101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Новые рубежи УФ-красок <i><A HREF="#vr"><SUP>*</SUP></A></i>

  • Дейв Аткинсон
  • 14 мая 2007 г.
  • 5695
УФ-отверждаемые краски прекрасно зарекомендовали себя в производстве этикеток. Именно они позволили флексографии в кратчайшие сроки завоевать этот рынок.

Без УФ-отверждаемых красок флексография вряд ли вышла бы на современный уровень качества и равной конкуренции с другими способами печати на этикеточном рынке. Для производителей УФ-красок он многие годы оставался прибыльным и привлекательным. Теперь всё изменилось, и выгодная когда-то для поставщиков индустрия страдает от перепроизводства. Виной тому, не в последнюю очередь, количество высокоскоростных этикеточных машин с увеличенной шириной полотна. В некотором смысле УФ-печать этикеток пала жертвой собственного успеха, став визитной карточкой УФ-флексографии. Но при всех достоинствах последняя за 10-15 лет в других направлениях так и не двинулась…

С ужесточением конкуренции и падением прибылей на фоне кризиса перепроизводства этикеточные типографии стали экономить на расходных материалах, включая краски. Их поставщикам приходится прикладывать больше усилий к освоению новых рынков, а работающим с этикеточными типографиями — мириться с сокращением прибылей и повышать уровень сервиса. Например, английский производитель УФ-красок из Paragon Inks наряду с интересными техническими решениями предлагает программу минимизации затрат для узкорулонных производств.

 

Альтернативные рынки

Десять лет назад казалось, что новым крупным рынком для УФ-флексографии станет картонная тара. Перспективность направления доказала типография Carton Master, завоевавшая не одну полиграфическую награду за печать УФ-красками Intercolor. Ожидания не оправдались потому, что активно не развивалась флексопечать по картону. Новые универсальные узкорулонные машины в большинстве своём, наряду с самоклеящимися этикеточными материалами и плёнками, запечатывают лёгкий картон: УФ-флексография по-прежнему представлена в сегменте, хотя темпы роста намного медленнее, чем ожидалось.

Новое веяние — стерилизуемая картонная упаковка для пищевых продуктов. Картоны похожи на сорта для упаковки молока и соков, уже много лет запечатываемой флексографией (хотя и не УФ-отверждаемыми красками). Подходят катионные УФ-краски, выдерживающие стерилизацию без дополнительного лакирования и ламинирования. Здесь флексография делает первые шаги, но при условии серьёзного сокращения доли 3-компонентных (тубус, дно, крышка) жестяных банок это реальный потенциал для её долгосрочного роста.

Наибольшим интересом пользуются УФ-краски для печати на усадочных рукавных этикетках. Рынок бурно развивается несколько лет, в чём несложно убедиться, пройдясь по любому супермаркету и подсчитав на полках количество упакованного в них товара. Уровень заинтересованности наглядно продемонстрировала прошедшая LabelExpo, где на стендах нескольких производителей узкорулонного оборудования печатались именно рукавные этикетки.

Это традиционная вотчина глубокой печати, но, как и в случае с гибкой упаковкой, ей сложно конкурировать с флексо на коротких тиражах. Количество товаров с усадочными рукавными этикетками увеличивается, становится больше коротких тиражей — у флексографии появляются перспективы. Новым это направление назвать сложно: один из крупнейших производителей в Европе Decorative Sleeves выпускает их уже 10 лет.

Типичные примеры флексопечати УФ-красками

Количество типографий, печатающих усадочные рукавные этикетки УФ-способом, растёт за счёт дополнительного сервиса, недостижимого в глубокой печати. Компании не просто отвоёвывают у неё рынок, но и формируют собственный. Поскольку цены на усадочные этикетки рассчитываются с прицелом на глубокую печать, стоимость красок для этого сегмента — не проблема.

Потенциально самый перспективный, но и самый сложный для УФ-флексографии рынок — печать по плёнкам для первичной пищевой упаковки: с каждый шагом вперёд индустрия делает два назад. Печать по упаковке, напрямую контактирующей с пищевыми продуктами, всегда проблематична из-за остаточных и несвязанных элементов в красочной плёнке.

Аналогичные сложности возникают при работе с сольвентными красками, виной чему остаточные растворители. Складывается впечатление, что типографии стремятся переложить ответственность на производителей красок. Безусловно, от поставщика требуется соответствие продукции поставленным задачам, а сертификаты Федерального Союза оптовой и внешней торговли (BGA), Управления по контролю за продуктами и лекарствами США (FDA) и Международного сертификационного центра ЕС (ISEGA) станут дополнительным плюсом, но характеристики готовой продукции определяются не только формулой краски, но и технологией печати.

Об этом хорошо осведомлены работающие с сольвентными составами, где всегда есть риск остаточных растворителей, но никто не думает обвинять в этом поставщика красок, зная, что многое зависит от техпроцесса. То же верно и в отношении УФ-отверждаемых красок: независимо от качества и сертификатов, при недостаточном контроле в готовой красочной плёнке могут остаться несвязанные элементы. Это не значит, что изготовителю или клиенту придётся отказаться от печати заказа УФ-красками — просто типография берёт на себя дополнительную ответственность и тщательнее контролирует процесс. Качественные краски сводят проблемы к минимуму, поэтому важно, чтобы поставщик понимал требования рынка (момент важный, но не единственный).

 

Катионные или свободно-радикальные

Независимо от области применения, при флексографской УФ-печати всегда есть выбор: доступные много лет краски свободно-радикальной или катионной полимеризации. Первые — основа УФ-индустрии. Выбор сырья для производства стал шире, а цена на них ниже, чем на катионные составы. Поэтому они оптимальны для этикеток и картонной тары, но в сложных ситуациях (стерилизуемые коробки) лучше зарекомендовали себя катионные решения.

Стойкие к усадке катионные краски успешно использовали в производстве термоусадочных рукавных этикеток, но в последние 2-3 года их теснят свободно-радикальные. Совместно с австралийским подразделением Macro компания XSYS Print Solutions разработала свободно-радикальную систему Flexocure XS с прекрасной адгезией к широкому спектру плёнок и без ограничений по усадке. Краски свободно-радикальной полимеризации для термоусадочных рукавных этикеток предлагает английская Intercolor. Sun Chemical продолжила работу в катионном русле, представив на LabelExpo краски Solarcat того же применения, пополнив серию Solaris для узкорулонной печати. Mirage Inks уже несколько лет успешно поставляет катионные УФ-краски для печати по рукавным этикеткам.

К краскам для печати на первичной пищевой упаковке особые требования. Для их выполнения при работе со свободно-радикальными составами необходим выбор адекватной системы отверждения. В атмосфере с пониженным содержанием кислорода (инертной) меньше помех отверждению, не так много фотоинициаторов в краске, почти нет отмарывания в рулоне.

Если краски на основе свободных радикалов отверждаются электронным излучением (EB-системы), фотоинициатор вообще не нужен. При этом плотность образования межмолекулярных связей выше, а риск неполного отверждения ниже. До сих пор эту технологию всерьёз не воспринимали из-за габаритов и стоимости, но теперь решения стали компактнее и дешевле. Устройства электронного отверждения устанавливаются в конце машины для печати «сырое по сырому» по аналогии с традиционными офсетными красками. Результатом активной работы Sun Chemical стала краска UniQure WetFlex для высоко-скоростной печати «сырое по сырому», предназначенная для технологически требовательной упаковки. Но отверждению катионных красок кислород не препятствует, а длительный период их окончательного отверждения сводит к минимуму количество несвязанных элементов в красочном слое.

 

Будущее

Печать этикеток остаётся бастионом УФ-флексографии, хотя и не столь прибыльным для поставщиков красок. Масса усилий вкладывается в разработку красок для термоусадочных рукавных этикеток, сулящих хорошие перспективы. Продолжается работа над красками для прямой печати на первичной пищевой упаковке. Хотя этот рынок всегда был самым проблематичным, но в долгосрочной перспективе остаётся наиболее привлекательным. Сейчас на рынке УФ-флексографии заправляет узкорулонная печать. Чтобы ситуация изменилась, необходимы прочные позиции и в других сегментах, помимо этикеток. Несмотря на сложности, перспективы у флексографской печати УФ-красками есть, и очень неплохие.


* Журнал FlexoTech, май/июнь 2006 г. © FlexoTech, Published by Whitmar Publications Ltd.


 

НАШИ

Российскому рынку флексопечати около 8 лет, и он находится на стадии развития: при ежегодном приросте 10-15%, в отличие от Европы, кризис перепроизводства нам не грозит. Наиболее перспективный сегмент — печать по термоусадочным плёнкам. Имеются у нас и качественные материалы для УФ-печати. Хорошо известная в Великобритании Intercolor, входящая в немецкий концерн Zeller+Gmelin и работающая на российском рынке с ГК «Дубль В», ежегодно выпускает новые серии УФ-красок.

Елена Ларкина (larkina@doublev.ru), руководитель отдела полиграфических красок ГК «Дубль В»


 

НАШИ

Автор верно подметил, что серьёзного движения на рынке УФ-красок в последнее время нет. Большинство производителей предлагают одинаковые по качеству и техническим характеристикам решения. Конкуренция сместилась в сторону маркетинговых ходов, гибкости сервиса и цены. Поставщики материалов оказались в сложном положении. Вряд ли можно серьёзно рассматривать катионные краски как перспективный путь развития. Сокращение до одного поставщиков компонентов для них не замедлит сказаться на цене и их наличии в ассортименте многих производителей. На мой взгляд, это вызвано тем, что большинство задач успешно решается последними разработками в радикальной технологии. Будем пристально следить за развитием рынка термоусадочной этикетки — похоже, это единственное направление, которое сулит радужные перспективы УФ-флексографии.

Андрей Комаров (akomarov@realine.ru), технолог компании «Реалайн»

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Цифровое мышление в упаковке и этикетке

Аналитические исследования и опыт типографий, перешедших на цифровые технологии изготовления упаковки и этикетки, говорят о том, что перспективы на этом рынке очень велики. А производители готовы предоставить типографиям лучшие инструменты — ЦПМ и расходные материалы для них.

Цифровое завтра уже сегодня

Тенденции в области листовой и рулонной цифровой печати.



Новый номер

Тема номера: С иголочки: всё о брендировании текстиля. RICOH Pro C7500. Скоростной УФ-принтер Artis CX-360G Gen 51. Текстильлегпром 2024. Кто побеждает в борьбе: DTG или DTF? День рождение будущего. Agfa Anapurna Ciervo H3200 + Спецпроект Publish Junior



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
    Проголосовало: 39