Введение
Пятое руководство из серии практических рекомендаций рассматривает не только технические вопросы, но и взаимодействие с заказчиками и дизайнерскими агентствами, без которого невозможен качественный результат. Затронуты проблемы приладки при запуске тиража и важные аспекты техпроцесса в целом, начиная с разработки спецификаций и макета. При таком подходе точка отсчёта — готовая продукция. Корректная приладка цвета (одна из главных задач при одобрении тиража) в значительной степени зависит от того, каким его видят, понимают и описывают.
От отдельных аналоговых этапов полиграфия перешла к непрерывному цифровому техпроцессу — от создания изображения до воспроизведения. Печать «по цифрам» стимулируют требования клиентов к надёжности контроля качества, растущая популярность CTP, переход на ICC-профили, глобализация и использование удалённой полиграфической базы на основе допечатных данных с цифровыми контрольными значениями. Перечислим основные элементы оптимизации работы предприятия.
-
Стратегия интегрированного производства, комбинирующая стандартизацию, контроль процесса и чётко установленные процедуры для высокого качества и производительности. Стандартизация и контроль процесса— ключевые элементы эффективного управления цветом: без них теряется почва под ногами, игнорируется специфика техпроцесса, система не выполняет поставленные задачи.
-
Адекватное планирование, подготовка спецификаций и макетов со стороны заказчика и типографии.
-
Полный и последовательный контроль полиграфического техпроцесса. Каждый этап вывода (PDF, цифровая проба, CTP-формы, печать) контролируется с помощью измерительных техник и методов, гарантирующих предсказуемость результата. Залог успеха — тесное сотрудничество заказчика, препресс-бюро и типографии.
-
Соответствующая методика контроля цвета в печатной машине. При утверждении цвета часто не учитывается человеческий фактор: субъективное и варьирующееся восприятие цвета, обсуждение и выдвижение требований при различных условиях просмотра у заказчика, агентства и типографии.
-
Эффективное техобслуживание и стандартизация техпроцесса — главные слагаемые успеха, гарантирующие быструю настройку, оптимальное качество, производительность и своевременную доставку (см. руководство № 4).
Описываемые методики работы нацелены на общее повышение производительности. Каждая участвующая в процессе компания играет свою роль во взаимосвязанной производственной цепочке, где обобщённый опыт — залог оптимизации работы предприятия.
ЭТО ВАЖНО: БЕЗОПАСНОСТЬ
Перед началом работы с любым компонентом машины убедитесь, что отключена подача воздуха, тока, газа. Техобслуживание должно выполняться только специально обученными людьми с соблюдением всех требований техники безопасности. Общий характер руководства не позволяет учитывать специфику всех решений и технологий, поэтому рекомендуется использовать его как дополнение к информации поставщиков, ориентируясь в первую очередь на их инструкции по технике безопасности, работе и техобслуживанию.
Цвет в контексте техпроцесса
Задачи: сокращение расходов и трудозатрат, повышение качества
Их сложно выполнить, если типографии и их заказчики не привыкли систематически соблюдать рекомендованные методики работы и/или неоправданно завышают требования. Перечислим предпосылки быстрого утверждения цвета, его стабильности в тираже и высокой производительности.
-
Адекватное планирование, разработка спецификаций и макетов заказчиком и типографией.
-
Полный и последовательный контроль полиграфического техпроцесса (стандартизированная и контролируемая допечатная подготовка, вывод цветопроб и печатных форм, печать) для оперативного и предсказуемого утверждения цвета, стабилизации печати. Это снижает для большинства заказов важность утверждения тиража клиентом в типографии.
-
Качественное техобслуживание оборудования.
-
Подходящая по ситуации методика утверждения заказа в печать.
В чём состоит утверждение цвета?
Процедура зависит от материалов и специфики готовой печатной продукции.
Коммерческая рулонная печать с сушкой. Цвет утверждается объективным сравнением печатного оттиска с цветопробным отпечатком на соответствие спецификациям заказа (допускается присутствие заказчика или агентства). Иногда для «печати по цифрам» на базе денситометрических значений применяют специальные шкалы для измерения оптической плотности краски. В журнальном сегменте всё чаще предпочитают экранные и струйные цветопробы, более дорогие варианты остаются для высококачественной печати (рекламные каталоги).
Газетная печать без сушки. Утверждение цвета — мера внутреннего контроля, где ответственность возлагается на главного печатника. Основные критерии— стабильность цвета по страницам и равномерный чёрный. Заказчиков на утверждение тиража в печать обычно не приглашают, цветопробы применяют редко (частично газеты и рекламодатели пользуются цифровой цветопробой с контрольной шкалой UGRA/FOGRA). Качественный цвет подразумевает отсутствие нареканий со стороны редакции и рекламодателей на цвет и отмарывание. При печати отдельных заказов и высококачественных многокрасочных реклам может потребоваться процедура утверждения цвета, аналогичная принятой на предприятиях коммерческой печати.
Что такое «хороший» экземпляр?
Минимальные требования к нему — точная приводка (красок, рубки и фальцовки) и корректный цвет, означающие окончание приладки. Разница между «хорошими экземплярами» и «утверждённым цветом» — частый предмет дискуссий полиграфистов с заказчиками (сказывается разница в терминах, опыте и ожиданиях). Клиент может предположить, что качественные копии печатаются лишь после утверждения цвета, хотя многие типографии считают тиражными и ранее отпечатанные оттиски, близкие по качеству к утверждённому цвету (особенно если утверждение тиража клиентом сопряжено с массой отходов).
Оптимальный вариант — использовать нереализуемую продукцию для настройки послечатного оборудования, что сократит отходы и сэкономит средства. Такая проблема часто возникает, (а) если утверждающий цвет представитель заказчика не обладает достаточным опытом и рассчитывает на нереальный результат, (б) если цветопроба не выявила дефектов допечатной подготовки, (в) если печатная машина в плохом состоянии или обслуживается неопытным персоналом. Всегда лучше открыто обсудить проблему, чтобы выявить и устранить её причину (одну или несколько). Отказ чреват дополнительными (и повторными) затратами, ухудшением отношений.
Стабилизация производительности
Производительность, надёжность и техобслуживание тесно связаны. Без планового техобслуживания не будет быстрого запуска оборудования, оптимального качества, объёмов и своевременной отгрузки. Всё оборудование в рамках цифрового техпроцесса требует регулярной калибровки и настройки — только тогда результаты будут стабильными. Лучший способ добиться цели — синтез стандартизации, контроля техпроцесса, техобслуживания и отлаженных методик работы.
Экономика производства
Утверждение цвета зависит от качества допечатной подготовки, технических требований и взаимоотношений типографии и клиента. Рекомендованные производственные методики выигрышны по нескольким позициям.
-
Сокращение связанных с бумажными отходами затрат при запуске и печати. Пренебрежение рекомендациями и неадекватные цветопробы увеличивают отходы при настройке на 100-200%. Неадекватность цветопробы усложняет диагностику проблем.
-
Экономия машинного времени. Задержки с утверждением цвета отнимают драгоценное рабочее время и нарушают расписание. Печатники теряют уверенность и работают на пониженных скоростях, ещё более снижая выработку.
-
Снижение частоты незапланированных остановок машины. Снимаются затраты, связанные с остановками оборудования при непопадании в цвет, повторным выводом форм и/или печатью более дорогих цветопроб.
-
Больше довольных клиентов. Цветовые несоответствия и нестабильность на протяжении тиража оборачиваются скидками, перепечатками и риском потери клиента. В некоторых сегментах из-за неточного и нестабильного цвета возвраты составляют до 20% тиража.
Шаги к эффективному и рациональному утверждению тиража
«Оперативное утверждение цвета — результат командной работы, где залогом успеха становится подготовка работы до постановки в печать. Для рационального утверждения цвета необходимо эффективное сотрудничество заказчика полиграфической продукции с типографией». 9 Steps to Effective and Efficient Press OKs’ (9 шагов к эффективному и рациональному одобрению цвета), Диане Дж. Бигерт, GATF
Подготовка заказчика/дизайнера к утверждению заказа в печать
-
Обсуждение пожеланий по качеству печатной продукции (предпочтительнее с ориентиром на объективные стандарты).
-
Выявление потенциально сложных для печати из-за особенностей дизайна страниц/изображений.
-
Выбор типа цветопробы.
-
Выбор структуры и цвета бумаги.
-
Определение степени соответствия данных условий печатному заказу.
В процессе утверждения тиража заказчик/дизайнер:
-
осматривает листы/тетради по окончании приладки;
-
сравнивает соответствие цвета и приводки цветопробе. Сверяет показания денситометра с данными спектрофотометра по цветопробе, включая колориметрические показатели;
-
при необходимости сразу запрашивает корректировки и описывает желаемый результат (а не способы его достижения);
-
подписывает утверждённые листы/тетради.
Базовые понятия цвета
Восприятие цвета человеком субъективно и зависит от возраста, усталости, наслед-
ственности и даже настроения. Унаследованный дальтонизм (цветовая слепота) наблюдается у одного мужчины из 12-ти и только у одной женщины из 200. По ряду причин цвета воспринимают по-разному даже люди с «нормальным» зрением.
-
Физическая и умственная усталость отрицательно сказывается на способности подбирать цвета.
-
Глаз плохо запоминает цвета, поэтому точно лишь непосредственное сравнение.
-
С возрастом восприятие цветов меняется — на глазном яблоке образуются жёлтые фильтры.
-
Визуальное восприятие цвета зависит от соседнего оттенка.
-
Восприятие цвета существенно меняется в зависимости от освещения.
Многие не знают, что воспринимают цвета по-иному, и некоторые типографии предлагают персоналу и заказчикам тесты на подбор оттенков, чтобы исключить последующие проблемы с утверждением цвета. Подобные тесты проводятся и анализируются лишь квалифицированными специалистами с использованием специальных методик и эталонов (Ishihara’s Tests for Colour Deficiency, Pilot Colour Tolerance Exercise, GATF/Rhem Light Indicator, Farnsworth-Munsell 100 Hue Test).
Аддитивный цвет RGB (красный, зелёный, синий). По этому принципу работают цифровые камеры, сканеры, компьютерные мониторы. Комбинация этих цветов даёт белый свет, а при изменении интенсивности — широкую гамму различных оттенков.
Субтрактивный цвет CMY + K (голубой, пурпурный, жёлтый + чёрный). Используется в полиграфии, где восприятие цвета определяется пигментом, поглощающим часть видимого спектра с получением нужного оттенка. Теоретически, чёрный — результат наложения трёх триадных цветов, но из-за несовершенства пигментов к ним добавляют чёрную краску (K). Вторичные (смесевые) оттенки получаются наложением, т. н. треппингом, цветов.
Описание цвета. Для восприятия цвета нужны источник света, объект и наблюдатель. Со сменой любой из трёх составляющих меняется и восприятие. В 1976 г. три перечисленных компонента измерили и стандартизировали для описания и вычисления параметров цвета по системе CIE L*a*b* (или CIE Lab).
Баланс по серому. Вспомогательное средство для объективной оценки цвета, поскольку при непосредственном сопоставлении глаз легко фиксирует отклонения в нейтральных тонах, распознавая нежелательную оттеночность. Баланс серого — важная характеристика высококачественной печати. Если он нарушен и ось светлоты/темноты цветового пространства не «выровнена» относительно нейтральной точки, цвета «смещаются» и воспроизводятся с определённым оттенком (относится к мониторам, цветопробным устройствам и любым способам печати). При правильном применении баланс серого — мощный инструмент контроля и стабилизации цвета.
* В части пособия «Техническое обслуживание на производстве как источник снижения затрат и продления срока службы оборудования» (Productivity maintenance to run leaner, longer & faster) собраны эффективные приёмы работы и организации труда для типографий рулонной офсетной печати. Опубликовано Web Offset Champion Group (WOCG). © 1998 & 2002. Все права защищены.
Группа WOCG сформирована в 1998 г. для пропаганды эффективного опыта работы в индустрии рулонной офсетной печати, позволяющего повысить производительность, качество, безопасность труда и добиться настоящих «чемпионских» результатов. WOCG — совместный проект международных компаний, сотрудничающих с ведущими специалистами отрасли, типографиями и ассоциациями по всему миру. Члены группы являются ведущими поставщиками технологии, материалов и оборудования для всех этапов технологического процесса — допечатного, печатного и послепечатного: Aylesford Newsprint, Kodak Polychrome Graphics, MacDermid Printing Solutions, MAN Roland, MEGTEC Systems, Muller Martini, Nitto-Permacel, QuadTech, SCA и Sun Chemical.
Для быстрого утверждения и стабильного воспроизведения цвета важно:
-
выдавать печатную продукцию, соответствующую ожиданиям клиентов и их аудитории;
-
сводить к минимуму производственные и временные затраты;
-
повышать повторяемость и стабильность процесса;
-
избегать рисков и затрат, связанных с некачественными материалами, или сводить их к минимуму.
Стратегия интегрированного производства
Управление цветом и профили оборудования сами по себе не гарантируют оптимального результата. Отличные рабочие показатели — результат производственной стратегии, объединяющей отраслевые стандарты, процедуры и методики контроля, эффективное техобслуживание и обучение плюс избирательные инвестиции. Рабочие показатели можно разделить на три категории.
Низкие. Отсутствие стандартов. Оперативное техобслуживание. Решения об инвестициях, базирующиеся, в основном, на цене. Средние. Частично внедряются отраслевые стандарты. Избирательное использование методик работы и обучения. Внимание к качеству расходных материалов. Умеренное профилактическое техобслуживание. Инвестиции базируются на элементарном расчёте окупаемости.
Отличные. Комплексные отраслевые стандарты и контроль с минимальными допусками по отклонениям. Систематическое внедрение технологических процедур с обучением. Высококачественные расходные материалы. Профилактическое техобслуживание и инвестиции с учётом периода эксплуатации.