Отношение к этикеткам на покупаемой продукции у нас разное. Кто-то (чаще всего — женщины) изучают информацию на ней невыносимо долго, другие ограничиваются быстрым взглядом на логотип и срок годности — ага, вот то, что мне нужно. Но с ростом стоимости и значимости товара даже стойкие приверженцы второго подхода вынуждены корректировать поведение: сделанная в спешке ошибка может привести к потере денег, а порой и здоровья. Хорошо, если всё пройдёт по сценарию, описанному моим знакомым, по иронии судьбы, возглавляющим предприятие, выпускающее среди прочего и фармацевтическую этикетку. Длительный приём прописанного врачом антибиотика не приводил к улучшению — удивлённый странным случаем опытный врач сменил лекарство, а ситуация прояснилась через несколько дней, когда жена знакомого решила использовать отвергнутый препарат в качестве обезболивающего, положив таблетку под ноющий зуб… Коллега был в шоке: таблетка на 100% состояла из чистейшего мела!
Скорее всего, размещённая на этикетке недорогого антибиотика информация была стандарт-ной и правильной. Но не вызывает сомнений грубейшее нарушение правил учёта лекарственных товаров со стороны довольно известной аптечной сети. Трудно сказать, совпадение это или нет, но компания, возглавляемая пострадавшим от подобной халатности директором (предположим, не умышленной), отрабатывает технологию печати сложных штрих-кодов, несущих дополнительную, известную только производителю лекарств информацию, считываемую специальными сканерами.
Не меньшая ответственность лежит на этикетках товаров для красоты и здоровья, пищевой и винно-водочной продукции, формирующих, наряду с фармацевтикой, элиту этикеточного рынка. Высочайшие требования фармацевтов к точности, защите и чёткости отображаемой информации дополняются в косметике и винно-водочной промышленности столь же жёсткими нормативами по воспроизведению цвета, обязательными для дорогих товаров уникальными оформительскими решениями. Неудивительно, что значительная часть подобных этикеток изготавливается на комбинированной или офсетной печатной технике. Как рассказала руководитель отдела продаж «Неопринт» Анна Прудникова, они выпускают высококачественную этикетку с фотореалистичными изображениями на офсетной Codimag. С ней солидарен директор московской «Профлекс» Михаил Чикмарёв, справедливо полагающий, что косметическая этикетка — один из самых сложных видов этикеточной продукции, наравне с дорогостоящей водочной. Де-факто её особенностями давно стали тиснение, трафаретная печать, выборочное лакирование, жёсткие требования к повторяемости. Всё чаще это заставляет отечественных заказчиков задумываться о периодическом аудите печатных производств, давно ставшем стандартной практикой для фармацевтов. По мнению Чикмарёва, скоро будет очень трудно (а может быть, и невозможно) получить заказ на дорогостоящую защищённую этикетку высокого качества без сертификата соответствия стандарту ISO 9001. Подход не может вызывать удивления, учитывая тяжесть последствий, в числе которых возможный вред здоровью потребителя, не считая финансового и морального ущерба. Исключить их помогут специализированные этикетки высшего качества, чью роль в успешном бизнесе производителей ответственной продукции трудно переоценить.