатора и полноцветных изображений — такие эксперименты проводили при появлении этих устройств на рынке, но сейчас от них отказались. Основная проблема при цветной печати — неприводка. Несмотря на все ухищрения, она велика — влияет и погрешность механизма подачи, не имеющего бокового равнения, и нестабильность размеров бумаги и мастер-формы. В результате на дупликаторах печатают лишь не требующие точного совмещения многоцветные сюжеты.

Затратные материалы

В дупликаторе используются три вида расходных материалов — мастер-плёнка, чернила и бумага.

Ricoh Priport HQ9000

Мастер-плёнка используется для изготовления трафаретных форм. Внешне похожа на кальку и поставляется в рулонах длиной несколько десятков метров. Состоит, как минимум, из двух слоёв: влагонепроницаемого, в котором прожигаются отверстия для краски, и пористого (обычно из целлюлозы), обеспечивающего непрерывное и равномерное поступление краски через отверстия. Усовершенствование плёнки — один из способов улучшить качество отпечатков. В аппаратах, печатающих с разрешением 600х600 dpi, используется улучшенная плёнка из трёх слоёв: у Ricoh, Nashuatec и Rex-Rotary она называется HQ, у Riso — HD. Особенность — дополнительный микропористый слой, равномернее распределяющий краску и улучшающий качество печати. В 600-точечные аппараты можно установить и старую плёнку, но это не лучшим образом повлияет на качество.

Гарантированный тираж с одной формы 2-4 тысячи оттисков. Но все производители и пользователи уверяют, что ресурс значительно выше и для простых оригиналов (чистый текст, без больших заливок и сплошных линий) доходит до 10 и более тысяч листов. Ресурс мастер-плёнки во многом зависит и от требований к качеству, т. к. трафарет разрушается не мгновенно: сначала деформируются прямые горизонтальные линии, затем разрушаются мелкие элементы, форма вытягивается в длину и т. д.

RISO RZ 570

При обычной работе на каждый комплект требуется одна мастер-форма. Исключения — форма испорчена при удалении застрявшего в дупликаторе листа бумаги (случается нечасто) или тираж превышает ресурс одной формы (такому заказу можно только позавидовать). Расход плёнки на изготовление одной мастер-формы зависит только от размера барабана. Даже если в подающем лотке находятся листы 10Ё15 см, на каждый комплект будет израсходовано столько плёнки, чтобы её было достаточно на весь барабан. В результате — неэкономный расход плёнки. Да и расход краски немного увеличивается — несколько грамм потребуется на пропитку пористого слоя по всей площади формы. Это особенно критично на коротких тиражах и для владельцев аппаратов формата А3. Очевидный способ избежать перерасхода плёнки и чернил — заполнить большой формат несколькими маленькими изображениями. Это несложно сделать даже при копировании со сканера: практически все модели размещают два изображения (одинаковые или разные) на одном листе. Установка в дупликатор красочного барабана меньшего размера (соответствующего формату А4 или B4) предусмотрена во всех дупликаторах формата А3. Единовременные затраты — около 1000 долл. за барабан. Экономия при печати каждого комплекта — около 12 центов на мастер-плёнке и 5 центов на уменьшении затрат краски на пропитку формы. Целесообразно ли это экономически, решать вам.

Краски для дупликаторов продаются в ёмкостях 500–1000 мл (в зависимости от модели). Если в спецификации или прайс-листе указан ресурс банки в страницах, скорее всего, он справедлив только для одного идеального случая — «сферического дупликатора, работающего в вакууме» — и может доходить до 30 000 оттисков с одного литра чернил. Реальный расход чернил предсказать непросто — он зависит от многих факторов. И степень заполнения изображения — не единственный. Некоторое количество чернил будет израсходовано ещё до печати первого оттиска (чтобы пропитать пористый слой мастер-формы): 3-5 г в зависимости от формата — этого объёма хватит на пару сотен отпечатков с традиционным пятипроцентным заполнением.

MB DD 30

Второй трудно предсказуемый фактор — скорость печати. Способность барабана и мастер-формы пропускать чернила ограничена, и чем больше листов проходит через барабан за единицу времени (т. е. чем выше скорость), тем меньше краски попадает на каждый лист. Влияет на расход и температура: чем она выше, тем меньше вязкость краски и больше её расход.

Чернила для дупликаторов водорастворимы, поэтому изображения могут смазываться от касания влажных рук, а для наружного применения продукцию придётся ламинировать. Но натуральная основа чернил делает их безвредными для здоровья, что открывает дупликаторам путь в детские учреждения.

При выборе бумаги главное — не использовать мелованные и глянцевые материалы. Краска закрепляется только за счёт впитывания, поэтому на плохо впитывающем носителе никогда не высохнет. К счастью, это требование вполне сочетается с общим принципом владельца дупликатора — «как можно дешевле».

В отличие от лазерных печатающих устройств, разработчики дупликаторов не прилагают особых усилий для увеличения максимальной плотности бумаги (150–210 г/м2 в зависимости от модели), хотя для них это не представляло бы проблемы. В дупликаторах больше ценится работа с тонкой и дешёвой бумагой. Все устройства печатают на бумаге 50 г/м2, многие — на бумаге 40 г/м2, а рекорд принадлежит младшим моделям Ricoh, Rex-Rotary и Nashuatec — 35 г/м2.

Duplo DP 460

У большинства моделей ёмкость лотков относительно невелика: 500–1500 листов плотностью 70–80 г/м2. Это означает, что закладка бумаги может потребоваться каждые 5-10 минут работы. Если непрерывное дежурство у работающего аппарата не входит в планы, подумайте об опциональных устройствах подачи/приёма повышенной ёмкости (до 3000-3500 листов) или о приобретении дупликатора высшего уровня, в комплект которого такое устройство уже входит. Высокая скорость печати требует от разработчиков особой заботы о системе подачи бумаги. Привычное решение — использование прямого тракта подачи бумаги с подачей бумаги сбоку. Лотки с фронтальной загрузкой под механизмом, столь привычные по лазерным принтерам и копировальным аппаратам, — скорее, экзотика и встречаются только в некоторых аппаратах Riso. Они увеличивают общий объём лотков подачи, но диапазон рабочих плотностей бумаги значительно меньше — 50–100 г/м2.

Машинная цензура

Дупликатор — удивительный по компактности комплекс, состоящий из сканера, растрового процессора, устройства изготовления форм и печатной машины

Конечно, дупликаторы не накладывают никаких ограничений на содержание печатаемого документа. А вот его дизайн лучше готовить с учётом особенности технологии печати.

Не стоит злоупотреблять мелкими шрифтом и деталями. Буквы размером 6 пунктов разборчивы, но читать большие объёмы такого текста нелегко. При использовании выворотки лучше ограничиться рубленой гарнитурой типа Helvertica или Arial. Шрифты с засечками (Times) и декоративные могут «заплывать» даже на 14 кегле.

Не стоит печатать документы с высоким заполнением на тонкой бумаге — она может покоробиться и прилипнуть на красочном барабане или свернуться в трубочку уже в приёмном лотке.

Проблемы могут возникнуть и при печати изображений с очень неравномерным распределением чернил — например, левая (по ходу движения листа) половина полностью залита 100% плашкой, а правая — пустая. При этом лист может развернуться в приёмном лотке, и печать придётся приостановить. Впрочем, правильная настройка приёмного лотка частично решает эту проблему.

Сканировать или печатать?

Коробочка в центре фотографии – это картридж с краской

Сканер — стандартный элемент всех дупликаторов. На самых простых моделях он протяжной (как в недорогих офисных факсах) и рассчитан только на один лист. На таком устройстве невозможно сделать копию с толстого документа, а тем более с книги. В некоторых моделях возможна автоматическая подача пары десятков оригиналов. Проблему с книгами она не решит, но объём ручного труда оператора иногда снизит.

Универсален планшетный сканер, который используется во всех аппаратах формата А3 и некоторых устройствах меньшего формата. Копирование книжного или журнального разворота с ним не представляет проблемы. Устройство автоподачи документов (обычно опциональное) позволит ещё и автоматически заменять оригиналы — но, к сожалению, только если это отдельные листы. Автоматически листать страницы оно не умеет.

Возможности дупликаторов по обработке изображений при сканировании обширны. Это печать нескольких изображений (с разных оригиналов) на одном листе и различные типы растрирования при печати фото. В самых продвинутых моделях отсканированное изображение можно сохранить в памяти дупликатора, чтобы напечатать без бумажного оригинала.

Riso MZ-770 – единственный на рынке двухцветный дупликатор

В наш век всеобщей компьютеризации источником большинства изображений являются не бумажные носители, а электронные документы. Все дупликаторы могут быть подключены к компьютеру с помощью дополнительно приобретаемого компьютерного интерфейса (а некоторые модели поставляются с ним в комплекте). Компьютерный интерфейс может выглядеть как плата, встраиваемая в дупликатор, а может — как отдельное устройство. К дупликатору она подключается специальным кабелем, а к компьютеру — через стандартные разъёмы. Как правило, это параллельный или USB-порт, реже — сетевые: проводной Ethernet или беспроводной Wi-Fi (в новых контроллерах Ricoh). Доступные по цене интерфейсы работают только по стандарту GDI, а за устройство, понимающее Adobe PostScript, придётся заплатить несколько тысяч долларов; впрочем, необходимость этой функции (довольно дорогой) в случае простой монохромной печати не очевидна.

Если компьютерный интерфейс не входит в комплект, оплачивать его придётся отдельно — от сотен до тысяч долларов. Многие пытаются сэкономить и покупают недорогой лазерный (или даже струйный) принтер, предназначенный для переноса электронного макета на бумагу. И уж с неё делаются копии. Трудно сказать, насколько это оправданно экономически, тем более что при печати через интерфейс качество значительно выше, чем при копировании — гораздо улучшается передача мелких деталей, полутоновых градиентов и заливок.

Цветная печать

Почти все нынешние дупликаторы печатают только одним цветом. Но их возможности простираются далеко за пределы скучного чёрного текста на белом фоне. Простейший способ украсить жизнь — печатать на цветной бумаге.

Для получения ещё более цветных отпечатков нужно выполнять печать в два приёма. Вначале одним цветом (например, чёрным), а затем другим. Для смены нужно заменить красочный барабан. Простая операция (всего несколько секунд) не требует ни специальных приспособлений, ни высокой квалификации.

Красочный барабан – один из самых дорогих компонентов дупликатора: его цена превышает 1000 долл.

Немного сложнее добиться того, чтобы два цвета на одном листе полностью совместились. Для этого все дупликаторы умеют смещать изображение на листе. Поперечное смещение осуществляется вручную, за счёт сдвига стопы бумаги в подающем лотке или самого лотка, а продольное — за счёт регулировки начального положения красочного барабана с пульта управления. Большинство моделей позволяют прямо во время печати настраивать положение изображения в обоих направлениях в пределах 10 мм с шагом 0,5 или 1 мм.

Каждый производитель имеет свою палитру, состоящую из одного-двух десятков цветов. Теоретически возможен и заказ собственного цвета, но минимальный объём ограничен (несколько десятков картриджей). Кроме чёрной и цветной краски, доступна экзотика: люминесцентные (видны только при ультрафиолетовом освещении) и металлики (но получить блестящую поверхность не получится — не позволяют особенности технологии).

Для каждого цвета требуется свой барабан; замена краски в нём — процедура сложная и выполняется в сервис-центре (около 100 долл.). Вряд ли кто-то решится оплачивать эту работу для печати одного заказа. Так что возможности цветной печати во многом будут определяться количеством красочных барабанов, имеющихся в компании.

Выбор цветов для заправки может стать нелёгким делом, ведь ассортимент цветных красок, предлагаемых производителями обширен. В качестве второго (после чёрного) цвета обычно выбирают красный или синий.

Если объёмы двухцветной печати велики, подумайте об автоматизации процесса. Сейчас есть два решения. Riso MZ770 — единственный двухкрасочный дупликатор на рынке. Два красочных барабана обслуживаются одним механизмом изготовления и подачи мастер-формы, который перемещается от одного барабана к другому. Это самый дорогой аппарат в нашем обзоре, но поставляется с компьютерным интерфейсом и двумя красочными барабанами.

«Почти дупликатор» TCII-R упростит печать двухкрасочных тиражей

Другую концепцию двухцветной печати предлагает Ricoh. Материальное представление это концепции — устройство TC-IIR. Это «урезанный» дупликатор, в нём есть полноценная система подачи/проводки/приёма бумаги со скоростью 60–120 стр./мин, но нет устройства для изготовления мастер-форм и установки их на барабан. Подготовку двух красочных барабанов к печати нужно выполнять на другом дупликаторе — JP5000, JP5500, JP8500 или HQ9000. Затраты времени и сил на подготовку к печати вполне компенсируются относительно невысокой (около 6500 долл.) ценой устройства. Правда, для него придётся приобрести необходимые красочные барабаны, в комплект они не входят.

Почти обязательные и просто полезные

Упомянутые выше дополнительные красочные барабаны и компьютерный интерфейс — наиболее популярные опциональные устройства, используемые с дупликатором. Другие устройства пользуются очень скромным спросом. В качестве примера можно привести устройство автоматической подачи оригиналов для планшетного сканера. Вместе с ним удобно использовать ленточный маркер (или автозакладку), который разделяет цветной бумажной лентой комплекты, сделанные с разных оригиналов.

Расширит диапазон оказываемых услуг послепечатное оборудование. Резак полезен для разделения большого формата на несколько небольших изображений (помните рассказ о неэкономичности печати маленьких форматов?). Сортировщик изменит порядок расположения листов при печати брошюры с (1,1,1…), (2,2,2…), (3,3,3…) на (1,2,3), (1,2,3)… После чего остаётся сшить комплекты в брошюровщике и подрезать края на резаке. И у вас в руках — качественный продукт, состоящий не из 50-см стопки бумаги, а из нескольких сотен профессионально изготовленных брошюр, которые не стыдно отдать деловому партнёру.

Применять только наружно?

В нашей стране дупликатор чаще всего встречается в компаниях, предоставляющих услуги оперативной печати внешним заказчикам, да в крупных образовательных учреждениях. А вот за рубежом они весьма популярны в средних и крупных офисах. Умеющие считать деньги европейцы и американцы чётко знают, что напечатать 3 экземпляра документа можно на принтере, дюжину — лучше на копире, а 20 копий — только на дупликаторе (если нет ограничений по качеству). В Японии дупликаторы используют уже для 10-12 копий. Для них там находится немало дел. Печатать бланки (оттиск, сделанный на дупликаторе, можно использовать для лазерной печати), прайс-листы, инструкции для пользователя, внутреннюю документацию гораздо дешевле и быстрее на дупликаторе, чем на лазерном принтере или даже производительном копировальном аппарате. Только инерция мышления и слабая информированность о возможностях дупликатора мешают их широкому распространению в офисах.


Цифровые дубликаторы

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Путеводитель по миру DTG-принтеров 2024

Прямая цифровая печать на текстильных изделиях (DTG — Direct-to-garment) является одним из быстрых и экономичных способов нанесения полноцветных изображений на предметы одежды (футболки, толстовки, рубашки, поло, свитшоты, шопперы и пр.) экологичными чернилами на водной основе.

Путеводитель по миру UV DTF-принтеров 2024

За последние три года технология UV DTF-печати прошла путь от чуть ли не экспериментальной до получившей широкое распространение на рынке рекламной и сувенирной продукции. Она предполагает ручные операции, поэтому не рассчитана на массовое производство.

Небольшие, но с широкими возможностями

Выбираем планшетный УФ-принтер для изготовления сувенирной продукции.



Новый номер

Тема номера: Бумага и картон в России. Детали: Ausje tech MFB. VIPColor VP660. Обзоры: LIYU Platinum Q-Cut. Sprinter TC -F2132. Отметка «1000» пройдена. «Реклама-2024». Цифровые перспективы России. Варианты будущего для этикеточных типографий.



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
    Проголосовало: 42