Флексография — королева упаковки! Это не я сказал, а Дик Нодин, известный американский дизайнер. А он знает, что говорит. Её достоинства впечатляют:
- большой выбор типов носителей для печати;
- печать на очень толстых материалах;
- относительная экономичность на широком диапазоне тиражей;
- гибкость конфигурации форм для печати оттисков разных размеров;
- применение водных красок;
- объединение послепечатных процессов (ламинирования, вырубки штампом, фальцовки и склейки) в единую линию.
Есть, разумеется, и недостатки:
- большое значение растискивания точки растра;
- трудности репродуцирования в тенях и высоких светах;
- невозможность печати шрифтов с малыми кеглями, особенно вывороткой;
- неэкономичность при малых тиражах;
- изменение качества печати от машины к машине;
- отсутствие промышленных стандартов.
Региональная королева
В начале 90-х в нашу страну пришли супермаркеты. Продавцы исчезли как класс, их заменила упаковка, которая продаёт себя, товар и образ жизни. При нынешнем разнообразии продуктов одной категории выделиться только за счёт оригинальной картинки сложно. Рынок требует новых, желательно дешёвых в изготовлении и потреблении, форм и материалов. Флоупаки, пакеты, наклейки и т. д. Именно то, для чего флексография («флекса», как говорят в народе) и нужна. Здесь она действительно королева. Королева регионального продукта!
Почему я это утверждаю? Да просто знаю, что 70% заказов современного дизайнера упаковки приходится на региональные, а не федеральные бренды. Федеральные давно захвачены крупными агентствами (а также их друзьями и товарищами). Их не пугают малым бюджетом, не учат рисовать и не пудрят мозги тяжёлой жизнью заказчика.
Наше дело правое
В нашей простой дизайнерской жизни всё наоборот. Молодому коллеге, создающему новый образ дешёвого регионального продукта для последующей печати на флексомашине (кстати, правила не меняются ни при каких обстоятельствах), советую:
- Узнайте у заказчика, печатал ли он на флексе что-нибудь и что из этого получилось (если да, попросите посмотреть результат, если нет — готовьтесь к худшему).
- Поищите в Интернете изображения подобного продукта, а лучше купите хорошую книжку по европейскому дизайну и сделайте в ней закладки. Ещё ни один известный мне российский производитель не выпускал на рынок оригинальный дизайн! Продукт, по их мнению, должен быть хоть чем-то похож на западные аналоги. Я не призываю воровать — я советую сразу брать инициативу в свои руки, иначе вам всё равно принесут какую-нибудь турецкую заляпанную и оборванную упаковку, требуя «повторить». Лучше уж дать заказчику качественную книжку, в которой он по вашим закладкам (остальное вряд ли будет смотреть) отберёт то, что вы и так заранее выбрали.
- От вас будут требовать фотореалистичного изображения продукта. Старайтесь с этим бороться. Это лишь обезьянство с дорогих брендов (у нас свято верят в сказку, что задёшево можно сделать «дорого»). Ваше основное кредо в данном случае: поменьше растровой графики. Photoshop может всё испортить. Флекса не любит сложных картинок, она любит Illustrator (не выше 10) и пантоны.
- Лучше без градиентов! Если нельзя, то не в ноль. Минимум 5%, иначе ваша красивая растяжка резко оборвётся на полдороге.
- После 6-го кегля — только рубленые шрифты. Засечки просто затекают. Меньше 5-го кегля в техническом задании — только пантоном (если получится). Тяжело, я понимаю. Принесут-то вам текст на А4, а упаковка будет размером с перепелиное яйцо.
- Потребуйте от заказчика техническую информацию или телефон типографии. С ними, родными, надо сразу начинать дружить, а то они вам устроят… Поинтересуйтесь размером вала, количеством макетов на один спуск и вообще — пообщайтесь. Там часто красивые девушки работают.
- Для себя распечатайте на тонкой бумаге и попытайтесь завернуть на болванке эскиз. На плохом материале видны все ошибки. Например, вы можете забыть сделать у серии (а закажут, скорее всего, линейку) одного цвета обрезные края, а приходит на производство упаковка из типографии в виде свёрнутых тубусом обоев, и режет их нож очень неровно.
- Не поленитесь сделать заказчику в Photoshop трёхмерную картинку. Макет из бумаги он не оценит, а изображение по крою не поймёт.
- Делайте подготовку файла в Illustrator 10 и не выше!
- Требуйте цветопробу, но не очень на неё надейтесь. Всё равно на печати вряд ли в неё «попадут».
- Езжайте на первую печать сами. Убедить вас в том, что шоколад может быть с зелёным оттенком, сложно, а представителя заказчика уломать попробуют.
- Если плохо напечатают, обвинять во всём будут вас (мол, макет кривой). Не верьте никому, стойте на своём. Подписывайте только то, что вам кажется наиболее приемлемым по цвету. У каждой конторы свои цели и задачи. Типографии обычно забиты заказами так, что им просто некогда и не хочется тратить на вас километры плёнки. Вас их проблемы не касаются.
- Если товар плохо идёт, менеджеры по продажам стараются обвинить во всём дизайнера. Не обращайте внимания, они просто лентяи и непрофессионалы. Упаковка делает только первую продажу, остальные зависят от самого продукта и дистрибуции.
- Если вы сделали всё правильно, дней через сорок к вам опять придут и закажут на тот же товар новую линейку. Потому что 20 дней товар идёт по регионам и 20 продаётся. Упаковку-то хочется менять почаще, это ж вам не новый продукт производить…
Об авторе: Георгий Зыков, арт-директор дизайн-студии Geoz.