Повторяемость цвета при многокрасочной печати достигается тщательным контролем техпроцесса, а его предсказуемость — специальными средствами управления цветом. Тем не менее, при невозможности настройки печатной машины, базирующейся на существующих цветовых профилях для комбинации «краска—материал—машина», весьма актуальна оптимизация цветового охвата, полезная и в иных ситуациях. В статье рассмотрены проблемы расширения цветовой гаммы машин для глубокой печати упаковки путём корректировки насыщенности красок, последовательности их наложения и работы с градационными характеристиками. Результат — выпуск на прошедшей оптимизацию машине продукции более высокого качества. Одновременно затрагиваются вопросы оптимизации цветового охвата в других печатных технологиях.
Введение
Повторяемость цвета подразумевает его стабильность на протяжении тиража и при повторной печати. Повторяемый цвет — основа качественной работы программ управления цветом при переводе изображения из одного цветового пространства в другое. Объединение традиционных методик обеспечения повторяемости с технологиями управления цветом — гарантия стабильного качества заказов и предсказуемости цвета при сопоставлении с цветопробой.
Разрабатывая методологию повторяемости цвета, мы нашли пути оптимизации цветового охвата печатного оборудования, улучшения его работы в сравнении со стандартными режимами. Безусловно, потребуются дополнительные усилия, но выигрыш сложно переоценить.
Цвет и его составляющие
Каждая комбинация значений CMYK в триадной печати определяет конкретный цвет. При четырёх нулях итоговый цвет определит бумага; если же M и Y — 100% плашки, а C и K отсутствуют вовсе, получим красный цвет, чей оттенок будет зависеть от количества каждой краски и последовательности их наложения.
Любой цвет описывают три характеристики — тон, светлота и насыщенность. Цветовой тон (hue) — название элементарного цвета (красный — цветовой тон красного оттенка). Светлота (lightness) описывает степень его яркости (светло-красный цвет называют розовым). Насыщенность (chroma) характеризует живость или бледность цвета (цвет пожарной машины ярче и темнее розового).
Для описания полученного комбинацией CMYK цвета прибегают к понятиям колориметрии. Стандартные условия CGATS.5 предполагают использование спектрофотометра для измерения цвета, который описывается тремя координатами — L*, a* и b*. Величина L* (от 0 до 100) показывает, насколько цвет светлый либо тёмный; a* (от -100 до 100) характеризует степень красноты или зелёноватости; b*(от -100 до 100) — желтизну или голубизну.
Цвет можно описать величинами L*, a*, b* и измерить значениями L*, C* и h, где C* — степень насыщенности или цветности, а ‘h’ — угол цветового тона (рис. 1).
Рис. 1. Цветовое пространство Lab |
Угол цветового тона, равный 0°, даёт красный цвет, 90° — жёлтый, 180° — зелёный, 270° — синий. В цветовом пространстве Lab начало координат (0, 0) соответствует нейтральной, т. е. серой оси. Отклонение от начала координат (показано красным) сопровождается увеличением величины C* (цветности).
Человеческий глаз крайне чувствителен к малейшим цветовым различиям, поэтому может встать вопрос целесообразности применения колориметрии и денситометрии в триадной печати. Заметим: визуальное восприятие субъективно и не подходит для точных описаний, зависимо от освещения и окружающих условий. Колориметрия же неоценима при составлении спецификаций печатных красок и проверке качества смесевых цветов. Денситометрия используется для контроля оттисков триадной печати. В данной статье обе методики применяются для оптимизации печатных характеристик машины (зависимостей оптических плотностей от заданного процента растра) и цветового охвата в многокрасочной триадной печати.
Цветовой охват
Основываясь на результатах печати и замеров цветной тестовой шкалы (например, базовой IT8.7/3 из комбинаций CMYK, рис. 2), построим графики цветового охвата в координатах a*b* и L*C*.
Рис. 2. Базовая тестовая шкала IT8.7/3 (CMYK) |
Под цветовым охватом будем понимать гамму оттенков, которую печатная машина в состоянии воспроизвести триадными красками. Чистые триадные краски (голубая, пурпурная, жёлтая) и бинарные цвета, полученные наложением двух красок (красный, зелёный, синий), определяют положение шести конечных точек цветового охвата печатной машины (рис. 3).
Рис. 3. Фрагмент диапазона a*b*: исходный цветовой охват печатной машины в сравнении с параметрами GRACoL |
Цветовое пространство a*b* (рис. 3) базируется на спектрофотометрических замерах шкалы IT8.7/3 на начальном этапе проекта, характеризуя возможности машины глубокой печати по цветности (цветовой тон плюс насыщенность). Для простоты представления на графике не показана третья координата светлоты L*.
Сравнивая стандартные печатные условия с Общими требованиями к коммерческой офсетной печати GRACoL (Grade 1, Офсетная бумага № 1), полученными замерами сертифицированного печатного листа, убеждаемся: исходный цветовой охват глубокой печати исследуемой машины не дотягивает до требований офсетного стандарта. Прогрессия цветового тона 1 для двухкрасочных оттенков по GRACoL (R, G, B) явно носит более линейный характер.
Чтобы наглядно продемонстрировать взаимосвязь между светлотой и насыщенностью конкретного тона, построим графики L*C* для базовых цветов — голубого, пурпурного и жёлтого (рис. 4). Обратите внимание, диапазон оттенка начинается вверху слева — в месте расположения точки белого цвета запечатываемой бумаги. По мере увеличения количества краски цвет становится ярче и насыщеннее — величина C* смещается вправо. Достигнув предельного значения и начав темнеть, оттенок становится менее насыщенным, превращаясь в максимально тёмный (левый нижний угол). Сравнивая результаты со спецификациями GRACoL (Grade 1), видим: во-первых, при исходных параметрах глубокой печати все три базовые краски недостаточно насыщены; во-вторых, композитный чёрный CMYK не столь тёмный. Возникает вопрос: «Как оптимизировать цветовой охват машины глубокой печати?»
Рис. 4. Цветовой охват в координатах L*C* для голубого, пурпурного и жёлтого |
Калибровка или оптимизация
Два понятия в корне различны. Первое подразумевает наличие стандартного техпроцесса, при соблюдении параметров которого печатная машина выдаёт результат, соответствующий производственному эталону. При выпуске многократно тиражируемой продукции заказчик заинтересован в точном её соответствии цветопробе, дабы обеспечить стабильный результат на разном оборудовании. Здесь калибровка машин — нерушимое правило, ибо качество печати — гарант соответствия готовой продукции. Например, чтобы привести машину в соответствие со стандартом рулонной офсетной печати SWOP, необходимо: подобрать мелованную офсетную бумагу № 3 с содержанием древмассы и сертифицированные в рамках SWOP краски; настроить градационную передачу (растискивание) при выводе печатных форм; распечатать контрольную шкалу 100% оптической плотности. Соответствие технологическим стандартам помогает реализовать требуемый цветовой охват.
В процессе оптимизации печатный процесс корректируют так, чтобы цветовой охват для комбинации «краска—материал—машина» обеспечивал: максимальную насыщенность триадных красок и бинарных цветов; очень тёмные нейтральные тени; плавные переходы от высоких светов к средним тонам и глубоким теням. Оптимизация имеет смысл при невозможности настройки печатной машины, базирующейся на уже имеющихся цветовых профилях. Когда такая возможность есть, положительное решение принимается исходя из ситуации и целесообразности соответствующих корректировок. Обязательный итог — прошедшее оптимизацию печатное оборудование должно выдавать продукцию более высокого качества, чем ранее. Оптимизация тем более обязательна в упаковочной индустрии, для которой характерно отсутствие каких-либо стандартов на использование красок и запечатываемых материалов. В условиях жёсткого рынка качество печати позволяет опередить конкурентов.
Технология оптимизации
Проблема цветовой оптимизации машин глубокой печати рассмотрена для сольвентных красок и невпитывающих материалов. Тестовая печать проводилась совместно с подразделением плёнок компании Exxon-Mobil.
На начальном этапе с помощью тестовых шкал выполнялась тональная и цветовая характеризация печатной машины. Исходные параметры — концентрация краски, последовательность наложения цветов, параметры гравирования цилиндров. Чтобы определить цветовой охват и печатные характеристики, на тестовых оттисках замерялись оптическая плотность и цвет. Последующие тестовые тиражи подтвердили, что предлагаемая методика реально оптимизирует цветовой охват.
1. Определите исходный цветовой охват и печатные характеристики.
В этом помогут тестовые цветовые шкалы и изображения. Типичный пример тестовой шкалы — IT8.7/3 (рис. 2). Измерив шкалу, получим графики цветового охвата при конкретных условиях печати (рис. 3 и 4), а также печатные характеристики (оптическая плотность/процент заполнения растра) для разных комбинаций «краска—материал—машина» (рис. 5).
Рис. 6. Тестовое изображение с памятными цветами |
Весьма полезен графический тест, представляющий собой изображение с памятными цветами, например, фруктов и овощей (рис. 6). Изучение отпечатанной с исходными параметрами красочной графики помогает оперативно проанализировать текущее состояние технологической цепочки.
Естественны ли узнаваемые оттенки? Даёт ли печать аналогичные результаты (включая нейтральность фона) при соблюдении стандартов GRACoL? Обычно субъективные оценки не противоречат количественному анализу.
2. Проверьте, как меняется цветовой охват в зависимости от концентрации краски.
Оптимизацию цветового охвата начнём с базовых условий печати и постепенного повышения концентрации красок. Увеличение насыщенности (C*) должно расширить диапазон оттенков, хотя чревато отклонениями цветового тона (H) и потерей светлоты L*. Чтобы понять, как влияет концентрация краски на цветовой охват, при тестовой печати краску периодически заменяли откорректированным составом. Верхний ряд графиков на рис. 7 наглядно доказывает прямую зависимость цветовых отклонений (ось y) от концентрации (ось x). Анализ трёх базовых красок (голубой, пурпурной, жёлтой) выявил, что повышение концентрации голубой и пурпурной быстрее приводит к цветовым изменениям. Лишь насыщенность жёлтой можно повышать без серьёзных отклонений по цветовому тону.
Рис. 7. Влияние концентрации краски на расширение цветового охвата |
Нижний ряд графиков демонстрирует зависимость колебаний насыщенности и светлоты (ось y) от концентрации (ось x). Повышение концентрации голубой и пурпурной лишь незначительно увеличивает насыщенность (C*) с небольшим ущербом для светлоты (жёлтая и здесь исключение — цвет не затемняется).
Отрегулированная концентрация краски (на рис. 7 — зелёный пунктир с пометкой «Лучшая») даёт заметный рост насыщенности при сохранении угла цветового тона и светлоты. Результатом экспериментов стал компромисс между желаемыми характеристиками (повышенной насыщенностью) и побочными эффектами (отклонения по цвету и падение светлоты).
На рис. 8 цветовой охват машины глубокой печати, работающей на красках обычной концентрации (пунктир), сравнивается с результатами при изменённой концентрации (сплошная линия). Основные отличия в увеличении насыщенности жёлтой краски. Расширены красная и зелёная области спектра — на графике красные тона становятся «краснее», зелёные — «зеленее».
Рис. 8. Влияние концентрации краски на расширение цветового охвата |
Рис. 9. Влияние концентрации краски на печатные характеристики для жёлтого цвета |
На рис. 9 сопоставлены печатные характеристики жёлтого цвета до и после регулировки концентрации. Интересно, что зависимость оптической плотности от площади растровых элементов стала более линейной: насыщенность растёт вместе с увеличением концентрации жёлтой краски во всех диапазонах тоновой шкалы.
3. Зависимость цветового охвата от последовательности наложения красок.
Цветовой охват на рис. 8 имеет недостатки: тоновая прогрессия составных зелёного (жёлтый по голубому) и красного (жёлтый по пурпурному) не линейна. Насыщенность составного синего (пурпурный по голубому) ограничена, а прогрессия тона заметно смещена в пурпурную область. Участок с максимальным значением суммарного красочного покрытия (TAC или B11) в тестовой шкале IT8.7/3 не даёт ни достаточной нейтральности, ни должной темноты.
Неравномерная тоновая прогрессия и ограниченный динамический диапазон — основа проблем управления цветом при попытке точно смоделировать цветовое пространство печатной машины. Для выяснения причин решено было исследовать влияние последовательности наложения красок на двухкрасочные тона и глубокие тени цветового диапазона.
Начальные условия печати базировались на схеме K-C-M-Y (чёрный первый, жёлтый последний). Полученный надпечаткой пурпурного по голубому тон синего существенно смещался в пурпурный спектр, поэтому было решено печатать голубым по пурпурному. Чёрную краску переместили из первой секции в последнюю. Итог — величина L* для участка с максимальным суммарным красочным покрытием (B11 на шкале IT8.7/s) упала с 17,0 L* до 8,6 L*. Композитный чёрный стал нейтральнее (см. таблицу).
Как показывает рис. 10, печать голубым по пурпурному улучшила насыщенность и прогрессию цветового тона для синего спектра цветового диапазона. Следовательно, порядок наложения красок непосредственно влияет на качество воспроизведения составных оттенков и нейтральных теней.
Рис. 10. Зависимость цветового охвата от последовательности наложения красок |
4. Проанализируйте влияние градационной кривой гравирования на тоновую прогрессию двухкрасочных оттенков.
Мы убедились, что изменение последовательности наложения красок благоприятно сказывается на расширении цветового охвата, но при этом наблюдается отклонение по цветовому тону в диапазоне двухкрасочных оттенков. Считается ли при этом цветовой охват оптимизированным? Если нет, что ещё можно сделать? Обратимся к вопросу гравирования формных цилиндров.
Схема гравирования определяет объём переносимой краски в светлых, средних тонах и глубоких тенях для каждой из триадных красок. Следовательно, предоставляет ещё одну степень свободы, которую нужно использовать для оптимизации тона и цвета. Может быть, отклонения в двухкрасочных оттенках удастся компенсировать с помощью новой градационной кривой гравирования? Было выдвинуто предположение, что нанесение большего количества жёлтой краски в средних тонах и тенях, где присут-ствует пурпурный (схема «жёлтой по пурпурной»), выравнивает тоновую прогрессию для красного цвета.
Рис. 11. Результат увеличения количества жёлтой краски и корректировки градационной кривой гравирования |
Формный цилиндр для жёлтой краски изготовили, базируясь на новой градационной кривой, обеспечивающей увеличенный объём ячеек в зоне 75–100% площади растровых элементов. В левой части рис. 11 показаны печатные характеристики (оптическая плотность и процент растра на форме) для жёлтой краски. Сплошная линия соответствует оптической плотности печати для вновь выгравированного цилиндра, пунктирная — старой гравировке. Правый график — градационная характеристика печатного процесса, представленная в виде зависимости процента растра на форме от процента растровых элементов на оттиске.
Оказалось, что на характер тоновой прогрессии двухкрасочных оттенков влияют последовательность наложения красок и характер градационной кривой гравирования. На рис. 12 показаны отличия в цветовом охвате при откорректированной последовательности нанесения красок (пунктирная линия) и оптимизированной схеме гравирования (сплошная линия). Корректировка тоновой градации жёлтого в средних тонах и тенях помогает выровнять прогрессию тона зелёных и красных оттенков.
Рис. 12. Зависимость цветового охвата от характера градационной кривой гравирования |
До сих пор анализ фактически трёхмерного цветового диапазона проводился в двух плоскостях. Одно из решений для его визуализации — программа Color-Think Pro 3.0 от ChroMix, в основе которой — управление цветом на базе ICC-профилей и трёхмерная анимация. На рис. 13 копия экрана с начальным и оптимизированным цветовым охватом. Обратите внимание: исходный цветовой охват машины глубокой печати показан цветными плоскостями, оптимизированный — тёмными «каркасными» линиями. Фронтальная проекция демонстрирует: цветовой охват увеличен не только для жёлтого, синего и глубоких теней, но и в красном и зелёном сегментах. Объёмная оценка цветового диапазона с помощью Monaco GamutWorks от X-Rite и ColorThink Pro 3.0 доказывает увеличение цветового охвата на треть по сравнению с начальным.
Рис. 13. Объёмное представление цветового охвата в ColorThink Pro v.3.0 |
Резюме
На рис. 14 (слева) начальный цветовой охват машины глубокой печати сравнивается с требованиями GRACoL (Grade 1), которым он явно уступает. Оптимизированная цветовая гамма справа шире базовых значений GRACoL. Разница — результат оптимизации цветового охвата, затрагивающей и корректировку концентрации краски, и последовательность наложения цветов, и коррекцию градационной кривой гравирования формного цилиндра.
Рис. 14. Цветовой охват исходной машины и эталонные значения GRACoL (слева); справа цветовой охват оптимизированной машины и эталонные значения GRACoL |
Вывод: стандартный техпроцесс не всегда полностью реализует потенциал цветового охвата. После оптимизации условий печати воспроизводимая графика становится эффектнее и красочнее.
При исследовании оптимизации цветового охвата в глубокой печати стало ясно, что без колориметрического, денситометрического и визуального анализа отпечатанных образцов невозможно выявить взаимосвязь задаваемых переменных и результатов печати.
Авторы благодарят спонсора проекта — подразделение плёнок компании ExxonMobil Chemical, а также сотрудников Школы полиграфических технологий при Рочестерском технологическом институте (RIT School of Print Media), Полиграфического центра Sloan Printing Industry Center и Лаборатории прикладной полиграфии.
Об авторах: Роберт Чанг, Фред Хсу, сотрудники Рочестерского технологического института.
* Перепечатано с разрешения издателей журнала Gravure magazine, апрель 2007 г.
Оптимизация цветового охвата и корректировка цвета
Речь идёт о разных подходах к управлению цветом. Оптимизация цветового охвата подразумевает выявление максимальных возможностей печатного оборудования с последующим использованием средств управления цветом на этапе допечатной подготовки, лежащих в основе повторяемости и стабильности цвета. Это системный профилактический подход к качественному воспроизведению цвета.
Частая ситуация на практике — незнание стандартных методов воздействия на цвет либо работа по принципу «возможно всё». Итог — печатник отступает от общепринятых правил в попытке «вытянуть» заказ, исходя из анализа выявленных дефектов.
Эксперименты с цветом рождают ложное чувство свободы. Два примера: увеличение концентрации триадной краски не всегда повышает насыщенность, хотя чревато отклонениями по цветовому тону и падением светлоты L*; в отличие от корректировки цвета на этапе допечатной подготовки, изменение печатником одного цвета сказывается не только на нём, но и на двух надпечатываемых красках.
1 Под прогрессией цветового тона авторы понимают проекции ребёр тела цветового охвата на плоскость a*b*, определяемые градиентами триадных цветов (CMY) и бинарных наложений (RGB), соединяющих их точку пересечения координат a*b* с точкой их максимальной насыщенности. Построение градиентов осуществляется по результатам измерения спектрофотометром градационных шкал каждого цвета.
Разная печать
Прогрессия цветового тона двухкрасочных оттенков в глубокой и в офсетной печати линейна, но порядок нанесения красок оказался разным: для офсета — KCMY (жёлтая краска последняя); для глубокой печати — MCYK.
Возможная причина — печать способом «сырая по сырой» в офсете, тогда как в глубокой печати между секциями установлены сушки. И в листовом, и в рулонном офсете треппинг триадных красок выполняется по непросохшему слою, и дефекты треппинга наносимой второй краски компенсируют спектральные отклонения первой. Соответственно, самая спектрально чистая краска — надпечатываемая последней жёлтая. Машины глубокой печати оснащаются межсекционными сушками, поэтому треппинга как такового нет: в восприятии составного цвета доминирует верхняя краска, включая чёрную.
Оптимизация цветового охвата в других печатных технологиях
Методика применима и к другим способам печати. Офсетные краски поставляются готовыми к загрузке в машину, поэтому здесь значимые переменные — используемая при изготовлении печатных форм градационная кривая процесса и толщина красочной плёнки при печати. Для флексографской печати сольвентными красками принцип расширения цветового диапазона аналогичен глубокой печати составами на основе растворителей. В УФ-флексографии действия будут аналогичны офсетной печати. Цветовой диапазон цифровой печати, как правило, жёстко фиксирован. Единственная возможность — корректировка тоновой градации или баланса по серому для распечатки типовых файлов в соответствии со стандартизированными условиями печати (например, SWOP), без создания оттенков в нейтральных тонах, но с большей красочностью в зонах высокой насыщенности.
Оптимизация и управление
Успешное управление цветом опирается на стабильное его воспроизведение — именно за него отвечает цветовой профиль печатной машины. С точки зрения эффективности производства и качества продукции, повторяемость цвета должна обеспечиваться на максимальной рабочей скорости печатной машины. Следовательно, оптимизация цветового охвата — вопрос стратегии, а не практики.
Хотя в статье говорится, что оптимизация цветового охвата повышает точность цветопередачи при управлении цветом, реальных подтверждений этому нет. Необходимы дальнейшие исследования с полноценным колориметрическим анализом ICC-профиля рассматриваемой печатной машины и оценкой распределения цветовых отклонений по диапазонам цветового пространства.
Расширяет цветовой охват увеличение количества базовых красок (например, по технологии Hexachrome). Данное исследование ограничилось триадой по двум причинам. Во-первых, для цветоделения изображений более чем на 4 канала требуется специальное ПО, редко встречающееся в выпускающих упаковку типографиях глубокой печати. Во-вторых, выше затраты на краску. Печать расширенным набором базовых цветов станет перспективной, когда появится возможность воспроизведения стандартным набором красок широкого спектра смесевых цветов и одновременно красочной графики.
НАШИ
В статье описаны интересные методы достижения максимального цветового охвата при глубокой печати. Они базируются на определении характеристик цветовоспроизведения оттиска и их взаимосвязи с технологическими параметрами печатного процесса.
Приведены инструментальные и визуальные критерии оценки качества печатной продукции. Отмечу, что авторы показали связь технологического контроля цветовых показателей (оптическая плотность, относительная площадь растровых элементов и т. д.) с системами управления цвета и, в первую очередь, с оптимизацией цветового охвата. Для достижения поставленной цели авторы оценивают зависимость цветового охвата от концентрации пигмента в краске, анализируют зависимость оптической плотности основных красок CMYK от площади растровых элементов при изменении концентрации пигмента. Построенные характеристики цветового охвата на диаграмме цветности Lab сопоставляются с цветовыми охватами, указанными в стандарте GRACoL. Они наглядно показывают, что метод позволяет на одном и том же материале достигать более широкого, чем оговаривает стандарт, цветового охвата.
Поскольку большинство отечественных типографий глубокой печати располагают всем необходимым для контроля и управления цветом: денситометрами, спектрофотометрами, ПО для построения ICC-профилей и визуализации цветового охвата печатного процесса, предложенный метод оптимизации должен их заинтересовать. Во-первых, типографии могут расширить «цветовые» возможности, а во-вторых, метод повышает эффективность системы управления цветом, экономя значительные средства.
Денис Александров (ds.alexandrov@gmail.com), технический консультант
В статье авторы затронули чрезвычайно актуальную для отрасли тему — комплексный подход к формированию цветового охвата, в соответствии с выбранными критериями и способами оптимизации. Отсутствие привычных для других видов печати стандартов и ограничений плюс уникальные технологические возможности глубокой печати предполагают легко достижимую многовариантность цветовых охватов для комбинаций «краска–материал–машина» и обеспечение различной градационной передачи печатного процесса.
Выбор из этого многообразия состоит в ответе на конкретные вопросы, возникающие при каждом тестировании: в какой последовательности, с какой градационной передачей и с какими оптическими плотностями следует печатать эталонный оттиск тестовой шкалы. Именно этот оттиск де-факто становится технологическим стандартом печати, разумеется, для данной структуры материала в определённых условиях конкретного производства.
Описанные в статье критерии определения ключевых технологических параметров и методы их анализа полезно принимать во внимание уже на стадии получения эталонного оттиска. И хотя часть упомянутых методов основывается на недостаточно формализованных критериях принятия решений, очевидно, что их применение обеспечит гораздо более сбалансированный результат — основу для дальнейшей цветокоррекции и цветовоспроизведения.
Борис Сумароков (Bsumarokov@upackgroup.ru), руководитель проекта «УпакРото»
Статья интересна, поскольку с научной точки зрения объясняет интуитивно практикуемое технологами изменение порядка наложения красок. Изложенная методика полезна и не вызывает сомнений, хотя реализовать её смогут немногие. Причина проста — собственным формным производством у нас располагают далеко не все, остальные подстраивают процесс под кривые, предоставляемые изготовителем формных цилиндров. Все требуемые корректировки обычно выполняются подстройкой кривых цветовых профилей, внесением изменений внутри макета. Не стоит забывать, что печатные краски не универсальны: одни нацелены на наружную печать, другие — на внутреннюю, под ламинацию, и сильно отличаются по достижимой концентрации.
Константин Зенюков (zkm@polyflex.ru), главный технолог компании «Полифлекс»
Вопрос оптимального цветового охвата для конкретного печатного процесса весьма актуален; исследование представляет интерес, проливая свет на ряд ложных предположений в этой области, в т. ч. «чем выше концентрация краски — тем лучше». На практических примерах показана важность подбора оптимальной очередности нанесения красок по секциям. Ясная постановка задачи, подробный и наглядный анализ результатов на всех этапах эксперимента и достижение поставленной цели — сильные стороны статьи, призывающие к действиям (или хотя бы к размышлениям) неленивых специалистов-технологов. Единственный недостаток свойственен многим прикладным статьям — отсутствие чёткой методологии, подробного описания эксперимента.
Дмитрий Белкин (d.belkin@tampomechanika.ru), инженер по цвету компании «Тампомеханика»
В статье затронута важная проблема, на которую при тестировании печатных машин часто не обращают внимание. Перед характеризацией (построением ICC-профилей) машины в лучшем случае ищут оптимальные плотности печати, зачастую же она и вовсе рассматривается как «чёрный ящик». Весьма редко используется такое мощное средство линеаризации печатного процесса, как градационные кривые в растровом процессоре CtP или ФНА. Качество ICC-профилей, в таких случаях построенных по результатам тестовой печати, заметно ниже, чем можно получить на той же машине, но при полном цикле тестирования и поиске оптимальных параметров. Наша работа с цифровыми цветопробными системами показывает, например, что значительное изменение оттенка (Hue в цветовых координатах LCH) первичных и бинарных цветов, в зависимости от процента растровой точки на оттиске, приводит к сильному падению точности профиля. Это связано с ограниченным количеством полей на тестовой форме (обычно не более 1000–1500), не позволяющем программе-профилировщику выполнить качественную интерполяцию. Во флексографии, где растискивание может превышать 30%, отсутствие компенсационных кривых в растровом процессоре CtP также заметно влияет на качество профиля. Результат — заниженный динамический диапазон и падение точности. Проявляется это, в частности, при применении ICC-профилей для цветоделения или в цветопробных системах. Система, имеющая высокую приборную точность при работе с профилями оптимизированных печатных процессов (например, ISO 12647), может давать существенные отклонения, далеко выходящие за допуски ISO 12647-7, при подключении ICC-профилей, созданных без оптимальных процедур линеаризации.
Алексей Грибунин (Gribunin@unit.ru), технический директор компании Unit Color