Функциональные этикетки, фиксирующие факт порчи содержащегося в упаковке мяса, о которых рассказывает автор статьи «Умные этикетки», появятся на нашем рынке не завтра. Как прокомментировал директор «Сервис Плюс Принт» Феликс Помадчик, малейшее увеличение стоимости этикетки заказчики встречают в штыки. «Давайте попробуем на этой текстурной бумаге. Здорово! А сколько будет стоить? Ясно… А можно то же самое, но на полуглянцевой?» Вряд ли будет способствовать улучшению ситуации и грянувший кризис, хотя всеми возможностями для выпуска изощрённых этикеток наши печатники располагают. Скорее всего, как часто случалось, с пробными партиями выйдут на рынок иностранцы. Как рассказал директор CCL Kontur Марат Батыркаев, руководство головной фирмы CCL Label готово с нулевой прибылью инвестировать в новые для нас технологии: главная задача — формирование потребностей рынка, демонстрация возможностей новинок. Прибыли придут позже. По мере развития спроса менеджмент CCL Label готов к созданию российского производства по изготовлению специализированной продукции. Кстати, первой ласточкой станет скорое открытие на питерской площадке производства для выпуска пивных этикеток с помощью машин глубокой печати.
Пока же отечественный рынок ограничивается набором апробированных услуг: термохромные краски, использование встроенных секций трафаретной печати, холодного тиснения, ламинирования. Всем известные лидеры ушли в отрыв, установив узкорулонные машины офсетной печати с переменным раппортом. Как рассказал директор одного из краснодарских производств, о выпуске винной этикетки здесь уже не думают, ибо заказы ушли к технически лучше оснащённым конкурентам.
Борьба офсетной и флексографской технологий за рынки высокотехнологичных этикеток, как и предполагалось, окончилась мирным соглашением: все без исключения крупные производства предпочитают работать с обеими. Генеральный директор «Окил» Денис Окулов подчеркнул, что, несмотря на преимущества офсета, на рынке винных этикеток всегда есть дело для флексографии (как правило, оттенки Pantone) и даже рулонной цифровой печати. Технолог одного из крупнейших московских производств справедливо заметил: флексографская печать на текстурных бумагах, благодаря сильному впитыванию красок, позволяет имитировать эффект старины, всегда привлекающий взгляд при выборе бутылки с вином. В компании «Знак» ситуация равноценна: выпуск сухих клеевых этикеток — на листовых офсетных машинах, рулонной самоклеящейся — на флексографских. Размер тиражей последних — от 50 000 до 200 000 штук. Установленные на машине Nilpeter три трафаретные секции, модули холодного тиснения и ламинирования позволяют выполнять большинство требований заказчиков.
Временно стабилизировавшийся российский рынок этикеточной продукции явно ждёт очередного стимула для своего развития. Хотелось бы верить, что им станет подкреплённое действиями поставщиков желание конечных потребителей продукции видеть на товаре не только красивую, но и функционально значимую этикетку.