Часть 4: бумага для корпоративных коммуникаций.
Корпоративная этика
У любой уважающей себя компании есть фирменный стиль, в котором выполнены бланки, визитки, конверты, аксессуары для внутренних и внешних коммуникаций. В руководстве по фирменному стилю обычно указаны рекомендуемые марки бумаги, но правильнее также оговорить цвет, плотность, тиснение и прочие характеристики, так как некоторые коллекции бумаги со временем могут быть сняты с производства.
Старайтесь подбирать для визиток, бланков, конвертов и папок бумагу, сочетаемую по цвету, тиснению, фактуре и прочим свойствам. Очень удобно, когда бумага разной плотности и конверты есть в одной коллекции. При нынешнем изобилии это не проблема: у каждого оптовика есть коллекции, включающие бумагу плотностью 90–120 г/м² для бланков, 250–300 г/м² для визиток и папок, конверты (как правило, евроформата 11×22 см). Такая бумага обычно имеет пастельные тона, с классическим тиснением «верже» или «лён». Хотя она дороже обычной офсетной и стандартных конвертов из неё, подход себя оправдывает. Ваши аксессуары обязательно будут выделяться из общей белой массы и подчёркивать индивидуальность компании. Области применения бумаги для корпоративного стиля гораздо шире: открытки, буклеты, календари и многое другое.
Попадаем в цвет…
Учитывайте пастельные оттенки бумаги и не забудьте про компенсацию цвета при подготовке макета. Помните, что на бланках, конвертах и визитках фирменные цвета должны быть выдержаны на 100%, ведь это лицо компании. Напомним старый, проверенный способ. Цветоделённые картинки из палитры CMYK переводим в палитру Multichanel с добавлением 5-го канала цвета бумаги; получившаяся картинка даст полное представление, как это будет смотреться на цветной бумаге. При необходимости можно скорректировать цвет оригинала, удалив 5-й канал и переведя картинку обратно в CMYK.
При печати шёлкотрафаретом учтите, что кроющие краски и результат предсказуем, а в случае офсета необходимо учесть цвет фона, так как краска прозрачна.
Как получить водяной знак
Многие марки бумаги плотностью 80–90 г/м² поставляются с водяными знаками, на которых обычно изображаются логотип или название производителя. А если клиенту не понравится наличие чужого логотипа на его бланке? Будьте осторожны и обязательно предупреждайте о наличии «чужеродных» элементов на бумаге.
Бывают и обратные запросы: от дизайнера требуют свои водяные знаки на бланке. Как быть? Можно заказать на фабрике несколько паллет бумаги с индивидуальными знаками. Это дорого, да и не всем компаниям нужно так много (некоторым и 1000 бланков хватает на несколько лет), а ожидание индивидуальной * бумаги может затянуться на неопределённо долгий срок. Экономичный выход: нанести контур водяного знака офсетными белилами (Transparence white) или 5% растром Pantone, максимально близким к цвету бумаги.
Открытки и календари (бумага Galgo и Antinoe) | Визитки/бланки (бумага Galgo, печать 2+0) |
Календарь | Полный набор на бумаге Zeta |
Осторожно — конверт!
Наличие готовых конвертов, безусловно, облегчает нашу дизайнерско-полиграфическую участь, но иногда мы не ищем лёгких путей.
При подготовке макета на конверте учитывайте отступы от полей по 5 мм, не попадайте рисунком (особенно плашками) на клапаны и швы, так как может не пропечататься. Думайте о технологии.
Сохранится ли насыщенность цвета при офсете?
Офсетом печатать можно и нужно, но нюансы лучше учесть заранее. Бумага хорошо сохнет, но на одних марках краска проседает в пастель, на других — как будто наоборот, поднимается.
Как уменьшить впитываемость краски? Перед печатью сделайте один прогон ВД-лаком. Замените стандартные триадные цвета на более интенсивные (подойдёт люминофорная 800 серия Pantone). Учтите это при подготовке макета. Порой только опытным путём можно установить, как поведёт себя бумага. Заранее запросите у её поставщика тестовые оттиски или посоветуйтесь с бывалыми коллегами.
Лучше использовать бумагу и конверты из одной коллекции, так как цветопередача на внешне схожей, но относящейся к разным коллекциям и производителям бумаге разная.
Что с ней ещё делать?
Шёлкотрафарет отлично ложится на бумагу для корпоративного стиля. Интенсивность цвета просто потрясающая.
Цифровая печать — без проблем, особенно выгодны маленькие тиражи бланков, конвертов и визиток. Только помните, что здесь риск не попасть в фирменный цвет гораздо выше, чем при офсетной печати.
Тиснение фольгой (блинтовое и конгревное) не вызывает затруднений. Фальцовка, биговка, резка — тем более. Такая бумага не капризна при послепечатной обработке — на радость дизайнерам и типографии! В следующем номере мы расскажем о работе с особым классом бумаг, притягательных своей прозрачностью и лёгкостью. Без них не обходится ни один корпоративный буклет или поздравление, вложенное в открытку. Они такие воздушные, цветные, с рисунками… Ну, конечно же, мы про кальку!
Об авторах: Виталий Сенаторов (drvitus@mail.ru), Екатерина Подобед (katypodobed@yandex.ru), рекламное агентство и дизайн-студия Doc&Alex.
* В России подобную коммерческую услугу по вполне доступным ценам с недавних пор предлагает Санкт-Петербургская фабрика «Гознак». — Прим. ред.
История из жизни про компенсацию цвета
Наш заказчик печатал визитки и конверты шёлкотрафаретом. Решив сэкономить, хотел печатать офсетом и обратился к нам. Про то, что при офсетной печати цвет будет не такой (синим Pantone по бежевой бумаге), и слушать не захотел, сказав: «Печатайте как есть». Итог: оттенок закономерно получился иным.
Осторожно — водяные знаки!
Один из наших замечательных клиентов однажды вполне серьёзно потребовал убрать с бумаги водяные знаки. Мы с трудом его убедили, что это невозможно и бумаги такого цвета без знаков нет. Чтобы не пришлось тираж перепечатывать, предупреждайте клиента.
Думая о красоте, не забывайте о технологичности
Один горе-дизайнер как-то раз нарисовал красивый конверт цвета слоновой кости снаружи, бордовый внутри, с красивой запечаткой навылет. Наверно, когда рисовал, вовсе не думал о том, как это воспроизвести. Заказчик тем более ничего не знал о печати конвертов и моментально утвердил макет. Пришлось изготавливать конверты в одной московской типографии, т. е. не просто печатать, но вырубать и клеить. Естественно, это сильно сказалось на качестве конвертов, бюджете заказчика и сроках.
Однажды напечатали бланки на бумаге Galgo, а конверты — на бумаге из коллекции Conqueror. Очень похожие марки бумаги одного цвета и с тиснением «верже», а краска просела по-разному, и цвет логотипа, увы, тоже получился разный.