Статья первая. Возможно, не последняя.
В статье из Converting magazine (ФСП № 1, 2006) шла речь о текущем состоянии дел и перспективах применения голограмм для борьбы с промышленным пиратством. Хотя статья датирована 2004 г., она не потеряла актуальности, ибо подделок меньше не стало. Теперь время проанализировать качество прогнозов её авторов.
В полной мере переносить оценки американского рынка на российскую почву нельзя. Дело не столько в технологическом отставании, которое в данном сегменте спорно, сколько в специфике рынков. Сравнивая производимые в России и США продукты, становится ясно, что отставания как такового вообще нет. Есть другое: отсутствие на российском рынке заказчиков, способных платить за «более чем сто комплектов печатных форм». Это порождает развитость рынка квазизащитных технологий, о которых пишет Майкл Ривера. Действительно, применение экономичных вариантов с использованием дифракционной фольги горячего тиснения с орнаментами из каталогов производителей (не дороже 2 евро за квадратный метр) порой достаточно эффективно. Но технический прогресс не стоит на месте, появляются новые материалы и технологии, расширяющие возможности как производителей печатной продукции, так и их заказчиков.
В беглом обзоре таких возможностей и состоит одна из целей настоящей статьи.
Другая — побудить профессионалов флексопечатного рынка высказывать на страницах рубрики мнения по интересующим их вопросам о новых технологиях и материалах.
С большой долей правдивости можно утверждать, что катализатором развития голографических защитных технологий, а равно их слияния с полиграфическими технологиями, стала государственная программа Региональных контрольных знаков, а затем и Региональных специальных марок для алкогольной продукции. Мало кому ведомые в России до той поры голограммы появились в каждом доме. Этикетка, совмещающая полиграфическое исполнение, учётную информацию и голографический защитный элемент, стала популярной. Чему способствовала простота полиграфической голограммы. Как правило, это самоклеящаяся этикетка, в процессе изготовления которой в секции горячего тиснения осуществляется припрессовка полосы голографической фольги. Даже если секции тиснения нет, большинство отечест-венных производителей голограмм предлагают свои услуги по их допечатной припрессовке на полотно. Если к этому добавить экономный расход фольги, станет понятной популярность такой комбинированной марки.
С развитием рынка появились и решения с применением прозрачных голографических материалов, о которых шла речь в упомянутой статье. Первые опередили её года на три, но широко распространились они в России лишь сейчас. Что объяснимо. С конца 90-х годов чрезвычайно высокими темпами развиваются печатные технологии, основанные на УФ-отверждении красок, лаков, клеев и праймеров. Все эти годы российский рынок интенсивно насыщался парком печатных машин, работающих с ламинационными плёнками с УФ-отверждением. Появилось и предложение таких прозрачных плёнок с голографическими изображениями. Их стоимость в пересчете на квадратный метр в несколько раз ниже, чем у голографической фольги горячего тиснения, и рынок не мог этого не заметить.
Развитие УФ-технологий привело к появлению ещё одного класса продуктов: фольги холодного тиснения. Странно, что в обсуждаемой статье об этом ни слова, поскольку Ривера — один из разработчиков и ведущих специалистов в мире по Cold Foil. Вдвойне странно, поскольку речь шла о защитных технологиях, а холодная фольга открывает интересные перспективы. Ведь она может быть голографиче-ской, прозрачной голографической и даже термочувствительной, то есть менять оттенок в зависимости от температуры. Такие потребительские качества наверняка заинтересуют российских заказчиков.
Если говорить о флексопечати ещё шире, причём в буквальном смысле (т. е. о широкорулонной печати гибкой упаковки), то на российском рынке для защиты от промышленного пиратства, а равно и для отделки упаковки поле деятельности с применением голографических материалов не ограничено ничем, кроме платежеспособности заказчиков.
Технологические возможности производителей голограмм позволяют поставлять в типографии полипропиленовую плёнку с голографическими рисунками, в т. ч. авторизованными, для дальнейшей их запечатки по технологии, полностью аналогичной печати по металлизированным плёнкам. Плёнки могут использоваться как самостоятельно, так и в составе ламинатов, позволяя изготавливать упаковку «флоу-пак», «дой-пак», вакуумную и даже задуматься о применении голографических материалов в упаковке «тетра-пак».
И цена вопроса уже не запредельная, в зависимости от толщины полипропиленовой плёнки и объёма заказа в среднем превышает стоимость обычного «металла» на 1,5-2 долл. за килограмм.
Формат публикации не позволяет остановиться на каждом из указанных продуктов подробнее.
Но если материал покажется интересным и возникнут вопросы, буду рад ответить. Разговор можно считать не законченным.
Павел Дмитриков (paul@holograte.net), генеральный директор компании «Хологрейт-ПАК».