Полиграфический мир ожидает громкого события — выставку IPEX в Великобритании. Английский журнал PrintWeek озаботился вопросом: что планируют приобрести типографии и, главное, — почему именно это? Большинство по-прежнему рассчитывает повышать производительность с помощью крупноформатных высокоскоростных машин вместо того, чтобы наращивать эффективность и сокращать затраты за счёт ресурсов уже работающего печатного и вспомогательного оборудования. Лишь немногие упомянули модернизацию печатного и финишного оборудования, анализируя новые возможности для бизнеса. Одна крупная типография рассчитывает ознакомиться с новыми монохромными и цветными цифровыми печатными машинами и АСУ ТП. Оказалось, что гораздо продуманнее к оценке перспектив подходят те, чьи интересы лежат вне основных сегментов полиграфии. Две специализирующиеся на финишинге компании интересовались решениями для высокотехнологичной обработки продукции, одна отметила, что раньше искала пути сокращения производственных и трудозатрат.
Мне кажется, выставку уровня IPEX бессмысленно посещать без чётко продуманной стратегии развития бизнеса. Во многих отраслях у лидеров есть миссия, отражающая их стратегию. Полиграфистов, доходящих в обдумывании перспектив до миссии, крайне мало. Оборудование становится средством наращивания объёмов на завоёванных рынках и лишь изредка используется для повышения эффективности бизнеса и экспериментов в новых сферах.
Не так давно я побывал на анонсе экспозиции печатного оборудования Heidelberg на выставке IPEX. Помимо знакомства с запланированными к показу устройствами, компания представила интересную отраслевую статистику. Во-первых, анализ структуры затрат немецкой печатной индустрии, подготовленный Немецкой ассоциацией полиграфической промышленности (BVDM). Уверен, что отношение затрат немецких типографий справедливо для предприятий по всему миру: 44,5% — прямые производственные затраты (в т. ч. на расходные материалы), 31,7% — фонд заработной платы, 10% — выплаты по аренде и амортизация, 11% — эксплуатационные расходы (энергоносители, вывоз отходов, техобслуживание, уборка и т. д.). На прибыль остаётся всего 2,4%. Цифры должны были проиллюстрировать, насколько усовершенствованный техпроцесс и оптимизирующие производство системы управления сокращают затраты в каждой из сфер, повышая уровень прибыли. Естественно, для Heidelberg новая машина — шаг к увеличению прибыли путём оптимизации загрузки персонала и сокращения отходов. Интересные цифры представила Федерация британской полиграфической промышленности (BPIF): 20% затрат типографий не поддаются анализу, а данные по клиентам и выполняемым заказам в типографиях хранятся разрозненно. То есть для эффективного бизнеса не хватает управленческой информации. Специалисты Heidelberg отметили несбалансированность внедрения технологических решений. Коммерческая печать массово переходит на CTP, а соответствующих тенденций в интерфейсах допечать–печать не наблюдается. Речь идёт о передаче допечатной информации из системы компьютер–печатная форма в машину для автоматической настройки красочных зон, которая, по оценке Heidelberg, существенно сокращает время на настройку, количество отходов при приладке, повышает качество печати.
Я убеждён, что полиграфисты пока не понимают, что могут повысить эффективность работы и улучшить отношения с клиентами, переложив управление предприятием на АСУ. Затраты на это несравнимы со стоимостью новых печатных машин. Инвестиции в цифровой техпроцесс оптимизируют производство и открывают нишу для высокотехнологичных услуг.
Посетители IPEX (и других выставок)! Начните с экспозиции поставщиков АСУ, разработайте план повышения эффективности производства и взаимодействия с клиентами. Разберитесь с полностью автоматизированными техпроцессами, которые в комбинации с АСУ улучшат работу компании. И уже потом, проанализировав экономию, загляните к любимым производителям печатного и послепечатного оборудования для знакомства с новым «железом». Вы будете удивлены тем, насколько они работают эффективнее в условиях контролируемого АСУ цифрового техпроцесса.