101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Формные процессы: как убрать лишнее звено

  • 2 октября 2006 г.
  • 4917
Тема CTP — одна из наиболее обсуждаемых в полиграфии. Посмотрим, что производители предлагают нашим полиграфистам — речь пойдёт о CTP-системах для офсета формата 4 полосы и больше.

Рынок

В июне Vantage Strategic Marketing представила результаты исследования мирового рынка CTP. Около 30 000 установленных в мире CTP-систем потребляют около 260 млн м? пластин в год. К термальным относится чуть больше половины, но они выводят 70% общего объёма. В 2005 г. было продано 6000 систем, на 10% больше, чем годом ранее. Две трети — термальные. Выросла популярность 4-полосных систем: впервые их было продано больше, чем 8-полосных. К сожалению, в России независимых исследований рынка CTP, которым можно всецело доверять, никто не проводил. Самой полной информацией обладают поставщики, внимательно следящие за каждой продажей. Но эти данные они предпочитают хранить в секрете…

Что нового

Большая часть новостей связана с проходившей в Бермингеме выставкой IPEX-2006. AGFA продемонстрировала 8-полосный аппарат Avalon LF Violet: фиолетовый лазер, внешний барабан, 20-30 пласт./ч. Его поставки начнутся в IV квартале текущего года. Вторая новинка от AGFA — Palladiо II. Устройство CTP с фиолетовым лазером построено по планшетной технологии. Первый экземпляр уже установлен в московской типографии «ТаллерПринт!». Kodak представила две новых системы: 8-полосную Magnus 800 и одну из самых больших на рынке Magnus VLF.

Опять появился интерес к системам CtCP — Computer to Conventional Plate, непосредственный вывод на обычные аналоговые формы. Такую систему представила компания Luescher (подробнее далее). Поставки начнутся в конце текущего или начале следующего года. Ещё одна новость от этого производителя связана с реорганизацией продаж в России. Долгое время у него был только один российский партнёр — «ЯМ Интернешнл». Теперь у покупателей выбор увеличился: подписан дистрибьюторский контракт с ГК «Легион».

RIPit объявила о выпуске новой модели SpeedSetter VM4 формата 927в635 мм, выйдя на рынок 4-полосных CTP-систем. В продажу поступила и система с увеличенной производительностью SpeedSetter VM4News, ориентированная на газетный сегмент.

Ещё один поставщик ГК «Легион» — DotLine, чьи фиолетовые CTP-системы впервые были представлены на выставке «Полиграфинтер-2005», где вызвали немалый интерес оригинальной конструкцией.

В начале года «Нисса», поставлявшая ранее только термальные аппараты Kodak, включила в свой ассортимент фиолетовые CTP-системы ECRM.

Главная российская новость от AGFA Graphics — реорганизация канала продаж CTP-систем. Все поставки будут выполняться через две компании: термальными CTP будут заниматься «ВИП-Системы», фиолетовыми — «Терем».

В мае канадскому производителю Esher-Grad пришлось опровергать слухи о плохом финансовом положении и возможном поглощении более крупной компанией. Серьёзный аргумент в пользу Esher-Grad — открытие новых представительств в Индии и Гонконге (планируется и производство).

Самая свежая новость пришла во время подготовки статьи от Heidelberg. В январе 2007 г. начнутся поставки термальных систем Suprasetter A52, А74, А105 (формата 2, 4, 8 полос соответственно) для небольших полиграфических предприятий. Технология та же, что и у старших моделей Suprasetter.

C чего начинается выбор

Нормально загруженная CTP-система может ежегодно потреблять пластин на сумму, сравнимую с её стоимостью. Да и качество форм во многом определяется именно пластинами. Перед тем как выбрать экспонирующее устройство, определитесь с пластинами для своего аппарата («Справочник покупателя» о CTP-пластинах см. в Publish ? 4, 2006).

Греем или светим?

Основной технологический критерий классификации CTP-систем — спектральный диапазон экспонирующего излучения. В термальных системах экспонирование производится за счёт нагрева пластины с помощью мощных лазерных диодов, работающих в ИК-диапазоне с длиной волны 830 нм. Другой лагерь представлен фиолетовыми системами, в которых пластины облучаются с помощью маломощного (0,06 Вт) лазера, излучающего видимый фиолетовый свет с длиной волны 400–410 нм. Системы с экспонированием пластин зелёным (532 нм), синим (488 нм), красным (650 нм) светом ныне уже не выпускаются.

Прежде чем рассказать о долгом споре сторонников термальной и фиолетово-полимерной технологий, упомянем о прямом экспонировании обычных аналоговых форм — Computer to Conventional Plate (CtCP). Попытки выпуска такого оборудования уже предпринимались (BasysPrint и не представленная в России AlfaQuest), но они оказались не слишком удачными, особенно в нашей стране — в России работают всего 4 системы. Возможно, больше повезёт Luescher, продемонстрировавшей CTP-систему XPose! UV Conventional. Она построена на базе проверенного термального XPose! — главным отличием является экспонирующий блок. За возможность работать с обычными пластинами придётся доплатить 90–180 тыс. евро в зависимости от конфигурации: такова разница в цене между термальным XPose! и новым XPose! UV Conventional. Если же аналоговые офсетные пластины совсем исчезнут (хотя в это трудно поверить — до сих пор они составляют более половины от потребления офсетных форм), XPose! UV Conventional можно преобразовать в обычный термальный XPose!. Cтоимость операции определяется количеством лазерных диодов в системе — замена каждого будет стоить приблизительно 1000 евро.

Теперь вернёмся к противостоянию температуры и фиолетового света. Удивительно, что все аргументы сторон логичны, но… противоречат друг другу. Поэтому мы просто ознакомим читателей с их мнениями, об истине судите сами.

Сторонники термальной технологии говорят о более высоком качестве и стабильности: термальные формы обладают неким подобием бинарности — печатный элемент на форме либо есть, либо нет. В фиолетовой технологии возможен плавный переход между печатными и пробельными элементами, а его место зависит от температуры при экспонировании и условий обработки формы в проявочном процессоре.

Поклонники фиолетового света утверждают, что стабильность термальных пластин преувеличена, а новые фотополимерные фиолетовые формы обеспечивают качество, близкое к термальной технологии (настолько, что в печати разницы между ними нет). А строгие требования к условиям обработки пластин с лихвой компенсируются меньшей стоимостью оборудования — по мнению Сергея Спилки («ВИП-Системы»), при аналогичном формате и производительности фиолетовые системы на 20-30% дешевле.

Дополнительной нагрузкой на бюджет предприятия станет замена термальных лазерных диодов, которые работают в весьма тяжёлых температурных условиях и периодически выходят из строя. Разработчики термальных CTP отвечают установкой в экспонирующий блок нескольких десятков и даже сотен лазеров. В системах Kodak, AGFA Avalon и старших моделях Screen их излучение суммируется, что уменьшает время экспозиции и повышает скорость работы. Или можно снизить мощность излучения при той же скорости, увеличив ресурс лазерного диода. Такая система автоматически решает проблему выхода из строя одного лазера — за счёт увеличения мощности излучения остальных диодов. Михаил Кувшинов («Нисса») отмечает: «Отказ даже нескольких диодов не снижает производительность. У CTP Kodak — более чем двукратный резерв мощности». Но и такой запас рано или поздно иссякнет, после чего блок лазерных диодов придётся заменять целиком. Производители пытаются упростить и удешевить ремонт аппарата. В термоголовке CTP-систем Luescher, младших моделях Screen и AGFA можно менять лазерные диоды по отдельности — по 1000 евро за штуку. До замены диода аппарат работает с половинной производительностью. Трудно сказать, снизит ли такое решение затраты на поддержание лазерного блока в рабочем состоянии (нужно ещё учесть финансовые потери от снижения производительности), но распределить их на длительный срок она точно поможет. Алексей Иваненко («Комлайн») считает, что за 3-4 года на это придётся потратить порядка 50 000 евро. Впрочем, к проблеме надёжности термальных лазерных диодов нужно относиться спокойней. В таком сложном устройстве, как CTP, много узлов способно выйти из строя. Поэтому влияние экспонирующего блока на общую надёжность и на стоимость эксплуатации не так велико, как кажется.

Развитие технологий и рынка привело к тому, что напряжение в противостоянии «термальный—фиолетовый» уже не такое сильное, как несколько лет назад. В обоих лагерях согласны, что технологии будут сосуществовать. Некоторые считают, что граница (очень размытая) пройдёт по формату: в большом преимущество будет у термальной технологии, в малом — у фиолетовой.

Отдельный лагерь представлен сторонниками серебросодержащих пластин. Их можно экспонировать практически в любом фиолетовом CTP, и они обеспечивают высокое (на уровне термальных) качество при невысокой (как и все фиолетовые пластины) стоимости оборудования. Один из недостатков — экологические проблемы на этапе проявки: утилизация растворов сложнее, чем у других технологий. Пластины нельзя обжигать, соответственно, использовать для печати УФ-отверждаемыми красками. Многим не нравится монополизм AGFA — единственного производителя серебросодержащих пластин. Всё это поводы для критики серебросодержащей технологии со стороны сторонников термальной (особенно) и фиолетово-фотополимерной — вплоть до предсказаний о её скорой смерти. Но поставщики серебросодержащих пластин с таким прогнозом не согласны и вполне оптимистично смотрят в будущее.

Коммерческий или газетный?

Большинство владельцев CTP-систем для офсета естественным образом делятся на две части. Делающим формы для газет важна оперативность — с момента загрузки файла в растровый процессор до получения готовых форм должно пройти минимальное время. Быстрая работа — не просто вопрос повышения прибыли. Это обязательное условие работы предприятия. Особенно важно требование при печати ежедневных газет, где каждая минута, сэкономленная на печати тиража, увеличивает возможности для подготовки газеты в редакции. Зато качество здесь не приоритет, всё равно печать ведётся на дешёвой бумаге с низкой линиатурой. А значит, не требуется ни большое разрешение (достаточно 1200 dpi), ни идеальная форма точки.

Другие типографии печатают более качественные издания. Производительность для них важна, но это вопрос некоторого увеличения прибыли. А вот качество — обязательное требование, поэтому системы работают с разрешением 2400 dpi или выше.

Некоторые производители считают, что их устройства подходят и для коммерческой, и для газетной печати. Такой подход привлекает некоторых покупателей, которые хотели бы приобрести универсальное решение.

О некоторых параметрах

Как и большинство сложных технических устройств, CTP-системы трудно описать с помощью формальных спецификаций. Тем более что общепринятых стандартов по измерению большинства параметров нет. Поэтому спецификация служит скорее целям отсеивания заведомо непригодных вариантов, а не для выбора единственно подходящего устройства.

Один из самых важных параметров любого устройства — цена. Стоимость модели для конкретного заказчика определяется индивидуально и зависит от многих факторов. Именно поэтому в нашей таблице нет традиционной колонки «Цена». Но начальные инвестиции в CTP — в диапазоне 50–200 тыс. долл. в зависимости от формата и производителя. Максимум находится в районе от полумиллиона долларов.

Богатство форматов в мире CTP поражает воображение — сколько моделей, столько и размеров форм. Все системы делятся по количеству полос формата А4, которое можно разместить на одной форме: 2, 4, 6 и т. д.

Доступны системы сверхбольшого формата — вплоть до 2110в1600 мм у Kodak Magnus VLF и Agfa Avalon VLF. У газетных систем свои единицы измерения. Антон Рулёв («Терем») рассказал: «Всё крутится вокруг двух форматов печати: одинарный 45в60 см или двойной 60в90 см».

При сравнении производительности разных моделей покупателю придётся нелегко. Все производители указывают её по-разному: при разных форматах (полных или неполных), разрешениях (для газетных систем обычно 1017 или 1200 dpi, для коммерческих — 2400 dpi) и даже в разных единицах измерения (форм в минуту или мм/с). Усложняет ситуацию зависимость скорости от типа пластины.

Конструкция

Ещё один способ классификации аппаратов — по способу транспортировки формы при экспонировании. Самая простая конструкция у систем с планшетной подачей пластины, как у моделей ECRM или некоторых систем AGFA. Развёртка изображения в одном направлении производится за счёт перемещения пластины, а в другом — перемещения луча, отражающегося от вращающегося зеркала. Используется она только в фиолетовых CTP-системах. Недостаток схемы — ниже точность экспонирования: длина луча и угол его падения на пластину непостоянны и увеличиваются от центра к краю. Но производители стараются компенсировать погрешность с помощью усложнённой оптической схемы, контролирующей форму луча. По словам Рулёва, схемы давно отработаны, и никаких проблем с фокусировкой и формой точки нет.

Более сложные системы закрепляют форму на барабане — на его внутренней («внутренний барабан») или внешней («внешний барабан») поверхности. В термальных системах в основном применяют внешний барабан (единственное исключение — модели Luescher), а для фиолетовых моделей типичен внутренний барабан (кроме Avalon LF Violet на основе термальной модели).

Вкладывают роботы…

Как бы ни отличались простые системы от сложных, их объединяет одно: для экспонирования форму нужно загрузить в аппарат, а после экспонирования — передать на проявочный процессор. Выбор у покупателей широк. Простейшее решение для загрузки пластин — вручную. Для приверженцев автоматизации широк выбор подающих устройств (свой для каждой модели). Однокассетные механизмы, как видно из названия, работают с одной подающей кассетой, в которой хранится несколько десятков или сотен пластин (до 600 в загрузчике Nela для Kodak Trendsetter News). Иногда оптимален многокассетный загрузчик, в который устанавливаются 3–5 кассет. Схема полезна при работе с пластинами разного формата, при этом аппарат сам выбирает нужную кассету. Но и возможности по увеличению общей ёмкости подачи (в AGFA Advantage CLS можно установить до трёх кассет ёмкостью по 400 пластин) будут нелишними.

Ручной труд поможет и при выгрузке экспонированных форм из CTP-устройства, если требуется дешёвое решение. Более удобна установка экспонирующего устройства «в линию» с проявочным процессором, решение преобладает даже в недорогих системах.

Нематериальные активы

До сих пор мы обсуждали параметры экспонирующего устройства. Вторая важная часть CTP-системы — программное обеспечение. Тема очень объёмна и заслуживает отдельной статьи, здесь мы только классифицируем доступное ПО.

Во-первых, это фирменные программные комплексы. Для них управление экспонирующим устройством — только часть работы (например, AGFA Apogee или Kodak Prinergy Evo). Они полностью контролируют работу над публикацией — от вывода из программы вёрстки до передачи параметров заказа на участок печати. На этом пути они выполняют множество операций: управление цветом, нормализацию (очистку PostScript-файла от ненужных данных), спуск полос, треппинг, печать пробных отпечатков на цветном принтере. Растрирование и вывод на формы производится с учётом параметров экспонирующего устройства, а программа напрямую «общается» с ним.

Второй вариант — составить весь рабочий процесс из разных компонентов. Тогда растрированием будет заниматься RIP от независимого производителя, который даже не подозревает о наличии в природе определённого CTP-устройства. RIP создаёт 1-битное растровое изображение, где каждая точка соответствует минимальному пятну на пластине. Большинство систем на рынке понимают такой формат — напрямую или с помощью несложного программного модуля.

Что нас ждет

У термальных аппаратов изменения будут связаны с появлением беспроцессных пластин. Исключение из технологического цикла проявочного процессора (или установка простого гуммирующего устройства) не только экономит на оборудовании и химии, но и ликвидирует последнюю аналоговую операцию при изготовлении форм, а значит, уменьшает риск брака. У беспроцессных пластин главный недостаток — цена. Они дороже обычных на 10-20%, но этого достаточно, чтобы участники рынка пока осторожно относились к новой технологии. Есть и другие недостатки. Игорь Микаэлян («Ям Интернешнл») видит у беспроцессных пластин две проблемы: «Во-первых, экспонированные формы имеют очень низкий контраст: глаз мало что видит, о визуальном контроле речь не идёт, сепарации бы не перепутать. Для контроля экспозиции требуются довольно дорогие (в 3-4 раза дороже обычных) приборы. Но главное — использовать в качестве “недорогой проявки” печатную машину рискованно. Вымываемые части копировального слоя остаются в системе увлажнения пресса. Как с этим бороться — вопрос второй, а первый — насколько это целесообразно. Перспективнее пластины, требующие некоторой обработки, но без использования химии». Несмотря на это у новой технологии наверняка появятся поклонники. Кувшинов считает, что появление беспроцессных пластин может повлиять на популярность термальных систем малого формата: «Небольшой типографии удобно избавиться от проявки, канализации, хранения химии, чистки, проявки. Даже ценой удорожания форм — если их немного, не более 500-700 м2 в месяц».

В сегменте фиолетовых CTP-систем возможен переход на лазеры повышенной мощности 100–250 мВт. Сергей Спилка («ВИП-Системы») считает: «Это позволит использовать пластины с меньшей чувствительностью. Или увеличить производительность на существующих».

Что касается перспектив рынка, то все поставщики отмечают рост спроса. В упоминавшемся в начале статьи отчёте Vantage Strategic Marketing прогнозируется снижение в следующем году мировых продаж СTP-систем в связи с насыщением рынка. Россия не станет исключением, но вряд ли это случится скоро.

Автор выражает благодарность сотрудникам компаний «Апостроф Принт», «ВИП-Системы», «Гейдельберг-СНГ», «Комлайн», «Легион», «Нисса», «Терем», «ЯМ Интернешнл».

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Путеводитель по миру DTG-принтеров 2024

Прямая цифровая печать на текстильных изделиях (DTG — Direct-to-garment) является одним из быстрых и экономичных способов нанесения полноцветных изображений на предметы одежды (футболки, толстовки, рубашки, поло, свитшоты, шопперы и пр.) экологичными чернилами на водной основе.

Путеводитель по миру UV DTF-принтеров 2024

За последние три года технология UV DTF-печати прошла путь от чуть ли не экспериментальной до получившей широкое распространение на рынке рекламной и сувенирной продукции. Она предполагает ручные операции, поэтому не рассчитана на массовое производство.

Небольшие, но с широкими возможностями

Выбираем планшетный УФ-принтер для изготовления сувенирной продукции.



Новый номер

Тема номера: Бумага и картон в России. Детали: Ausje tech MFB. VIPColor VP660. Обзоры: LIYU Platinum Q-Cut. Sprinter TC -F2132. Отметка «1000» пройдена. «Реклама-2024». Цифровые перспективы России. Варианты будущего для этикеточных типографий.



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
    Проголосовало: 42