Последний в уходящем году справочник покупателя традиционно посвящён широкоформатной печати. Как и год назад, мы рассмотрим принтеры с чернилами на водной основе.
О чернилах
Противопоставление терминов «водные чернила» и «пигментные» не совсем верно, ведь классификация основана на разных признаках. Деление чернил на водные, сольвентные, масляные и пр. производится по типу основного по массе вещества. А пигментными чернила называют по типу красящего вещества — нерастворимого красителя (пигмента), находящегося в жидкости в виде мельчайших частиц. Их противоположность — чернила на основе водорастворимого красителя, представляющие собой раствор красящего вещества в жидкости. Это самый заслуженный тип чернил для струйной печати. Они совершенствуются много лет, и качество печати ими не вызывает вопросов. Но их недостаток (относительно небольшая стойкость к свету) был серьёзным препятствием для профессионального использования. На улице отпечатки выцветали максимум за несколько месяцев (это препятствовало использованию их для наружной рекламы), и даже несколько лет в помещении не могли устроить профессиональных фотографов. Для решения проблемы были разработаны пигментные чернила — относительно крупные (доли микрона) частицы цветного пигмента гораздо лучше сопротивляются разрушительному воздействию света, чем мелкие (размером с молекулу) частицы водорастворимого красителя. Платой за это стало ухудшение качества: цветовой охват и количество градаций меньше (особенно в тенях), равномерность глянца оставляет желать лучшего. Поэтому долгое время пигментные чернила использовались для печати рекламы, где требования к качеству изображений были не слишком жёсткими. Первую попытку выпустить пигментные чернила специально для печати фотографий в 1999 г. предприняла компания Epson. Долгое время она была единственной, настойчиво реализующей эту концепцию, и добилась отличного результата, предложив в прошлом году чернила Epson UltraChrome K3. В это время HP работала над увеличением светостойкости чернил на основе водорастворимого красителя и, судя по данным независимых исследований (http://www.wilhelm-research.com), также достигла неплохих успехов. Но сейчас стало ясно, что маркетологи Epson были правы. По их пути пошли и другие производители — на рынке появились пигментные чернила Canon LUCIA и HP Vivera. Интересно, что некоторые (странные на первый взгляд) решения, применённые Epson, появились и у других производителей. Например, для печати на матовых материалах рекомендуются специальные матовые чёрные чернила (Matte Black), а не обычные чёрные, которые теперь стали называться Photo Black и рекомендуются для печати на глянцевых и полуглянцевых материалах. Кроме двух типов чёрных чернил, все разработчики ввели в палитру два осветлённых вида — серые и светло-серые цвета. Это потребовалось для качественной печати ч/б фото.
Что нового
Стало очевидным, что основными игроками в сегменте стали традиционные производители струйных принтеров — Canon, Epson и HP. Судите по количеству их новых моделей. Epson полностью сменила линейку в прошлом году, а в этом анонсировала одну модель начального (для профессионального рынка) уровня — Stylus Pro 3800, которая поступит в продажу в начале 2007 г.
Значительное обновление произошло в ассортименте Canon. Компания представила серию широкоформатных принтеров, основанную на новой печатающей головке (6 каналов по 2560 дюз в каждой). Принтеры для рынка САПР/ГИС 4-цветные (но используется 6 картриджей), а сегмент графических принтеров пополнился несколькими 12-цветными.
Очень интересные модели DesignJet Z2100 и Z3100 летом представила HP (под большим секретом и взяв обязательство не разглашать до осени). Впервые в индустрии в принтер встроен спектрофотометр. Измерительные приборы в принтерах не в новинку для HP, но раньше это был денситометр, основная цель которого — компенсировать технологический разброс печатных головок (в принтерах HP они являются расходным материалом). В новых моделях полноценный спектрофотометр, основанный на технологии GretagMacbeth (теперь уже X-Rite) EyeOne Pro. Для многих покупателей это наверняка затмит другое интересное нововведение — принтер DesignJet Z3100 12-цветный! Обновился ветеран рынка – принтер DesignJet 500. Теперь в его названии фигурирует слово Plus, которое означает наличие в комплекте HP-GL платы, увеличенной до 32 Мбайт памяти и программы Adobe Acrobat Professional.
А вот Roland, Mutoh, Mimaki, Colorspan постепенно уходят из этого сегмента и все усилия направляют на рынок печати наружной рекламы с принтерами на сольвентных чернилах. Kodak, приобретя Encad вместе с принтерами серии NovaJet, так и не смог предложить ничего нового в последние годы, поставляя единственную модель — 1200i. Но уходить с рынка широкоформатной печати, похоже, не планирует. Андрей Голинкевич («ЛИР Консалтинг») считает, что сейчас самые интересные продукты Kodak на этом рынке — носители для печати широкоформатных изображений.
О некоторых параметрах
Подбор широкоформатного принтера надо начинать с определения формата и вида носителя (рулон или лист), который вам требуется. Минимальный формат принтера нашего обзора — А2+ (ширина печати 17” или 432 мм). В течение нескольких лет фактическим монополистом в этом формате была Epson (сейчас это модели Stylus Pro 3800/4400/4800). Но в прошлом году у них появился конкурент от HP (DesignJet 70/90), а в этом и Canon решила занять место на рынке с imagePROGRAF 500/5000. Все модели печатают на листах, а рулонные носители обычны не для всех. Младшая модель от Epson вообще не умеет работать с рулонами, и лишь отдельные конфигурации принтеров HP снабжены рулонной подачей.
Большой выбор есть у тех, кто планирует приобрести принтер с шириной печати 24–44 дюйма. «Родной» материал для них — рулон. Для печати на листах придётся устанавливать их по одному и вручную. Только некоторые модели HP формата 24 дюйма (DesignJet 110 и 130) имеют лоток для автоматической подачи листов.
А вот на большем формате (60 дюймов) выбор уменьшается. У любителей новой техники вообще единственный вариант — Canon imagePROGRAF 9000. Остальные модели появились несколько лет назад. А при необходимости приобрести принтер ещё большего размера (70–80 дюймов) придётся выбирать среди моделей 4-6-летней давности. Впрочем, покупатели прин-теров такого формата предпочитают сольвентные или УФ-отверждаемые чернила. А это уже другая история…
Формат печати также зависит от ширины незапечатываемой области по краю листа или рулона. По этому параметру производители достигли идеала — некоторые принтеры печатают без полей. Пионером здесь была Epson, а сейчас это обычное дело для всех новых моделей.
Второй важный параметр — качество печати. В зависимости от назначения принтера к нему предъявляют разные требования. И мы рассмотрим его подробнее в разделах, посвящённых соответствующим областям применения. Антагонист качества — скорость печати. На одном принтере можно получить производительность, отличающуюся на порядок (т. е. в 10 раз) в зависимости от режима. Поэтому обязательно поинтересуйтесь, для какого режима производитель указывает скорость печати. В последние годы используется только один способ повысить её: увеличением количества печатающих дюз. О повышении частоты выброса капель новой информации мы не нашли. Самый впечатляющий результат достигнут Canon: 2560 дюз на каждый цвет — более 30 тысяч дюз в принтере. Итог – самая высокая скорость в своем классе: в черновом режиме iPF600 печатает со скоростью до 48 кв. м в час. Быстрее печатают только некоторые модели стоимостью выше 10 000 долл.
Вряд ли основанием для выбора модели станет интерфейс. Все модели оснащены скоростными портами USB Hi-Speed или FireWire. Им следует отдать предпочтение перед устаревшим параллельным портом, который не обеспечивает пропускной способности, необходимой для печати сложной графики. При необходимости подключения принтера в сеть нужно поинтересоваться наличием у него сетевого интерфейса. Многие модели в стандартной конфигурации им не оборудованы, и придется докупать фирменную сетевую плату.
Четыре цвета для чертежей и рекламы
Признак принтеров для САПР и ГИС — 4-цветная палитра CMYK: высокое качество полноцветных изображений не является важным требованием. Но и здесь есть интересные варианты. В новых Canon imagePROGRAF 500/700/800 печатающая головка с 6-ю каналами: три для традиционных CMY, один для стандартных чёрных чернил, два для матовых чёрных. Логика проста — чертежи обычно печатаются на недорогой матовой бумаге, а двойной канал с матовыми чёрными чернилами повышает скорость вывода монохромных чертежей.
Несмотря на отсутствие строгих требований к качеству отпечатков, низкое разрешение (600в600 dpi) встречается только в старых аппаратах — разработка и выпуск печатающих головок специально для «чертёжных» аппаратов нерентабельны, поэтому в них те же головки, что в более качественных фотомоделях. Поэтому современные 4‑цветные аппараты вполне справляются с печатью рекламы — это применение более интересно для наших читателей. Вряд ли аппараты могут конкурировать с принтерами на сольвентных и УФ-отверждаемых чернилах по скорости и себестоимости печати, стойкости изображений. Но есть немало областей, где это не требуется (например, оформление крупных магазинов). Изображения можно напечатать в местном рекламном отделе, а высокая оперативность и простое обслуживание важнее, чем низкая себестоимость; высокая стойкость вообще не нужна. А вот повышенная скорость никому не помешает. Самый популярный способ увеличить производительность печати — удвоить количество головок. В упомянутом Canon imagePROGRAF 500/700/800 двойная подача применяется только для чёрного цвета, а в принтерах Epson Stylus Pro 4400/7400/9400 и HP DesignJet 4000 для каждого из четырёх цветов.
Качество без компромиссов
Элита цифровой печати — принтеры, ориентированные на печать фото и художественных репродукций. Ни одна технология цифровой печати не обеспечивает такого высокого качества, как струйная.
Удивительно, но каждый год появляется ощущение того, что струйные принтеры дошли до предела совершенства… Но проходит время, появляется новый принтер, и его отпечатки ясно показывают, что усилия производителей не пропали даром — улучшения несомненны.
На качество печати влияют множество факторов: свойства чернил, алгоритмы растрирования и цветопередачи и множество других. Из указываемых в спецификации отметим разрешение, минимальный размер капли и количество цветов в палитре чернил. По первым пунктам существенных прорывов за последние год-два не произошло. 2880в1440 dpi в пьезоструйной печати или 2400в1200 dpi в термоструйной, капля объёмом около 4 пл — стандартные параметры современного широкоформатного прин-тера. Зато на пути увеличения количества картриджей производители потрудились на славу. Ещё год назад 12 цветов казались экзотикой и использовались только в одном прин-тере — ColorSpan DisplayMaker X-12+. В других моделях наиболее популярным был шестицветный набор: CMYK и осветленные голубой (Cyan) и пурпурный (Magenta). Таким образом удалось добиться уменьшения зернистости и качества проработки оттенков в светлых тонах. Реже использовался другой набор: CMYK плюс оранжевый и зеленый или синий. Цель такого сочетания – увеличение цветового охвата печати. Существуют различные мнения по поводу выбора лучшего варианта. Александр Чайкин («СМАРТ-Т») отмечает: «Применение наряду с основными (CMYK) светлых чернил (Lc и Lm) вместо дополнительных цветов (красного, оранжевого и синего) позволяет их поставщикам существенно увеличить прибыльность этого бизнеса за счет более высокого (на 25-30%) потребления чернил. А польза от использования осветленных чернил в настоящее время снижается, поскольку внедрение технологии переменного объема капли уже сейчас свело почти на нет зернистость отпечатков». Впрочем, этот вопрос можно обсуждать только при сравнении схожих чернил и принтеров. А единственный эксперимент такого рода проведён компанией Epson. Чернила UltraChrome Hi-Closs с палитрой CMYK+Red+Blue так и не вышли за пределы моделей потребительского (хотя и достаточно высокого) уровня. В серии профессиональных принтеров Stylus Pro разработчики предпочли использовать осветлённые варианты основных цветов (включая две градации серого цвета).
Сейчас 12-цветные модели становятся обычным делом. В этом году они появились в ассортименте Canon и HP. Состав цветов у них несколько отличается. Общих 11: осветлённые версии голубого и пурпурного для более плавных цветовых переходов и незаметного растра; стандартный и матовый чёрный; серый и светло-серый для качественной печати монохромных фото; красный, зелёный и синий для расширения цветового охвата; обычные пурпурный, жёлтый… И тут начинаются отличия. Canon не стала экспериментировать и пошла по традиционному пути с голубыми (Cyan) чернилами. А в HP от них отказались, доверив место бесцветной жидкости для улучшения глянца (Gloss Enhancer).
Мы уже отмечали, что на качество печати влияет много факторов, часть из них нельзя отразить в спецификации. Если ваши требования превосходят средний уровень, обязательно проведите реальное тестирование на своих изображениях по собственным критериям. Проблем с поиском принтера не будет — практически любую модель можно найти в нескольких демозалах фирм-продавцов.
Печать на пробу
Пробная печать для проверки качества допечатной подготовки макетов — одно из самых популярных приложений для широкоформатной печати. Необходимо разделять просто пробную печать (часто её называют спусковой пробой) и цветопробную. Первая предназначена для вычитки текста, проверки правильности вёрстки и спуска полос. Для неё подойдёт практически любой принтер требуемого формата, печатающий на недорогой матовой бумаге.
Для настоящей цветопробы требуется более качественный принтер, хотя важнее выбор программы для его управления. Это тема для ближайшего справочника покупателя. Пока отметим, что в последние пару лет для печати цветопробы популярны принтеры Epson Stylus Pro, благодаря очень удачным чернилам Epson UltraChrome K3. О чём и свидетельствует состав участников сравнительного тестирования цветопробных систем, проведённых в июне ассоциацией IPA. Из 18-ти систем, использующих для вывода струйные принтеры, в 9-ти использовались принтеры Epson, в 4-х — HP DesignJet 130, в одной — прин-тер Canon. Возможно, новые модели HP и Canon изменят ситуацию.
Печать на ткани
В прошлогоднем справочнике покупателя (Publish ? 10, 2005) мы не стали уделять внимания ещё одному применению широкоформатных принтеров: нанесению изображения на ткань. Но в последнее время популярность направления растёт, к тому же по формальному признаку (использование водных чернил) часть оборудования попадает в наш обзор. Речь идёт о сублимационных чернилах — в качестве красителя в них используется вещество, способное переходить из твёрдого состояния в газообразное, минуя жидкую стадию. Сублимационными чернилами обычно печатают на промежуточном носителе — специальной бумаге для сублимации. Затем отпечаток накладывают на полиэфирную ткань и подвергают нагреву. Краситель испаряется с бумаги, в газообразном виде внедряется в ткань и там конденсируется, образуя твердый раствор среди молекул полимера. Возможна и прямая печать прямо на ткани – термообработка требуется и в этом случае. Сублимационный перенос следует отличать от термопереноса. При термопереносе печать также ведётся на промежуточной бумаге, покрытой термоклеем, но отпечаток попадает на ткань только вместе с термоклеем, который и удерживает его на поверхности. При сублимационном переносе изображение составляет с тканью единое целое и удаляется с ткани только по мере ее разрушения.
По мнению Чайкина, рекламные изображения на тканях и полиэфирных пленках, изготовленные с помощью сублимационного переноса, будут распространяться всё шире: «Светостойкость такой печати — до 5 лет на улице и до 150-200 лет в помещении. Стойкость отпечатков к жаре и холоду, дождю и снегу, ветру и падению песка, сухому и мокрому трению вообще во много раз выше стойкости традиционной широкоформатной рекламы».
Обычно сублимационные чернила используются в универсальных струйных принтерах, конструкция которых позволяет без труда менять чернила (Roland, Mimaki). Хотя на рынке доступны и специализированные решения. Например, DGI SIGMAJET-1806M — комплекс из принтера, печатающего сублимационными чернилами на водной основе, и «онлайнового» каландрового пресса.
Система подачи материалов принтеров Fast T-Jet или Kornit справляется даже с готовыми текстильными изделиями, например, футболками. И хотя по формальным признакам устройства относятся к струйным принтерам формата А2, использующим чернила на водной основе, мы решили не включать их в таблицу. Уж слишком конструкция отличается от обычного широкоформатного принтера.
Расходы на печать
Затраты на печать всегда интересуют владельца широкоформатного принтера. Себестоимость отпечатка складывается из цены носителя и чернил. Обе весьма широко варьируются. Первая — в зависимости от типа запечатываемого материала: за 1 м? придётся заплатить от долей доллара (тонкая матовая бумага без покрытия) до 20-30 долл. (холст или бумага для художественных репродукций).
Ситуация со стоимостью чернил запутанная. Информация о расходе на изображение с 5% заливкой не представляет практического интереса: между средней плотностью изображения и расходом чернил на него нет прямой зависимости. Например, расход чернил на печать пурпурных и красных объектов может отличаться вдвое (несмотря на их визуальную схожесть). Или не отличаться — в новых принтерах с красными чернилами. А серый квадрат (смесь светло-пурпурных, светло-голубых и жёлтых чернил) может потребовать большего расхода, чем чёрный (только чёрные чернила). Или не потребовать — в принтерах со светло-серыми чернилами.
К счастью, для практических расчётов можно использовать усреднённые данные: на печать 1 м? полноцветного изображения расходуется 15-20 мл чернил. Для расчёта их стоимости достаточно знать цену 1 мл, которую легко рассчитать исходя из цены картриджа и его объёма.
Владельцы принтеров с термоструйной печатающей головкой (Canon, HP, Kodak) должны также учесть стоимость печатающей головки. Ресурс головок для принтеров HP указан в спецификации, но владельцы аппаратов отмечают, что реальный срок службы больше. А срок службы головок Canon сравним со сроком службы принтера. По крайней мере, выход ее из строя в течение первого года эксплуатации аппарата считается гарантийным случаем.
Нужен ли RIP?
RIP или растровый процессор — это устройство или программа, предназначенная для конвертации входных графических данных (в одном из стандартных форматов) в команды, понятные принтеру. По традиции так называют программу, воспринимающую входные данные в формате PostScript — самом мощном на сегодня языке описания изображений. Этот класс программ появился из-за того, что встроенная в Windows (как и в Mac OS) графическая подсистема ориентирована в основном на работу с экранными изображениями и не слишком приспособлена для печати. Она плохо «переваривает» изображения объёмом в несколько сот мегабайт, незнакома с таким понятием, как CMYK, и имеет ограниченные возможности по управлению цветопередачей. Кроме растрирования, RIP должен обладать широкими возможностями по манипуляции с изображениями: масштабирование, поворот, разбивка большого изображения на части или склейка большого изображения из нескольких маленьких. Это хороший помощник владельцу широкоформатного принтера, но с двумя недостатками. Первый — настройка RIP, да и работа с ним требуют определённой квалификации. Более серьёзный второй — цена RIP, вполне сравнимая со стоимостью недорогого широкоформатного принтера.
К счастью, сейчас всё больше функций, которые раньше возлагались на RIP, выполняют стандартные программы для подготовки изображений и обычный драйвер. В немалой степени этому способствует высокая производительность компьютеров: операции с изображениями «весом» в сотни мегабайт уже не требуют много времени.
Однако в некоторых случаях без растрового процессора не обойтись. Во-первых, для части принтеров в нашей таблице просто не существует Windows/MaсOS-драйверов – производители принтеров рассчитывают на разработчиков RIP. Во-вторых, RIP будет полезен при больших нагрузках, когда принтер работает непрерывно. В-третьих, RIP необходим при использовании «неродных» расходных материалов. Кроме создания индивидуальных цветовых профилей, такая ситуация требует настройки подачи краски – линеаризации. Эту операцию невозможно выполнить ни с одним из существующих драйверов.
Что нас ждет
Несмотря на увеличивающуюся популярность сольвентных аппаратов, работа для принтеров на водных чернилах не исчезнет. Большим потенциалом обладает рынок цифровой цветопробы — такую систему может позволить себе каждое препресс-бюро и даже дизайнер-одиночка. Быстрому росту на этом рынке препятствует только менталитет: большинство публикаций готовится без предварительной пробы — в надежде «на авось». Есть перспективы и у рынка качественной фотопечати. Автор не раз встречался с фотографами-любителями (речь идёт не об уровне мастерства, а о том, что фотография для них — хобби, а не источник денег), которые сетовали, что не могут найти место для качественной печати своих фото большого формата. И это в Москве. А в городах поменьше?
Очевидно, ещё много лет не исчезнет потребность в печати чертежей и карт, а объём печатной рекламы для оперативного оформления магазинов и графики для украшения интерьеров будет только расти. А Александра Алексеева («Интерлинк») отмечает рост спроса на высококачественную печать на художественных материалах. Интересный прогноз развития рынка широкоформатной печати предложил Александр Глотов («Ксерокс Россия»). Он считает, что основное направление развития будет связано с увеличение скорости печати при неизменном качестве, а рост рынка составит 30-60% в год. Одно из самых интересных предсказаний – возможный запрет жёстких и средних сольвентов на территории РФ. Так что производители широкоформатных принтеров могут спокойно смотреть в будущее. Очень интересно, что они готовят для нас в следующих моделях.
Автор благодарит сотрудников компаний Consistent Software Distribution, «Интерлинк», «Ксерокс Россия», «ЛИР-Консалтинг», «Смарт-Т», представительств Epson, HP за помощь, оказанную при подготовке статьи.
Широкоформатные принтеры на водных чернилах