Эх, стабильности в мире нет…
«28 февраля 2010 г. Не менее 147 человек погибли в результате сильнейшего землетрясения, происшедшего в ночь на субботу в Чили. Сила подземных толчков составила 8,8 балла по шкале Рихтера — по словам сейсмологов, это одно из мощнейших землетрясений в истории. Толчки ощущались даже в бразильском Сан-Пауло, на расстоянии около 3000 километров от эпицентра…» Казалось бы, какое влияние может оказать землетрясение (пусть даже очень сильное) в далёкой Южной Америке на цены на бумагу в мире и России?
Оказалось, стихия затронула жизненно важную часть производственного цикла бумаги — в Чили находятся целлюлозно-бумажные комбинаты концернов Arauco и Empresas CPMC. Обе компании приостановили производство из-за форс-мажорных обстоятельств. А доля Чили в мировом выпуске целлюлозы достигает, по данным RISI, 8%! Цены на целлюлозу на биржах, повышавшиеся ещё до землетрясения, поползли вверх ещё быстрее. В начале апреля цены на белёную хвойную целлюлозу (NBSK) и белёную лиственную (BHK) в Европе вышли на уровень 670 и 590 евро/т. Это почти на 70% выше минимума цен годичной давности — 425 и 350 евро.
Хотя график (см. стр. 50) начинается с 2007 г., специалисты отмечают, что нынешние цены на целлюлозу вышли на исторический максимум с 1995 г. Обратите внимание на две гораздо более стабильные кривые на графике — это цены на самые массовые марки бумаги: мелованную чистоцеллюлозную (coated WF) и легкомелованную (LWC). Из-за проблем с избытком мощностей с июня прошлого года цены постоянно снижаются. Производители, учитывая кардинальное увеличение стоимости сырья, наконец решились на непопулярные меры. Причём ещё до упомянутого форс-мажора в Чили.
По данным RISI, на II кв. 2010 г. в Европе запланировано беспрецедентное повышение цен ведущими производителями. На чистоцеллюлозные сорта: Arctic Paper — с 1 апреля на 5-8% (UWF — немелованная), а с 1 июня — ещё на 10-12% (мелованная и немелованная); M-real — c 15 апреля на 15% (UWF); APP Europe — на апрельские поставки на 10% (UWF и CWF); Lecta Group — c 1 июня на 10% (CWF); Mondi — с 1 июня на 5-8% (UWF). Не отстают и производители бумаги с древмассой: Norske Skog с 1 апреля повысила цену на 35 евро/т на суперкаландрированную бумагу (SC) и мелованную с содержанием древмассы, аналогично поступила Myllykoski, но прибавка с 1 апреля ещё больше — 40 евро/т, а Burgo в мае поднимает цены на 6-8%. По другим сортам бумаги и картона повышения в апреле-мае составляют 60–120 евро/т — от 3 до 15%.
В этом списке нет Sappi и UPM. Cтарший менеджер по работе с клиентами российского представительства Sappi Игорь Дроздов сообщил, что компания подняла цену на всю мелованную чистоцеллюлозную (листовую и рулонную) бумагу с 1 апреля. В Европе повышение составило 10%, в России несколько меньше. Директор по корпоративным коммуникациям российского представительства UPM Наталья Малашенко сообщила, что с апреля компания повышает цену на газетные и книжно-журнальные бумаги в Европе и России. В целом, повышение составило 7-10% (в зависимости от сорта), если иные условия не предусмотрены действующими контрактами и соглашениями. Что касается листовой бумаги, то в марте-апреле цены на нее были повышены в среднем на 8%, очередное повышение на 8-10% предстоит в июне.
Продукт-менеджер «Берег» Евгений Седов подтвердил, что цены поставщиков начали повышаться ещё с начала года, причём на все виды бумаги и картона. Европейские компании объявили о повышении с марта-апреля, а азиатские — на 12% (одна из причин — резкое удорожание морских перевозок на 30% в феврале-марте). Причём цена для оптовика оказывается ещё выше — накладываются таможенные платежи.
Мы — как все
Разумеется, повышение цен не могло не затронуть Россию. Исполнительный директор СБО Ольга Широкова заявила, что фактическое повышение цен для клиентов бумажных оптовиков состоялось 1 апреля, но зависело от времени закупки партии бумаги — до или после повышения.
Начальник отдела продаж «Берег Северо-Запад» (фирма не входит в СБО) Лада Седова рассказала: «Наши европейские поставщики объявили о поднятии цен на 40–60 евро с апреля. Мы стали предупреждать клиентов о повышении цен на некоторые позиции (в частности, мелованную бумагу) с 15 апреля… И с этого момента у нас повысилась цена по одному бренду мелованной бумаги ("Люмиарт"), а по остальным повышение отложено поставщиками и нами». Опрошенные нами директора типографий сообщили о состоявшихся повышениях цен, но не по всем позициям. Например, директор типографии «Альфа-Дизайн» Дмитрий Лаврик отметил, что практически все поставщики прислали уведомления о повышении цен с конца марта — начала апреля на 5-8%. Но эти предупреждения пока не привели к реальному повышению цен. К тому же подобные уведомления, рассылаемые всем клиентам, часто становятся первым шагом к переговорам об изменении контрактных цен, зависящих от объёмов и истории отношений с поставщиком. «Для нас важна определённость — когда и на сколько будут повышены цены. Важно, чтобы российские типографии не оказались в невыгодном положении относительно зарубежных — наши клиенты имеют возможность сравнить цены», — подчеркнул Лаврик.
Директор управления логистики ПК «Пушкинская площадь» Феликс Шадрунов рассказал, что цены на рулонную бумагу для типографии не менялись с начала года, а с апреля были повышены цены всеми поставщиками на листовую (40–60 евро/т). Уведомления об этом были присланы за месяц. А по рулонной бумаге поставщики связаны контрактными обязательствами, поэтому изменения ожидаются не раньше 1 июля.
Коммерческий директор «Первого полиграфкомбината» Владимир Ещенко сообщил, что уже повышены цены на бумагу Sappi, получено уведомление от «Регент». О повышении предупредили и остальные поставщики — пока на 20–40 евро, а летом ожидается вторая волна.
Елена Рощина («Богородский полиграфкомбинат») рассказала, что единственное официальное уведомление пришло от «Комус-Арт» 23 марта, причём было заявлено о повышении цены на 10% с… 22 марта (задним числом). Аналогичные уведомления от «Комус-Арт» получили и другие типографии. Интересно, что на 10% в апреле выросла цена и на отечественную офсетную бумагу. Очевидно, российские производители не хотят отставать от западных коллег. Повышение объяснили подорожанием сырья и энергоносителей.
Таможня нам поможет?
В конце прошлого года вдруг забрезжил свет в конце очень длинного тоннеля. После многих лет безуспешных попыток было вдруг одобрено снижение ввозных пошлин на самые важные для полиграфистов виды мелованной бумаги. Однако решение не вступило в силу из-за образования Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, в котором постановление в феврале почти одобрили. Мешала мелочь — не поставила подпись Белоруссия… Казалось, дело снова спустят на тормозах, но 22 апреля постановление было опубликовано на сайте Комиссии Таможенного союза. А это значит, что через месяц массовые сорта бумаги — мелованная чистоцеллюлозная в рулонах и листах (WFC), легкомелованная (LWC) и рулонная мелованная с древмассой (MWC) — будут ввозиться в Россию с пошлиной 5%. Правда, речь пока о временном снижении на 9 месяцев. За продление придётся побороться...
Как это повлияет на внутренние цены? Вот позиция СБО из официального пресс-релиза: «К сожалению, снижение цен на бумагу сразу, в конце мая, невозможно: сначала должны быть реализованы запасы, уже ввезенные ранее с высокой пошлиной, чтобы освободить склады. Товарооборот бумажных оптовиков составляет в среднем полтора-два месяца, и рынку предстоит пройти переходный период». Седова сообщила, что в «Береге» разделяют эту позицию, пояснив: «К середине — концу лета снижение может произойти, если производители опять не поднимут цены. Максимально возможное теоретическое понижение цены — 8,69%».
К сожалению, именно летом ожидается вторая волна повышения мировых цен на бумагу — кто-то это планировал заранее, кто-то отреагировал на резкий рост цены целлюлозы. Например, в Sappi планируется повышение цены с 1 июля на всю книжно-журнальную бумагу с древмассой на 6-8%, обсуждается и второй этап повышения цен уже на чистоцеллюлозную бумагу. Как поведут себя другие производители и поставщики, гадать не приходится…
Первый заместитель генерального директора ПК «Пушкинская площадь» Андрей Сулейков так прокомментировал ситуацию с ценами: «Повышение цен на газетные и книжно-журнальные бумаги окажет очередное негативное воздействие на рынок. Дело в том, что бюджеты на текущий год уже сформированы, соответственно покрытие дополнительный расходов издателей будет происходить за счёт сокращения других статей. А значит, сколь-либо заметного восстановления объёмов рынка в 2010 г. ждать не стоит».
Похоже, лучшим вариантом в создавшейся ситуации для типографий будет простое сохранение цен до конца года на нынешнем уровне — после первого повышения. 20% роста многие могут и не пережить. Типографии традиционно весьма настороженно относятся к повышениям цен на бумагу, а рост на 10% некоторые называют беспрецедентным и считают свидетельством жадности поставщика. Особенно если это делается в форме уведомления задним числом. Впрочем, судя по мировым ценам на целлюлозу, основания для повышения вполне реальны. Но это не освобождает обе стороны от соблюдения контрактных обязательств и необходимости находить разумный компромисс даже в форс-мажорных ситуациях.