101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

ГИБРИДНАЯ ПЕЧАТЬ: испытание на прочность *

  • Дитер Клиберг
  • 28 декабря 2007 г.
  • 6726
Стойкость расходных материалов к УФ-излучению при гибридном лакировании.

Компоненты печатной машины, резиновые валики, печатные и лакировальные полотна, пластины и материалы для УФ- печати выбираются с учётом стойкости к агрессивным УФ-краскам, смывкам и, конечно же, к УФ-излучению. В случае с гибридным лакированием ситуация не столь критична, поскольку краски и химикаты не так агрессивны. Расходные материалы для гибридной технологии подходят и для традиционной печати с водным лакированием, а с чистой УФ-печати переключиться на другой процесс невозможно.

Стойкость валиков и полотен к разбуханию

Известно, что от резиновых покрытий и прослоек валиков и полотен (печатных и лакировальных) для УФ-печати требуется стойкость к разбуханию, т. е. воздействие на резину УФ-красок и не менее агрессивных УФ-смывок не должно приводить к разбуханию сверх нормы.

Использующиеся с гибридными лаками краски легко проникают в синтетические и полимерные слои печатных форм, хотя по химическому составу ближе к традиционным, нежели к УФ-краскам. Для их удаления с валиков, полотен и форм используют специальные гибридные смывки, которые при смене режима печати подойдут и для обычных красок. Продолжительный контакт со смывочными растворами не должен приводить к существенному изменению толщины резины и невулканизированных полимеров (к разбуханию из-за поглощения химикатов или усадке при их удалении). Разбухание и усадка, в т. ч. при переходе с гибридных красок на традиционные или с красок на смывку, в принципе, неизбежны — важно, чтобы они оставались в пределах нормы.

Все валики и полотна в той или иной степени реагируют на различные виды гибридных красок и смывок. Вот почему лучше следовать рекомендациям KBA и пользоваться материалами с маркировкой «для гибридной печати», означающей отсутствие проблем с разбуханием от красок и смывок. Одобрение от KBA получают только составы, которые при тестировании со стандартными валиками (использующимися с обычными красками) вообще не изменили толщину или оставили её в пределах нормы. Пока критериям отвечают только валики немецкого производителя Felix Bottcher. В принципе, можно применять и специальные валики для гибридной печати, как советуют некоторые поставщики, но это не соответствует концепции гибридной технологии в понимании KBA. В любом случае валики должны подходить и для гибридного, и для традиционного/гибридного производства. Верхний слой в них, как правило, изготавливают из нитрил-бутадиеновой резины (NBR, nitrile butadiene rubber).

Некоторые полотна с композитной поверхностью из нитрил-ПВХ-полимера не только подходят для гибридного техпроцесса, но и расширяют спектр применений УФ, тогда как полотна с верхним слоем из этилен-пропилен-диен мономера/термополимера (EPD-резины) совместимы только с УФ-красками.

Рекламные заявления производителей о неизбежном ухудшении при работе с универсальными полотнами по сравнению со специализированными гибридными и УФ-материалами верны только отчасти и ни в коем случае не универсальны. Бесспорно, длительный контакт с УФ- и традиционными красками для каучука вреден, но при работе в режиме «гибридная плюс традиционная печать» этот вопрос не стоит. Пока нет альтернативы этилен-пропилен-диен мономеру в виде универсального полотна, поэтому решение можно считать оптимальным компромиссом. В отношении доступных на рынке смывочных составов руководствоваться нужно следующим правилом: гибридные смывки совместимы только с нитриловыми материалами для гибридного и традиционного процессов, EPD-резина от них разбухает. Для неё подходят лишь УФ-краски и УФ-смывки.

Стабильность печатных форм на больших тиражах

Для гибридных машин подходят любые офсетные пластины, тиражестойкость которых, как и в УФ-печати, повышают обжигом (за исключением пластин с низким разрешением для газетной печати). Обжигу подлежат только аналоговые и цифровые пластины с фотополимерным слоем (или термальным полимером). При нагреве проэкспонированный полимерный слой закрепляется на пластине, а его поверхность становится твёрже, препятствуя проникновению компонентов краски и смывки. После обработки полимер больше не отслаивается из-за воздействия краски и смывки полотен между тиражами. Сокращается и риск «постэкспонирования» (postcopying), вызываемого температурой и УФ-излучением от межсекционных сушек.

Из CTP-пластин обжигают, как правило, термальные. Но Fujifilm уже разработала первую пластину для фиолетовых CTP-устройств с возможностью обжига — Brillia LP-NV. Некоторые термальные пластины демонстрируют стойкость к химическим компонентам (т. е. совместимость с УФ- и гибридной печатью) даже без обжига. К ним относится в т. ч. Fujifilm VPU, специально созданная для УФ-технологий. Но даже для таких пластин на длинных тиражах рекомендуется термальная обработка. Беспроцессная пластина Anthem от Presstek в равной степени подойдёт для УФ- и гибридных красок. А при верном подборе последних возможно переключение и на сухой офсет. Пластины для сухого офсета обжигать нельзя, но для коротких и средних тиражей это не принципиально. Можно порекомендовать также пластины Toray, показавшие рекордные результаты на длинных тиражах сухой УФ-печати, и пластины для сухой печати от KPG (пока доступные только в Северной Америке). Полиэфирные пластины не являются достаточно стойкими. Пока нет и подтверждённой практикой информации по совместимости с сухими гибридными красками аблационных пластин типа алюминиевой Presstek PEARLdry.

Стойкость форм для лакирования к химикатам

Изготовление лакировального полотна: с предварительно прорезанного на плоттере материала удаляются не несущие изображение зоны (фото: Folex)

Наносимые при гибридной печати УФ-лаки должны быть совместимы и с гибридными красками, и с надпечатываемыми лаками, применяемыми для получения контрастных глянцевых эффектов. Для них нужны специальные, стойкие к УФ-лакам и смывкам полотна, которые подходят и для водных лаков, поэтому могут использоваться в двух режимах — гибридной и традиционной печати. Для выборочного лакирования надпечатываемыми лаками вместо полотна имеем совместимую с гибридными составами офсетную пластину. Те, кто не хочет применять для финального лакирования дорогую фотополимерную флексографскую форму, могут воспользоваться легко снимающимся покрытием или офсетным полотном. Не забудьте проверить макс. глубину трафарета, которая определяется по отделяющемуся барьерному слою сразу под верхним покрытием. Если лакировальное полотно планируется использовать повторно, производители рекомендуют прочно закрепить его с помощью специального тарированного ключа. Печатное давление должно быть минимальным, чтобы лак равномерно распределялся по поверхности.

Стойкость материаловк УФ-излучению

Поскольку печать по пластику и металлу — самое распространённое применение УФ-технологии, в контексте гибридного лакирования целесообразно рассматривать особенности работы с бумагой, а также тонким и плотным картоном. Они практически такие же, как для чистой УФ-печати, поскольку основная часть проблем вызывается УФ-излучением. Операторам гибридных печатных машин приходится полагаться на свой опыт и рекомендации поставщиков бумаги. Главное правило для УФ-отверждения и ИК-излучения: мощность сушки устанавливается на минимум, поскольку бумага чувствительна к высоким температурам. Из-за выделяемого при сушке тепла происходит усадка, а УФ-излучение может привести к нежелательным химическим реакциям типа пожелтения.

Ещё одна проблема — растрескивание мелованного слоя бумаги и картона при фальцовке. Его можно избежать двумя способами: гибкой плёнкой УФ-лака (только одобренного производителем бумаги) и биговкой плотных материалов перед фальцовкой (в частности, картона массой 1 м╡ более 150 г). Перед биговкой проверьте оборудование: если оно изношено или неверно настроено, вместо одной проблемы получите другую. Возможность биговки мелованного картона быстро и просто проверяется с помощью пластины высокой печати, играющей роль фальцаппарата. В некоторых типографиях место бига опрыскивают смесью воды и спирта, считая это эффективным способом предотвратить растрескивание.

Третья проблема — запах от высвобождения связующего из мелованного слоя под воздействием УФ- излучения. Чаще всего источник не установить — это может быть мелованный слой бумаги, краска или наносимый в линию лак. Иногда при смешивании нескольких компонентов (изначально запахом не обладающих) выделяются очень неприятные запахи. Виновниками могут стать увлажняющий раствор и противоотмарывающий порошок. Альтернативные причины — размножение микробов из-за нарушения условий транспортировки и хранения, неподходящая для материала упаковка, избыток смол в целлюлозе, загрязнённое бумагоделательное оборудование. Заручившись рекомендациями поставщика бумаги по УФ-совместимым материалам, вы, как минимум, гарантируете отсутствие проблем с брошюровальным агрегатом. Многие производители бумаги охотно идут навстречу клиентам в вопросах тестирования комбинаций материалов. Не забудьте о гарантии качества на выпуск и транспортировку продукции.

Двойной механизм высыхания гибридных красок означает, что, в отличие от УФ-печати, впитываемость материала актуальна только в контексте УФ-лакирования. Но и тогда толщина слоя лака сводит его влияние к минимуму. Поэтому риск неполного отверждения не играет существенной роли.


* Статья из журнала Process, № 1, 2006. Публикуется с разрешения KBA при содействии «КБА РУС».


Тест Робинсона — и жалоб не будет

Эталонные (слева) и тестовые образцы материалов (справа) при проведении теста Робинсона (фото: M-real)

Жалобы на посторонние запахи или привкусы из-за картонной упаковки товаров — частая практика, и не только в УФ-печати. Предотвратить проблемы и не тратить понапрасну дорогостоящие материалы поможет тест Робинсона. Сенсорное тестирование рекомендуется при использовании новых расходных материалов (их разновидностей, красок и лаков) и проводится в два этапа: на отдельных расходных материалах перед печатью и в комбинации после изготовления пробного тиража. Не забывайте, что запахи проявляются по истечении некоторого времени на фоне реакции с кислородом из окружающего воздуха. Образцов лучше подготовить несколько, чтобы задействовать несколько экспертов. Они должны сравнить запахи от образцов с другими образцами и эталоном (материалом или изделием без запаха). Тестовые и эталонные образцы помещают в толстостенные стеклянные контейнеры с небольшим количеством воды для поддержания влажности на уровне 75%. При этом ускоряется процесс старения, и потенциальные запахи можно будет выявить уже через 48 часов. Эксперты последовательно оценивают отличия в запахах по 5-балльной шкале: 0 = отсутствует; 1 = едва уловимый; 2 = уловимый, но почти неразличимый; 3 = выраженный; 4 = сильный. Возможны дробные оценки. В созываемый оценочный комитет из опытных специалистов входят поставщики красок, картонов, типографии (заказчики продукции) и пользователи (упаковщики, торговые компании, потребители).

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ


Новый номер

Тема номера: С иголочки: всё о брендировании текстиля. RICOH Pro C7500. Скоростной УФ-принтер Artis CX-360G Gen 51. Текстильлегпром 2024. Кто побеждает в борьбе: DTG или DTF? День рождение будущего. Agfa Anapurna Ciervo H3200 + Спецпроект Publish Junior



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
    Проголосовало: 40