101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Кратчайший путь к формам

  • Константин Игнатов
  • 3 декабря 2008 г.
  • 9205

  

ECRM Mako 4x    Agfa Acento IIS

   

  

Screen PlateRite 8800Z    DotLine NA 55 V2

HighWater Python   CtpOptotec

 

Нынешний справочник посвящён устройствам прямого экспонирования офсетных формных пластин, или цифрового изготовления форм, — Computer-to-Plate (CTP).

Выбор конкретного устройства предполагает, что решение об использовании технологии CTP уже принято, а изложение аргументов в её пользу потеряло актуальность. Вспомним лишь нескольких ключевых моментов.

Вспомогательное оборудование. Формное оборудование всегда было вспомогательным, поскольку не добавляло стоимости в основную продукцию (за исключением немногих сервис-бюро, оказывающих услуги по выводу печатных форм). Поэтому при выборе должна преследоваться одна цель — эффективность (в широком смысле слова) работы основного вашего ресурса — печатной машины. Если дополнительные затраты на устройство или формы улучшают использование основного оборудования, тратьте на это деньги без раздумий. Если нет, сто раз подумайте.

Стоимость рабочей силы. Новые технологии на формном участке должны её снижать; в противном случае нужны другие решения.

Участники

В справочник вошли устройства CTP, экспонирующие металлические формы для офсетной печати триадой, в которых формат пластин не превосходит 1200 мм и которые поставляются в Россию и/или СНГ на начало ноября 2008 г. Это 145 моделей 14-ти брендов (в алфавитном порядке): Agfa, CtpOptotec, DotLine, ECRM, Escher-Grad, FujiFilm, Heidelberg, HighWater, Kodak, Luescher, Presstek, Punch Graphix, Screen, Xante. Характеристики устройств сведены в табл.

Устройства различаются по типу пластин, источникам света, способам модуляции лучей, разрешению, производительности, автоматизации, схемам построения и т.п. Начнём с главного — целевого назначения.

Назначение

CTP-устройства делятся на три группы в зависимости от печатной продукции, для которой предназначены. Обозначим требования к каждой группе, а подробно поговорим о них дальше.

Коммерческая продукция. Вам понадобится устройство, обеспечивающее высокую линиатуру печати и качественное растрирование с хорошей проработкой светов и теней. Хотя это функции растрового процессора, устройство должно создать ему необходимые условия — иметь достаточное разрешение и хорошую повторяемость.

Если не собираетесь ограничиваться чистой триадой, изготовленные формы должны допускать использование металлизированных красок и УФ-лака, иначе придётся сохранить аналоговый формный участок для изготовления нескольких форм в неделю.

Весьма вероятно, что вас будет интересовать цена формных пластин, — коммерческие тиражи становятся короче, и доля стоимости форм в них всё заметнее. В зависимости от парка оборудования может быть важна и цена устройства.

Рулонная печать журналов, являясь разновидностью коммерческой печати, имеет специфику: более сложные схемы перфорации, небольшие клапана и формат, обычно превосходящий 8 страниц. Устройство должно обеспечивать нормальное качество форм, хотя и без фанатизма — на рулонных машинах вряд ли удастся стабильно печатать с линиатурой более 150 lpi и обеспечивать 1% точку в светах и 99% в тенях, а для обложек, обычно печатающихся на листовых машинах, вполне достаточно 175 lpi.

Цена форм практически не важна, а вот их тиражестойкость будет совсем не лишней — убытки от простоя рулонной машины на время переделки формы и повторной приладки могут быть весьма велики.

Газеты. Тут самое главное — производительность, а с нею тесно связаны вопросы рабочих потоков, подачи форм, их контроля по содержанию и качеству, адекватной перфорации и загибки. По некоторым оценкам, в развитых газетных системах доля собственно устройства экспонирования в общей стоимости комплекса не превосходит 30%, хотя есть и решения начального уровня («резервные»). Газетные CTP — тема отдельного обсуждения, и мы также посвятим им материал.

Очень важна тиражестойкость и прочность форм — из-за высоких убытков при простое печатной машины на переделку формы. В последнее время из-за роста интереса газетных типографий к «полукоммерческой» продукции актуальны УФ-краски и повышенное разрешение устройства.

Всё вместе. Считается, что в отличие от традиционных формных процессов в CTP нет универсального решения. Но смешанные типографии существуют, и с этим фактом приходится считаться. Тогда всё зависит от того, что с чем смешано.

Разумеется, границы между группами вовсе не на замке, и есть пограничные модели, но покупку CTP лучше начинать с вопроса: «А что мы собираемся печатать с изготовленных на нём форм?»

Форматы

Для коммерческой печати вопрос о формате решается предельно просто: устройство должно покрывать форматы форм для всех ваших машин— установленных и планируемых к приобретению в ближайшие 3–5 лет.

Многие устройства допускают обновление по формату, но не стоит без крайней надобности пользоваться этой опцией — цена обновления заметно превосходит первоначальную разницу в стоимости моделей.

Самый плохой случай — вы только планируете приобрести печатную машину сверхбольшого формата, а CTP покупаете сейчас. Стоимость соответствующего устройства может оказаться настолько велика, что окажется нецелесообразным производить такие инвестиции авансом (или стоит подумать о поставщике, предлагающем trade-in). А может быть, по сравнению со стоимостью соответствующей машины, которую вы планируете покупать, инвестиции в CTP могут показаться не столь уж и большими. Решения, связанные с CTP формата VLF, всегда уникальны и имеют особую логику.

Рис. 1. Доля устройств разного формата в продажах на российском рынке в 2007 г.Для журнальной рулонной печати требования к формату, в целом, те же, но нужно обязательно учесть меньшие загибы форм. Лучше всего, если поле экспонирования будет совпадать с размером формы, а устройство не будет использовать дополнительной перфорации.

Несколько иначе обстоят дела с газетной печатью. В газетных машинах форма не обязательно должна быть полноформатной (газетчики используют термин «панорамная»)— она может набираться из нескольких «одинарных» расположенных по ширине полотна пластин, на каждой из которых располагается разворот (для машин одинарной длины) или два (для машин двойной длины). К такой экономии на ширине CTP-устройства надо относиться осторожно — одинарные формы ограничивают дизайнерский потенциал редакции и номенклатуру продукции для «полукоммерческой» печати, но в некоторых «особо бюджетных» случаях такое возможно.

На рис. 1 приведены доли устройств разных форматов, установленных в России в 2007 г.

Типы формных пластин

Сегодня реально используется «три с половиной» типа пластин, и у каждого свои достоинства и недостатки. Их подробный разбор, вроде бы, выходит за рамки этого материала, но ведь тип экспонируемых форм во многом определяет особенности устройств CTP.

Серебросодержащие. Технология известна ещё со времён аналоговых процессов и сводится к формированию гидрофобных участков на основе серебра, образующих печатающие элементы на гидрофильной подложке. Наработанные за многие годы технологии позволяют сделать эмульсию чувствительной к любой длине волны, хоть к УФ, получив пластины для работы при дневном свете. Правда, за неимением УФ-лазеров приходится ограничиваться чувствительностью к фиолетовому излучению и работой при жёлтом свете. Засветка с другими длинами волн сегодня практически не используется, поскольку ухудшаются условия работы оператора с формами.

Скорость у таких пластин даже слишком высокая (например, для Agfa Lithostar Ultra LAP-V требуется 0,0026 мДж/cм2) — для современных лазерных диодов приходится ставить в оптический тракт фильтр, уменьшающий интенсивность света, а некоторые устройства с более мощным фиолетовым лазером вообще не способны работать с серебросодержащими формами.

Они имеют высокое разрешение и позволяют печатать с очень высоким качеством (типично воспроизведение тонового диапазона 1–99% при 200 lpi). Однако их тиражестойкость (300–400 тыс.) меньше, чем термальных или фотополимерных форм после обжига, хотя заметно выше, чем беспроявочных. Правда, серебросодержащие непригодны для работы с УФ-красками и лаками, металлизированными красками, что сильно ограничивает их применение для коммерческой печати.

Главным недостатком таких форм считается их плохая экологичность из-за вредных стоков проявочных машин. Другим недостатком называют необходимость поддержания стабильных условий экспонирования и обработки, но это скорее спекуляция— можно подумать, что другие технологии не требуют настройки при смене типа форм…

Действительно серьёзный недостаток — ограниченное предложение: из крупных изготовителей их предлагает только Agfa, и вряд ли кому из покупателей понравится такая зависимость от одного поставщика.

Из представленных в справочнике, с серебросодержащими формами работают устройства Agfa Advantage, Palladio II и Polaris, CtpOptotec, DotLine, ECRM, Escher-Grad, Heidelberg Prosetter, HighWater и Xante.

Термальные. В «классических» формах для CTP под действием теплового излучения разрушается слой гидрофобного покрытия, образуя пробельные элементы (позитивные формы), либо фиксируется аналогичный слой, образуя печатающие (негативные формы). Источники излучения — только ИК-лазеры.

У термальных форм много достоинств: высокое разрешение (печать с линиатурой более 250 lpi при воспроизводимом тоновом диапазоне 1–99%), высокая прочность (печать УФ- и металлизированными красками), возможность отжига для повышения тиражестойкости до 1 млн отт., работа с пластинами при дневном свете. Но низкая скорость (например, для Agfa: Ampio — 120–150 мДж/см2) требует для получения приемлемой производительности несколько десятков мощных лазеров (минимум 16). Это увеличивает цену устройства и повышает стоимость владения из-за необходимости замены вышедших из строя лазеров.

Вопреки распространённому мнению, термальные устройства требуют настройки параметров излучения под конкретную марку пластин. Более того, с особо медленными пластинами для увеличения энергии засветки приходится снижать скорость записи, уменьшая скорость вращения барабана.

Вышесказанное в полной мере относится к «традиционным» термальным пластинам, требующим обработки после экспонирования. Для «беспроцессных» пока всё не так радужно. Они имеют куда более низкую тиражестойкость (25–100тыс.), в большинстве случаев не допускают обжига и по-разному ведут себя с УФ-красками. Если у вас нет длинных тиражей, заманчиво отказаться от процессора, но стоит несколько раз подумать. Если такие тиражи есть, учтите потери времени на печатных машинах из-за необходимость замены форм и откажитесь от этой идеи.

Из представленных в справочнике с термальными формами работают устройства Agfa Acento II и Avalon N8, CtpOptotec, Heidelberg Suprasetter, Kodak Magnus и TrendSetter, Luescher Xpose!, Presstek и Screen PlateRite (кроме 2055VR).

Фотополимерные. Технология сводится к задубливанию под действием излучения фотополимерного покрытия, образующего гидрофобные печатающие элементы на зернённой алюминиевой пластине. В зависимости от состава фотоинициаторов в фотополимерном покрытии, пластины могут быть чувствительны к излучению разной длины волны, вплоть до УФ. Однако из соображений удобства во всех современных фотополимерных устройствах применяются «фиолетовые» пластины, чувствительные к излучению с длиной волны 405–410 нм и допускающие работу при ярком жёлтом свете. «Зелёные» пластины, требовавшие для работы красного освещения, и соответствующие устройства с FD-YAG-лазерами остались в прошлом.

Скорость фотополимерных форм на порядок ниже, чем у серебросодержащих (например, для FujiFilm Brillia LP-NV требуется 0,05–0,08 мДж/см2), но на три порядка выше, чем у термальных пластин.

Этот тип форм изначально разрабатывался для газетного производства, не требующего высокого качества. Но сейчас разрешение позволяет использовать их для журнального производства и большей части коммерческой продукции (например, для Brillia LP-NV компания FujiFilm гарантирует воспроизведение тонового диапазона 2–98% при линиатуре 200 lpi).

Свободные от химии фотополимерные пластины доступны, но пока не получили широкого распространения.

Из представленных в справочнике с фотополимерными формами работают устройства Agfa Advantage, Palladio II и Polaris, CtpOptotec, DotLine, ECRM, Escher-Grad, FujiFilm Luxel-V, Heidelberg Prosetter, HighWater, Kodak VioletNews, Screen 2055VR и Xante.

Ультрафиолетовые. Технологии экспонирования традиционных («аналоговых») офсетных пластин (CTcP — Computer-To-conventional-Plate) экономически выглядят очень привлекательно. Если цена 1 м2 цифровой пластины сравнима с суммарной стоимостью 1 м2 аналоговой пластины и плёнки, то прямое экспонирование аналоговых пластин должно привести к экономии примерно в стоимость 1 м2 плёнки (7–8 долл.).

Тем не менее, эти технологии пока не получили широкого распространения: например, российский поставщик оборудования Luesher (одного из двух изготовителей CTcP-устройств) сообщил об установке в Европе за два года около 200 УФ-систем, а в России за прошлый год было продано одно устройство.

Чтобы понять причины, нужно вернуться в начало статьи и вспомнить, что CTP — это вспомогательное устройство, основная задача которого — улучшить использование печатных машин. Возможно, «старые новые» технологии не позволяют это эффективно сделать, а тогда никакая экономия на стоимости форм не поможет. Причины могут быть и иными, но результат пока не впечатляет.

Из представленных в справочнике с традиционными формами работают устройства Luescher Xpose! UV и Punch Graphix basysPrint UV-Setter.

На рис. 2 приведены доли устройств для разных типов пластин, установленных в России в 2007г.

Рис. 2. Доля устройств для разных типов пластин в продажах на российском рынке в 2007 г.

Производительность систем CTP

Определяется как макс. число форм определённого формата и разрешения, изготавливаемых устройством за час. Строго говоря, следует вести речь о производительности не CTP, а комплекса в целом, в который входят само устройство, растровый процессор, дополнительные устройства загрузки/выгрузки форм, проявка для форм и т. д. Для грамотно составленного комплекса базой будет именно производительность устройства CTP— прочие компоненты должны подбираться под неё.

Производительность устройства складывается из двух равнозначных компонент: скорости экспонирования и потерь времени, связанных с работой с пластинами (подачи, позиционирования, фиксации положения и выгрузки). Первая определяющая: при разработке устройства скорее методы работы с пластиной определяются скоростью экспонирования, нежели наоборот. Для интересующихся вопрос скорости экспонирования подробно рассматривается во врезке «Кто последний?».

Какая именно производительность вам нужна? Вряд ли кто-то ответит на этот вопрос лучше вас. Во врезке «Что мне нужно?» мы представили одну из методик оценки требуемой производительности устройства, но вам понадобятся собственные данные для расчётов. Без них это будет гаданием на кофейной гуще.

Разрешение

Приведённое разрешение многих CTP-устройств для коммерческой печати может вызвать недоумение. Популярное значение 2400 или 2540 dpi. Почему даже признанные лидеры не делают разрешение выше?

Чтобы найти ответ, заглянем в опубликованный на сайте Kodak справочник по термальным пластинам. Выберем данные только по пластинам Kodak (про себя плохо не напишут) и рассмотрим их повнимательнее на таблице справа.

Характеристики термальных пластин Kodak

Поскольку для разных марок пластин указана разная допустимая линиатура, остаётся сделать вывод, что они имеют разное разрешение чувствительного слоя: Sword Excel и Ultra просто не в состоянии воспроизводить мелкие точки в высоких светах при линиатуре выше 240 lpi, даже если устройство CTP может их записывать. Размер 1% точки примерно равен 1¤10 шага линиатуры, т.е. примерно 10 мкм, что соответствует разрешению формы 2540 dpi. Для Sword-J и Thermal Gold 25 размер 1% точки 5,4 мкм, что примерно соответствует 4500 dpi.

Наши оценки разрешения пластин нужно скорректировать.В таблице указано, что Sword Excel и Ultra не могут воспроизводить стохастику с точкой 10 мкм, т. е. их реальное разрешение заметно ниже, чем 2540 dpi.

Теперь понятно, почему большинство CTP-устройств имеют столь невысокое разрешение: какой смысл повышать его в ущерб скорости экспонирования, если даже термальные пластины для более высокого разрешения просто не приспособлены. Что уж говорить о фотополимерных— их разрешение ещё ниже. Так что 3566 dpi в устройствах фирмы ECRM следует рассматривать то ли как маркетинговый ход, то ли как ориентацию на серебросодержашие формы.

А как же обещанная линиатура 250 и даже 450 lpi? Ведь известно, что оптимальная линиатура — 1×16 от разрешения. Обман?

Да, в известной степени обман — такой же, как сохранение картинок в формате JPEG или картинка на экране домашнего телевизора. Современные алгоритмы растрирования позволяют сделать такой обман практически незаметным, как незаметна потеря качества в JPEG-файле при грамотном выборе уровня сжатия.

Но главное: а зачем вам печатать с линиатурой больше 200 lpi (кроме специальных случаев типа ценных бумаг, когда и плавность тоновоспроизведения не так нужна)? Вам мало других проблем?

ПО

Растровый процессор. Казалось бы, обязательный элемент, но, как оказалось, не для всех. Устройства от CtpOptotec, DotLine и Luescher штатно поставляются без растрового процессора — его заменяет программа управления, которая подаёт на вход устройства однобитный TIFF. А уж как его получить — ваши проблемы.

Однако для подавляющего большинства устройств RIP все-таки идёт в комплекте, хотя многие поддерживают импорт однобитных TIFF-файлов со стороны (иногда в виде опции).

Все растровые процессоры позволяют выводить на широкоформатном принтере корректурные оттиски форм, поддерживают функцию цветопробы или имеют такую опцию. При этом корректура и цветопроба могут печататься из исходных PS- или PDF-файлов, из промежуточных форматов RIP или однобитных TIFF-файлов сепараций.

Управление техпроцессом. Все изготовители предусматривают работу устройств в АСУ техпроцессом (workflow). Необходимость использования такой системы обычно выясняется на практике уже после покупки CTP. Но для высокопроизводительных (прежде всего газетных) устройств в крупных типографиях практического опыта можно и не дожидаться — такая система понадобится почти наверняка.

Приводка

Есть три концепции обеспечения хорошей повторяемости изготавливаемых форм:

  • предварительная перфорация и позиционирование пластины по штифтам перед экспонированием;
  • позиционирование пластины по «верному углу» (по трём точкам);
  • позиционирование переднего края по упору (по двум точкам) и считывание положения боковой кромки оптическим элементом.

Первый вариант обеспечивает точную приводку изображения на форме по отношению к штифтам без дополнительных устройств. Но разные печатные машины могут требовать разную перфорацию, а фиксироваться пластина в устройстве может только по одной конфигурации.

Чтобы решить эту проблему, ECRM предлагает сменные штифтовые планки, HighWater — две штифтовые планки (одна на верхнем краю внутренего барабана, другая на нижнем). Дальше всех пошла Screen. У неё в большинстве устройств есть две отдельные перфорации: одна под собственную конфигурацию штифтов (для позиционирования пластины), вторая для штифтов печатной машины. Но для маленьких клапанов применение такой схемы проблематично — лишние отверстия там ни к чему.

Второй и третий подходы более универсальны, но требуют дополнительного оборудования — от простого ручного перфоратора до устройств со встроенными видеокамерами, автоматические версии которых имеют цену того же порядка, что и CTP.

Наиболее распространённое решение — простой ручной перфоратор с позиционированием формы по «верному углу». Он обеспечивает адекватное решение задачи совмешения отверстий и изображения на форме, но при двух условиях. Во-первых, для компенсации косины формы (а её значение нормируется на уровне 0,8 мм на погонный метр) положение бокового упора в перфораторе должно в точности совпадать с его положением в устройстве CTP. Во-вторых, хорошие руки оператора— иначе ничто не поможет.

Источники света и модуляция

Источники света однозначно определяются типом формных пластин. Проще всего с серебросодержащими и фотополимерными формами — небольшой фиолетовый лазер с розничной ценой около 5 долл. за мВт достаточен для экспонирования любых пластин. Модуляция луча может производиться включением и выключением лазера — его скорости вполне достаточно. Малая мощность источника света обеспечивает ему огромный ресурс — называют даже цифру в 10 лет.

Для термальных пластин используются ИК-диоды с длиной волны 830 нм. Мощности этих источников обычно не публикуются, но мы можем их оценить по той же методике, что и при расчёте скорости (см. врезку «Кто последний?»). Экспонирование термальной пластины с чувствительностью 120 мДж/см2 для печатной машины Speedmaster XL105 требует энергии: E = 120 ´ S = 120 ´ 8556 = 1030000мДж = 1030 Дж.

При скорости экспонирования устройства 13 форм/ч (t = 277 с/форма) для этого потребуется суммарная мощность:

P = E:t = 1030:277 = 3,7 Вт,

и при использовании 16-ти лазеров мощность каждого составит 230 мВт. С учётом КПД оптического тракта (скажем, 50%) и запаса по мощности 25% (для увеличения ресурса лазеры никогда не эксплуатируются на максимальной мощности) получаем около 600 мВт. Не так много, как обычно пугают противники термальных устройств, хотя в 5–10 раз больше, чем в «фиолетовых».

Скорость модуляции в термальных устройствах не является критичной (ведь каждому лазеру нужно экспонировать только часть пластины), поэтому модуляцию также можно осуществлять включением и выключением лазера.

Выход из строя одного лазера приводит к падению скорости устройства. При самом неблагоприятном раскладе оно может достигать 50% — например, если вышел из строя диод ╒Ю 8 в 16-диодной системе, отключаются диоды 1–7.

Поэтому в ряде современных моделей (Agfa Avalon N8 серий 50 и 70, Kodak Magnus серии Quantum и TrendSetter, Screen PlateRite 8800) используют другую схему. Лучи нескольких лазеров сначала собираются вместе, затем общий луч вновь разделяется на несколько, и каждый модулируется отдельно. Тогда при выходе из строя одного или даже нескольких лазеров увеличивается мощность остальных (благо, запас у них есть), чтобы сохранить общую энергетику, но устройство не просто останется работоспособным — оно продолжит действовать на той же скорости. Поставщики Kodak даже утверждают, что экспонирование пластины, во время которого вышел из строя какой-то лазер, будет нормально завершено.

Разумеется, с модуляторами та же история, что и с лазерами: при выходе из строя отвечающего за один луч отключается вся группа до ближайшего края, и устройство работает на пониженной скорости. Правда, модуляторы считаются куда более надёжными, чем лазеры.

Для экспонирования традиционных («аналоговых») пластин в устройствах basysPrint UV-setter до недавнего времени применялись обычные УФ-лампы, как в копировальных рамах. Стабильность такого источника света очень невелика, а потому в новой серии 5 PunchGraphix использовала несколько обычных фиолетовых диодов с длиной волны 405 нм, к излучению которых УФ-пластины оказались чувствительными. Для модуляции по-прежнему используется матрица из 800 тыс. индивидуально управляемых отражателей.

Luesher в устройствах Xpose! UV с самого начала использовала фиолетовые диоды с модуляцией включением/выключением.

Схемы развертки

Хотим сразу пресечь все спекуляции на эту тему — ни одну схему нельзя называть плохой или хорошей. Каждая отвечает своим задачам, и в этом смысле является лучшей.

Внешний барабан используется почти во всех «термальных» устройствах. Эта схема лучше всего приспособлена для многолучевой записи, используемой при экспонировании термальных форм из-за высоких требований к энергетике. Предложение CtpOptotec использовать внешний барабан с линейкой фиолетовых диодов кажется более маркетинговым, нежели техническим.

Внешний барабан применяется в следующих моделях из справочника: Agfa Acento II и Avalon N8, CtpOptotec, Heidelberg Suprasetter, Kodak Magnus и TrendSetter, Presstek и Screen PlateRite (кроме 2055VR).

Внутренний барабан и планшетная схема используются в основном для однолучевой записи на «быстрые» фотополимерные и серебросодержащие пластины. В планшетной схеме многогранное зеркало позволяет записывать по несколько линий за один оборот устройства развёртки, что, как мы видели ранее, является одним из эффективных способов повышения скорости записи для устройств, работающих с «быстрыми» формами.

Внутренний барабан используется в моделях Escher-Grad, FujiFilm Luxel-V, Heidelberg Prosetter, HighWater и Xante; планшетная схема — в Agfa Advantage, Palladio II и Polaris, ECRM, Kodak VioletNews и Screen 2055VR.

Редкие схемы. Luescher использовала схему внутреннего барабана при многолучевой записи — в её моделях Xpose! при развёртке вращается не зеркало, а головка с несколькими десятками лазеров. Компания называет схему «внешний и внутренний барабан», намекая на сочетание их качеств. Но по поводу удачности такого сочетания есть разные мнения, и российский покупатель массово пока не проголосовал за него деньгами.

DotLine использует схему внутреннего барабана большого диаметра, сочетающую постоянную оптическую длину пути и возможность использовать многогранное зеркало для развёртки. Впервые мы наблюдали такую схему в устройствах ECRM, но впоследствии та от неё отказалась. Punch Graphix использует последовательный обход площади экспонирования по «змейке».

Автоматизация

Наиболее простая опция автоматизации — проявка в линию. Против могут быть только два довода (и оба неубедительные) — «нет места» и «дорого». Правда, есть устройства, которые проявку «в линию» не поддерживают: Agfa Advantage Xm, Cobra от HighWater и Speedsetter от Xante, Screen PlateRite Niagara.

Как утверждали поставщики на нашем «круглом» столе в начале года, всё популярнее другая опция — автоматическая подача форм. И не удивительно, ведь многокассетный загрузчик с автоматическим удалением прокладочной бумаги позволяет вообще убрать оператора с формного участка. Автор видел это собственными глазами — утром пластины загружаются в кассеты, а задание на экспонирование форм запускается одновременно с отправкой задания печатнику.

Ещё одна опция — автоматическая перфорация форм (подробнее см. «Приводка»), гораздо реже — загибка края формы (с использованием оборудования третьих фирм). К автоматизации можно отнести системы управления техпроцессом и заданиями, уже сейчас применяемые в крупных типографиях.

Заключение

Было бы преувеличением сказать, что технологии прямого вывода офсетных печатных форм уже победили «плёночные». Конечно, разработки новых плёночных устройств если и ведутся, то по остаточному принципу, а многие изготовители убрали из своей номенклатуры ФНА. Но последние продолжают продаваться — например, «Терем» сообщил нам о поставке в 2008 г. пяти фотонаборов, да и продажи восстановленных устройств продолжаются (только обзор инсталляций в Publish ╒Ю 7 за 2008 г. сообщает о продаже пяти таких ФНА). Сами плёночные технологии продолжают широко использоваться — например, репроцентр «Выражайтесь печатно» сообщил нам о росте объёма фотовывода за 2007 г. на 12% и сохранении того же объёма в нынешнем году.

Сообщения о закрытии каких-то фабрик по производству традиционных офсетных пластин также не могут истолковываться однозначно — не исключено, что компании, владеющие технологиями «цифровых» пластин, именно так отвечают на рост спроса на более выгодный и перспективный товар. Они перераспределяют мощности, но не желают расширять производство в целом — возможно, даже потеряв часть доли на рынке «аналоговых» пластин, где выше конкуренция и ниже прибыль. Ведь далёкое будущее любых формных пластин отнюдь не безоблачно — его омрачают успехи цифровой печати.

Бесспорными остаются три факта. Во-первых, продажи устройств CTP опережают продажи ФНА. Во-вторых, офсетная печать — самая успешная область применения технологий прямого экспонирования форм. В-третьих, ценовая политика изготовителей устройств и расходных материалов всё больше будет подталкивать офсетные типографии к переходу на прямое экспонирование форм.

И вряд ли типографиям стоит сопротивляться, если только для этого нет уникальных веских причин. А если есть, стоит ещё раз подумать, насколько они веские.

Кто за бортом?

Мы не включили в справочник устройства формата VLF от Agfa (Avalon N16 и старше), Escher-Grad (Cobalt Next 24 и старше), Heidelberg (Suprasetter 145 и старше), Kodak (Magnus VLF и старше, TrendSetter VLF и TrendSetter News VLF), Luescher (XPose! 260/260UV и старше),Punch Graphix (basysPrint UV-Setter 1152/1154) и Screen (серия PlateRite Ultima). Покупка любого из них — экстраординарное событие (за прошлый год было установлено три системы), и принятие решения не укладывается в логику «Справочника покупателя». Но учитывая удельный вес печатной продукции, полученной с печатных машин сверхбольшого формата, мы посвятим VLF CTP отдельный материал в одном из ближайших номеров.

Отсутствуют и термальные устройства FujiFilm, поскольку сейчас на российский рынок не поставляются. Из отдельных моделей в справочник не попали TrendSetter UHR от Kodak и Simultan XPose! от Luescher — весьма специфические устройства имеют разрешение до 12000 и 8000 dpi, соответственно, и ориентированы на изготовление ценных бумаг.

Кто последний?

Скорость экспонирования определяется минимальным среди значений: скоростей формы, развёртки и модуляции. Рассмотрим пример.

Пусть мы экспонируем фотополимерную формную пластину с чувствительностью 0,05 мДж/см2 для Speedmaster XL105 (формат 811×1055 мм) на разрешении 2540 dpi с помощью фиолетового лазерного диода мощностью P = 60 мВт (например, iPulse фирмы TOPTICA Photonics AG). Экспонирование производится в устройстве с внутренним барабаном, занимающим ЁЬ длины окружности. Для простоты предположим, что экспонируется вся площадь пластины, а КПД оптического тракта 100%.

Скорость формы

Определяется временем, за которое источник света (несколько в многолазерных
устройствах) передаст пластине энергию, необходимую для её засветки.

Чтобы узнать время экспонирования, определяемое скоростью эмульсии формной пластины, сначала вычислим её площадь: S =L×H= 1055×811=855600 мм2, что соответствует 8556 см2. Для её экспонирования с учётом чувствительности пластины 0,05 мДж/см2 требуется энергия: E =0,05×S = 0,05×8556 = 427,8 мДж. Время экспонирования пластины на полной мощности диода с учётом неполного использования окружности барабана равно: T1 = 3E / 2P = 10,7 c, что соответствует 336 форм/ч.

Скорость развёртки

Определяется временем обхода пластины лазерным лучом при конкретных параметрах механизма развёртки изображения.

Чтобы определить скорость, связанную с развёрткой луча, сначала вычислим число линий развёртки вдоль оси барабана, т. е. по длинной стороне пластины: NЛ=L×2540:25,4=1055×2540:25,4=105 500.

Предположим, устройство развёртки вращается со скоростью 30 000 об./мин. Тогда для записи пластины понадобится
T2 =NЛ×60:n=05500×60:30 000=211 c, что соответствует 17 форм/ч.

Скорость модуляции

Определяется временем, в течение которого лазер может отработать последовательность чередующихся 0 и 1 по всем адресуемым точкам пластины (переключение между 0 и 1 не происходит мгновенно).

Чтобы определить скорость, связанную с модуляцией луча, сначала вычислим общее число адресуемых точек (с учётом неполного использования барабана):NТ =S×(2540:2,54)2×3:2=12834000000

При штатной частоте модуляции нашего лазера f = 200 МГц время обработки всех адресуемых точек составит: T3=NТ f=12834000000:200000000=64 с, что соответствует 56 форм/ч.

Итоговая скорость

Выбирая минимальную из трёх полученных скоростей, получаем, что скорость записи нашего устройства составляет 17 форм/ч для формата 811×1055 мм при разрешении 2540 dpi и ограничена скоростью вращения устройства развёртки луча.

При этом мы имеем огромный запас по мощности и скорости модуляции, что позволяет использовать более дешёвый лазер с меньшими скоростью и мощностью. А для повышения скорости записи можно попытаться:

  • увеличить частоту вращения блока развёртки (наши 30 тыс. об./мин отнюдь не предел);
  • понизить разрешение, уменьшив тем самым требуемое число линий развёртки (широко применяется в газетных устройствах CTP);
  • поменять ориентацию пластины в барабане с «пейзажа» на «портрет», опять же уменьшив число линий развёртки;
  • использовать два или более лазеров и блоков развёртки (в некоторых моделях FujiFilm серии Luxel-V); 
  • увеличить число линий, записываемых за один оборот устройства развёртки луча (например, с помощью многогранного зеркала).

Последнее может применяться в устройствах с планшетной схемой либо в схеме с внутренним барабаном большого радиуса (когда пластина занимает менее ¼ общей длины соответствующей окружности, как в устройствах DotLine).

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Путеводитель по миру DTG-принтеров 2024

Прямая цифровая печать на текстильных изделиях (DTG — Direct-to-garment) является одним из быстрых и экономичных способов нанесения полноцветных изображений на предметы одежды (футболки, толстовки, рубашки, поло, свитшоты, шопперы и пр.) экологичными чернилами на водной основе.

Путеводитель по миру UV DTF-принтеров 2024

За последние три года технология UV DTF-печати прошла путь от чуть ли не экспериментальной до получившей широкое распространение на рынке рекламной и сувенирной продукции. Она предполагает ручные операции, поэтому не рассчитана на массовое производство.

Небольшие, но с широкими возможностями

Выбираем планшетный УФ-принтер для изготовления сувенирной продукции.



Новый номер

Тема номера: Мир ламинаторов. Послепечать на конвейере. УФ-принтер на «троих». DTF-комплекс Yinstar. Художественное конструирование в СССР. Реальная роботизация полиграфии. Книги как военная добыча. Обзор этикеток с испанских полок. Свежий взгляд на QAZPAK.



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
Широкий УФ
25%
25 %
Сувенирный УФ
27%
27 %
ДТФ (текстиль)
20%
20 %
УФ ДТФ
20%
20 %
Латекс
7%
7 %
Экосольвент
12%
12 %
На водных чернилах
7%
7 %
Сублимацию
8%
8 %
Для прямой печати по ткани
10%
10 %
ДТГ («футболочный»)
3%
3 %
Проголосовало: 59