101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Как избежать сюрпризов при смене бумаги *

  • В. Н. Румянцев
  • 6 ноября 2006 г.
  • 7226
Часть 4 (начало в ? 6).

Научный редактор перевода — В. Н. Румянцев

Профили и техпроцесс

Описанные ниже 4 подхода к профилированию учитывают технологические ограничения, а советы помогут оптимизировать техпроцесс
(© Jan Vroegop B + O, 2001).

1. Профили отсутствуют

Нельзя профилировать или корректировать плёнки/цифровые данные.
Вывод по принципу «как есть»

Компьютер–плёнка. Используйте линейное экспонирование и поддерживайте соотношение растровых элементов на плёнке и форме 1:1. Старайтесь не работать с негативными пластинами.

Компьютер–пластина. Используйте линейное экспонирование в CTP-системе и в процессе экспонирования пластины.

Последствия
При печати из-за растискивания тоновое значение вырастет на 30–80%. Если краску развести, чтобы не было «грязи», контрастность оттиска станет меньше, а качество ниже, чем на цветопробе.

Цветопроба с эмуляцией растра на утверждённой для тиража бумаге позволяет выявить проблемы и обсудить их с заказчиком до начала печати.

2. Внутренний профиль

Та же ситуация, но в предоставленной плёнке/цифровых данных есть гомогенные (обобщённые) компенсационные кривые

Компьютер–плёнка. Сократить растискивание на позитивных пластинах можно в процессе аналогового экспонирования для лучшего соответствия средних тонов цветопробе. Есть риск потерять растровые элементы в высоких светах.

Компьютер–пластина. Если все полосы экспонируются на пластине (плёнке) цифровым способом, примените при экспонировании адаптационную кривую. Тональные кривые лазерного экспонирования можно существенно корректировать без потери растровых элементов. В большинстве коммерческих RIP можно задавать профили печатной машины и сохранять отдельные сочетания машина–бумага. Вот как правильно это сделать.

  1. Выведите линейные CTP-формы для каждого цвета с 10-шаговой растровой шкалой от 1-99%. То же относится и к цифровым плёнкам, но их копируйте на пластину в экспонирующем устройстве линейно. Выполните печать с форм со стандартными значениями оптической плотности.
  2. Осмотрите отпечатанные 10-шаговые шкалы и откорректируйте кривую экспонирования для плёночного/формного устройства. Проверьте результаты повторной печатью.
  3. Повторяйте процедуру до получения удовлетворительных результатов на 10-шаговой шкале. Проверьте воспроизведение на изображениях с выраженными средними тонами. Отпечатайте многокрасочный макет для окончательной оценки результата.
  4. Выполните печать на разных видах бумаги с соответствующими коррективами, получив параметры каждого профиля печатной машины.

Последствия
Подстройка лазерных систем под нелинейные параметры помогает, но отнимает массу времени. После того как параметры зафиксированы, правки вносятся во все цифровые документы из очереди в горячей папке. Могут исправляться страницы, поступившие из третьих источников. При экспонировании корректируйте только по одному параметру для всех полос.

Работайте с источниками обобщённых, стабилизированных данных для допечатной подготовки — это позволит оперировать минимальным количеством настроек экспонирования плёнки/пластины.

3. Входной профиль

Печатный цех принимает участие в профилировании цифровых данных CMYK (плёнок) на этапе допечатной подготовки и предоставляет цветопробу, учитывающую вид бумаги и способ печати (используется там, где нет управления цветом через ICC)

Компьютер–плёнка. Сканер настраивается с учётом конкретных кривых компенсации растискивания для рулонного офсета. Прямое линейное экспонирование на устройстве «компьютер–плёнка» и пластины в экспонирующей раме.

Компьютер–пластина. Сканер настраивается с учётом конкретных кривых компенсации растискивания для рулонного офсета. Прямое линейное экспонирование.

Создание настроек кривой в ПО типа Photoshop требует определённых навыков.

Последствия
Отдельные полосы без профилей помешают реализации методики и приведут к лишним отходам при запуске оборудования в попытках достичь удовлетворительного цветового баланса.

Входное профилирование даёт хорошие результаты, лучше адаптированные к печатному процессу, чем (2).

4. Полноценный ICC-профиль

Законченная система управления цветом действует, только если данные создавались в цветовом пространстве CIELab или RGB

Компьютер–плёнка и компьютер–пластина. RIP с поддержкой ICC предварительно компенсирует стандартное растискивание при печати.

Последствия
Для успеха необходимо управление техпроцессом со 100% поддержкой ICC без «особых тэгов» (private tags) плюс ICC-профили, выстроенные на основе отпечатанной в абсолютно линейных условиях цветовой шкалы IT8-7.3 (для каждой комбинации машины, краски, бумаги и пластины). Профили используются RIP при растрировании и для цветопробы.

При соблюдении правил такой подход обеспечивает полную свободу в компоновке полос, оптимальные, адаптированные к печатной машине формы и контроль баланса серого при печати.

Связь между видом бумаги, краской и сушкой

Основные виды офсетной бумаги

Таблица

Взаимодействие краска-бумага, глянец бумаги, оптимальная плотность краски

Микроскопический срез трёх видов бумаги: 1 — газетная (NP); 2 — легкомелованная (LWC); 3 — суперкаландрированная (SC)

Печатные свойства бумаги зависят от пухлости, поверхностной структуры и химии листа *. Грубая поверхность газетной бумаги означает высокий расход краски — она скапливается внутри пористого листа.

В легкомелованных видах на бумаге-основе находится плотный мелованный слой с низкой пористостью и высокой капиллярностью. Каландрирование добавляет бумаге гладкости и глянца. При печати мелованный слой отфильтровывает от масла красочные пигменты и смолы — на поверхности бумаги образуется красочная плёнка. Масло, которому удаётся проникнуть сквозь мелованный слой, собирается либо в нём, либо в бумаге-основе.

В суперкаландрированной бумаге, по гладкости не уступающей легкомелованной, выше содержание минеральных пигментов-наполнителей, поэтому она плотнее и однороднее по толщине. Это означает, что избирательная фильтрация отсутствует, и потребление краски у неё выше, чем у легкомелованной с той же массой 1 м2. При одинаковой оптической плотности с листа испаряется больше растворителя, поэтому и сохнет суперкаландрированная бумага дольше.

Часто рулонная бумага предназначена специально для глубокой или офсетной печати. Виды бумаги отличаются по поверхностной прочности и впитываемости, поэтому в обычных условиях не взаимозаменяемы: отпечатанный офсетом оттиск на бумаге для глубокой печати будет менее стойким; не исключены проблемы с пылением, смачиванием и сушкой.

Разным в зависимости от вида бумаги будет и уровень влажности. Отличия во влажности, массе и толщине приводят к колебаниям натяжения ленты. Объём краски и увлажняющего раствора варьируется от низкого (легкомелованная бумага) до высокого (газетная бумага). Устанавливаемые после сушильного устройства системы увлажнения снимают множество проблем: на широком полотне сохраняются поля обрезки, стабилизируется бумага с поперечным направлением волокон, текстовые блоки по размерам совпадают с отпечатанными на листовом оборудовании обложками, становится меньше заломов и следов краски.

Мелованная бумага

Краска оседает на поверхности бумаги.

Массу красочной плёнки нужно свести к минимуму — тогда глянец будет высоким, шероховатость волокон минимальной, а расход краски небольшим.

Низкий уровень влаги в некоторых видах бумаги с плотным слоем мела затрудняет фальцовку и провоцирует растрескивание.

  • Чтобы снизить риск растрескивания, отрегулируйте сушку и механизмы фальцаппарата, размягчите корешок.
  • Для обложечной бумаги массой более 100 г/м2 рекомендуются стойкие к истиранию краски.

Суперкаландрированная бумага

SC-A: сильнокаландрированная, с очень гладкой поверхностью и высокой яркостью.

SC-B: слабокаландрированная, с более пористой поверхностью.

Суперкаландрированная бумага потребляет больше краски, чем легкомелованная, отличается пониженными глянцем и яркостью по сравнению с ней, демонстрирует повышенное растискивание.

Суперкаландрированные (и немелованные) виды бумаги сушат при более высокой температуре (на 10 °C), поэтому от краски требуется достаточная термостойкость. Разные виды суперкаландрированной бумаги по-разному ведут себя в печатной машине (скопление бумажной пыли, смывка офсетных полотен, отмарывание, сушка).

  • Гладкая поверхность суперкаландрированной бумаги может пострадать от воды. Минимальное количество воды снимет проблемы с сушкой и огрублением поверхности из-за поднявшихся волокон и капиллярного эффекта.
  • Краски с низкой липкостью сократят частоту смывки офсетного полотна и снизят риск разрыва бумажной ленты.

Мелованная бумага для печати без сушки

Для печати без сушки подходят определённые виды мелованной и пигментированной бумаги (MFP, MFC) и специальные краски, обеспечивающие высокую оптическую плотность, яркий цвет и чёткую точку при низком уровне глянца. В Европе уже появился новый вид бумаги — улучшенная для печати без сушки (Valued Added Coldset, VAC). Предварительные исследования IFRA подтвердили более высокое качество воспроизведения по сравнению с улучшенной газетной бумагой. Но без совместимых с новой бумагой красок и увлажняющих растворов не исключены отметины от скапливающейся краски, особенно в машинах планетарного типа.

Бумага для газет и справочников

В немелованной бумаге содержание вторичного сырья обычно выше, что сказывается на яркости, непрозрачности и прочности материала. При печати на ней цвета получаются более тусклыми и серыми по сравнению с мелованными и суперкаландрированными сортами, что необходимо учитывать на этапе допечатной подготовки. Даже незначительное увеличение оптической плотности на газетной бумаге может привести к пробиванию. Немелованная бумага потребляет больше краски и увлажняющего раствора, поэтому мощность сушильного устройства должна быть больше. Незакреплённые волокна легко отделяются от немелованной поверхности бумаги и через систему валиков попадают в красочный ящик.

  • Убедитесь, что допечатный профиль соответствует виду бумаги.
  • Откорректируйте температуру сушки с учётом выбранного материала (см. раздел по печати с сушкой).
  • При подготовке к печати на суперкаландрированной и газетной бумаге не забывайте о повышенном расходе краски.
  • При печати на суперкаландрированной и газетной бумаге скорость машины должна быть ниже.
  • При печати на газетной бумаге уменьшите частоту вращения дукторного цилиндра и откройте винты регулировки подачи краски, чтобы в краску попадало меньше волокон.
  • Чтобы предотвратить пыление на газетной бумаге (при печати с сушкой и без), иногда достаточно сменить тип чёрной краски, если она наносится первой.

Печать книг. Улучшенная газетная бумага высокой пухлости классифицируется по толщине и предназначена для одно-двухкрасочной печати специальными красками (как и при печати справочников). Если используется сушка, настройте её на самое низкое значение и запускайте только вентиляторы для температуры в 40–60 °С, чтобы свести к минимуму изменение влажности бумаги.

Краска и увлажнение на бумаге

Потребление краски

Для получения оттиска с заданной оптической плотностью на разных видах бумаги понадобится неодинаковое количество краски, что объясняется отличиями в абсорбционных характеристиках.

Абсорбция бумаги имеет капиллярную природу и зависит от её пористости. При высоком уровне абсорбции велик риск пересыхания печатной формы. Физические характеристики поверхности бумаги влияют на визуальное восприятие контраста и оптической плотности и в значительной степени определяют потребление краски. У мелованной бумаги наименьшая абсорбция, у суперкаландрированных сортов она выше, у газетных — очень высокая. Как следствие, масса красочной плёнки на разных видах бумаги отличается более чем вдвое.

Чтобы на суперкаландрированной бумаге добиться той же оптической плотности, что и на мелованной, понадобится на 25–30% больше краски, на газетной — ещё на 70–100%. Для гладкой однородной плашки расход вырастет вдвое.

  • Для каждого вида бумаги используйте соответствующие допечатные профили (включая техники вычитания из-под чёрного и добавления к чёрному) - потребление краски сводится к минимуму.
  • Проконсультируйтесь с поставщиком относительно краски для выбранной бумаги.
  • Практика и исследования подтверждают, что расход краски может существенно варьироваться даже для одного вида бумаги. Рекомендуется отслеживать потребление краски для конкретной бумаги в каждой типографии.
Диаграмма 1

Оптическая плотность

Оптическая плотность будет наивысшей на бумаге с наибольшей толщиной мелованного слоя (и массой 1 м?). Чем лучше абсорбция, тем меньше реально достижимая оптическая плотность. Это объясняется тем, что гладкая поверхность мелованной бумаги равномерно отражает свет, а на немелованной бумаге краска глубже проникает в материал. Соответственно, гладкость поверхности оттиска получается неравномерной и отражает свет избирательно, что отрицательно сказывается на оптической плотности. Дополнительный плюс даёт глянец: на матовой бумаге никогда не добиться той же плотности, что на мелованной аналогичного вида.

Применять характеристики оптической плотности мелованной бумаги к немелованной непрактично: слишком большой расход краски приведёт к эмульгированию, потере чёткости точек, отмарыванию. Большое количество воды и красочных растворителей ослабят бумагу и увеличат нагрузку на сушильное устройство.

  • Характеристики оптической плотности должны соответствовать виду бумаги.
  • Контролировать массу красочной плёнки поможет правильно откалиброванный денситометр - это предотвратит губительные для качества проблемы с избыточной подачей краски и сушкой.

Избыточная подача краски

Это серьёзная и распространённая проблема, чреватая эмульгированием, сложностями с сушкой, отмарыванием, слипанием при брошюровке и лишними затратами на краску. Она встречается как на всём листе, так и на отдельных плашках печатных форм чёрной краски, где максимальная масса красочной плёнки превышает 1,8 г/м2. Отмарывание при печати с сушкой на газетной бумаге непосредственно связано с избыточной краскоподачей. Большое количество краски на цилиндрах требует дополнительного увлажняющего раствора.

Задача многокрасочной печати — соответствовать цветопробе и/или заданной оптической плотности. Сама по себе цветопроба — лишь субъективный визуальный инструмент оценки цвета. В оптимальном варианте нужные параметры измеряются и контролируются с помощью денситометра.

Диаграмма 2
  • Добиться хорошего воспроизведения плашек без лишней краски помогут технологии вычитания из-под чёрного (UCR) и добавления к чёрному (UCA) на этапе допечатной подготовки.
  • Чтобы избежать проблем с избыточной подачей краски, пользуйтесь денситометром.

Растискивание

Меняется в зависимости от вида бумаги, поскольку количество наносимой краски варьируется вместе со скоростью впитывания. На мелованной бумаге растискивание минимально, а максимума достигает на немелованной, где растровые элементы расплываются и деформируются. При печати без сушки красочные точки проникают глубже в материал — большее количество краски увеличивает растискивание.

Не забудьте компенсировать его при допечатной подготовке, особенно при переходе на бумагу с низкими показателями.

Глянец оттиска

Существенно варьируется в зависимости от вида бумаги. Отражение и поглощение света зависит от гладкости поверхности. Наибольший глянец характерен для мелованной бумаги, несколько ниже — для суперкаландрированной, самый плохой — для газетной из-за неровной поверхности и высокой абсорбции. Различия по степени впитываемости не исключены даже для бумаги одного вида. Глянец готового оттиска определяется количеством краски впитываемой, для нужной оптической плотности, и её расходом. Большой объём увлажняющего раствора отрицательно скажется на глянце: волокна начнут отставать от поверхности бумаги, понижая отражающую способность.


* В части пособия «Как избежать сюрпризов при смене бумаги» (How to avoid surprises when changing paper grades) собраны эффективные приёмы работы и организации труда для типографий рулонной офсетной печати. Опубликовано Web Offset Champion Group (WOCG).

© 1998 & 2002. Все права защищены.

Группа WOCG сформирована в 1998 г. для пропаганды эффективного опыта работы в индустрии рулонной офсетной печати, позволяющего повысить производительность, качество, безопасность труда и добиться настоящих «чемпионских» результатов. WOCG — совместный проект международных компаний, сотрудничающих с ведущими специалистами отрасли, типографиями и ассоциациями по всему миру. Члены группы являются ведущими поставщиками технологии, материалов и оборудования для всех этапов технологического процесса — допечатного, печатного и послепечатного: Aylesford Newsprint, Kodak Polychrome Graphics, MacDermid Printing Solutions, MAN Roland, MEGTEC Systems, Muller Martini, Nitto-Permacel, QuadTech, SCA и Sun Chemical.


* Отрубленного от ленты её куска. — Прим. ред. перевода.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Автоматизация:ожидания vs реальность

С каждым днём всё меньше руководителей предприятий выступают за сохранение привычных, но устаревших технологий в производстве. Приверженцы консервативных взглядов имеют ложные убеждения о том, что автоматизация процесса управления предприятием — это затратное мероприятие, которое не сможет принести очевидной выгоды для компании. Надо ли говорить, насколько глубоко они заблуждаются?

Типография, которая поверила в свои возможности

Большие пространства и много книг — это первое, что бросается в глаза при посещении Дома культуры «ГЭС-2». Самой привлекательной и интересной литературой для меня стала серия детских книг, выпущенная в рамках издательской программы V–A–C. Это известные классические сказки, оформленные современными художниками. В серии вышли книги Х. К. Андерсена, Оскара Уайльда, Льюиса Кэрролла и Виктора Драгунского.

Дела семейные

Publish стремится к экспансии: рост и развитие — это неизбежность любого проекта, который не планируется к закрытию. Зафиксировать состояние невозможно, «стабильность» — это просто другое имя деградации.

drupa в поисках себя

Индустриальные выставки — и drupa не исключение — проекты коммерческие. Их процветание или упадок связаны с тем, насколько успешно они решают задачи своих клиентов — экспонентов и посетителей. И в последние годы мы можем видеть здесь глубокие изменения.



Новый номер

Тема номера: С иголочки: всё о брендировании текстиля. RICOH Pro C7500. Скоростной УФ-принтер Artis CX-360G Gen 51. Текстильлегпром 2024. Кто побеждает в борьбе: DTG или DTF? День рождение будущего. Agfa Anapurna Ciervo H3200 + Спецпроект Publish Junior



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
    Проголосовало: 38