NEC MultiSync PA271W
Производитель: NEC Display Solutions
Оценка: 5 / 5
Заключение: отличный монитор с качественной матрицей и функциональной электроникой для профессиональной работы с цветными изображениями.
Цена: 2000 евро
Последние годы на вопрос: «Какой монитор купить для работы с цветом?» я давал традиционный ответ: «Посмотрите что-нибудь из 90-й серии NEC MultiSync, например модель 2690». Конечно, у других производителей тоже были достойные модели — и более дорогие, высокого класса, и более доступные (возможно, даже не уступающие в качестве изображения). Но они появлялись и исчезали, а NEC продолжал выпускать отличную модель.
Однако рано или поздно всё заканчивается, как и жизненный цикл 90-й серии. Вместо неё NEC выпустил мониторы серии PA. Сейчас в ней три модели — MultiSync PA231W, PA241W и PA271W. Основное отличие — размер экрана: 23, 24 и 27 дюймов соответственно. 27-дюймовая модель была предоставлена для тестирования ГК «Легион» — дистрибьютором NEC Display Solutions в России.
Матрица
Согласно маркетинговым материалам производителя, матрица нового типа P-IPS — один из вариантов H-IPC, в котором улучшены пропускная способность ЖК-элементов (контраст монитора — 1000:1), характеристики цветовых фильтров (цветовой охват увеличен до 102% от AdobeRGB) и прочее, прочее…
Но единственно важно, на мой взгляд, повышение разрядности матрицы до 10 бит на канал. И дело не в возможности отображать в каждом из трёх каналов по 1024 уровня яркости, а всего — более миллиарда оттенков. Это теоретические результаты, для получения которых требуется видеоплата, поддерживающая соответствующую разрядность и подключение по интерфейсу DisplayPort (некоторые видеоплаты серии ATI FirePro и NVIDIA Quadro). Польза от создания видеосистемы, способной отображать миллиард цветов, не является очевидной. Дискуссии о ней периодически возникают на интернет-форумах и заканчиваются без определённых результатов, ибо никто из участников такую систему не видел. Гораздо полезнее возможность относительно безнаказанно (т. е. без заметной потери разрядности) корректировать градационную характеристику (в частности, показатель гаммы) и цветовую температуру изображения внутренними средствами монитора.
«Родное» разрешение монитора 2560´1440. Обычный DVI с таким разрешением не справится. Убедитесь в том, что ваша видеоплата оснащена разъёмом Dual-Link DVI или DisplayPort.
Качество изображения
По контрасту, цветовой насыщенности, равномерности подсветки PA271W так же хорош, как предшественник. Порадовали безупречно гладкие градиенты на изображениях — чего не хватает многим другим ЖК-мониторам, даже оборудованным IPS-матрицей. Возможно, этого удалось достичь благодаря повышенной разрядности ЖК-матрицы.
Конечно, типичные для ЖК-технологии проблемы решить не удалось: в полной темноте монитор можно использовать как ночник, заполнив экран чёрным цветом (равномерность засветки очень хорошая). А допустимый в аспекте изменения цвета угол обзора я бы определил в 30-40º от нормали. Но эти недостатки несущественны: внешняя засветка матовой поверхности экрана при рекомендуемом для работы уровне освещения значительно сильнее, чем внутренняя подсветка, а 2-3 человека вполне могут смотреть на монитор, не замечая существенного изменения цвета. Перфекционистам же придётся мириться с этими особенностями, ибо ничего лучше на рынке пока нет и, на мой взгляд, не будет — до появления мониторов с OLED-панелями.
О времени отклика выводов делать не буду. Согласно спецификации, оно равно 7 мс (в режиме gray-to-gray). Параметр не имеет никакого значения для обработки фотографий и допечатной подготовки изображений. С видеофайлами PA271W справляется без нареканий. А высказать мнение о его пригодности для динамических игр не смогу, поскольку полностью к ним равнодушен. Единственная рекомендация — выключить в экранном меню «улучшатель» времени отклика матрицы. С ним быстрая прокрутка текста приводит к появлению на экране радужных разводов.
Настройка воспроизведения цвета
Как и положено профессиональному монитору, имеются развитые средства настройки цветопередачи. По сравнению с предшественником изменения здесь существенные.
В регуляторе яркости вместо обычных процентов, не имеющих определённого физического смысла, используется уровень в Кд/м2 — от 50 до 400. Контрольный замер яркости (с помощью Eye-One Pro) показал, что точность регулировки достаточно высока. Отклонение измеренной яркости от заданной не превышает 4% — весьма приличный результат, особенно если учесть, что часть отклонения обусловлена погрешностью прибора. В Кд/м2 регулируется яркость не только белой, но и чёрной точки. Проверять точность я не стал — Eye-One Pro недостаточно точен для измерений в тенях.
Регулятора контраста нет. Хотя устранение степени свободы огорчает, но во всех NEC MultiSync, которые мне довелось калибровать, установленное на заводе значение контраста в 50 единиц было оптимальным, и его никогда не приходилось изменять.
В главном меню цветовая температура регулируется с помощью… регулятора цветовой температуры. Диапазон 3000–15 000 К. Раздельной настройки интенсивности цветовых каналов нет — странное решение, как в некоторых давно снятых с производства моделях NEC, от которого отказались в
90-й серии. Реальная (измеренная с помощью Eye-One Pro) цветовая температура отличается от заданной на 100-200 К. Погрешность небольшая, ею можно пренебречь или исправить при калибровке на уровне LUT (монитора или видеоплаты). В расширенном экранном меню цветовую температуру можно задать ещё и цветовыми координатами x, y.
В панели управления регулируется и гамма монитора. Она описывается как степенная функция с коэффициентом 0,5–4, более сложная L* или согласно стандарту sRGB.
Имеются развитые средства изменения цветовых координат первичных цветов — другими словами, цветового охвата. Можно вручную установить цветовые координаты х, у для каждого из первичных цветов. А можно загрузить в монитор собственный цветовой профиль, чтобы имитировать другое устройство. Хотя уверен, что подавляющее большинство пользователей ограничатся уже загруженными в монитор цветовыми профилями основных стандартов — sRGB, AdobeRGB или DICOM (международный стандарт медицинских изображений и документов).
Все эти параметры (яркость, цветовая температура, гамма) сохраняются в памяти монитора в виде пяти наборов настроек. Создавайте отдельные наборы для просмотра фильмов (повышенная яркость и цветовой охват), обработки изображений (AdobeRGB) и просмотра веб-страниц (sRGB и активный датчик окружающего освещения) и переключайтесь между ними с помощью кнопок на панели управления. С этим процессом связана одна из немногих раздражающих особенностей монитора. Смена режимов происходит не мгновенно, а в несколько «прыжков» в непредсказуемом направлении (например, яркость увеличивается, а потом уменьшается до нужной величины). Такое поведение весьма затрудняет визуальный подбор оптимальных параметров.
А хотите воспроизвести изображение в том виде, как его видят дальтоники?! Зачем? Вовсе не лишне проверить и адаптировать, например, интерфейс сайта для относительно корректного восприятия немалой аудиторией (7-8% мужчин).
Управление цветом внутри монитора
Впервые (насколько мне известно) разработчики встроили в монитор модуль управления цвета. Трёхмерный преобразователь цветовых координат с разрядностью 14 бит на канал позволяет имитировать любое цветовое пространство. Можно загрузить в монитор цветовой профиль устройства (или цветового пространства), которое требуется имитировать, и даже CMYK-профиль, хотя смысла этой процедуры я определить не смог.
До трёх компьютеров и до двух изображений
PA271W оснащён двумя DVI-I интерфейсами (с поддержкой протокола шифрования видеопотока HDCP) и одним DisplayPort (тот самый, что требуется для использования всех 10 бит ЖК-матрицы). От устаревшего аналогового VGA-интерфейса отказались.
Подключив монитор к двум (или даже к трём) компьютерам, одним нажатием кнопки можно переключаться между ними. Есть и функция «картинка-в-картинке»: изображение с любого из трёх входов можно вывести в небольшом окне поверх основного. Положение и размер окна регулируются на экранном меню, но диапазон узок. Минимальный размер окна (около трети всего экрана), на мой взгляд, великоват.
Дополнительное удобство при работе с несколькими компьютерами придаёт встроенный переключаемый USB-концентратор с двумя входящими (для подключения к компьютерам) и тремя исходящими (для периферии) портами. Подключив к USB-портам на мониторе клавиатуру и мышь (и другие USB-устройства), получаем удобную систему: одним нажатием кнопки не только выводим на экран изображение с нужного компьютера, но и подключаем к нему всю периферию.
Панель управления и экранное меню
В отличие от многих других производителей NEC не экономит на кнопках. Их шесть (не считая выключателя питания), что позволяет легко настраивать все параметры, каковых в меню насчитывается почти полсотни (от яркости экрана до положения меню), а при переключении его в расширенный режим становится вдвое больше (например, можно выбрать цвет и яркость индикатора питания).
Описание большинства настраиваемых параметров я пропущу — либо они очевидны, либо мало используются. Отмечу только забавные пункты о снижении выбросов CO2 (непонятно, по сравнению с чем, хотя вряд ли это кого-то у нас интересует), а также о стоимости потреблённой монитором электроэнергии, для определения которой нужно указать цену электричества, причём среди валют есть рубль (вот она, настоящая локализация!).
Программное обеспечение
Утилита NEC MultiProfiler предназначена не для цветовой калибровки монитора, как указывает название, а для настройки его основных параметров. В основном она дублирует экранное меню (делая настройку более удобной), а не обойтись без неё при загрузке в монитор цветового профиля имитируемого устройства.
Выводы
Это очень сильный претендент на звание лучшего монитора для работы с цветом. Качественная матрица обеспечивает безупречное (для ЖК-технологии) качество изображения, а весьма развитые средства настройки позволяют использовать монитор не только для обычной обработки цветных изображений, но и для решения специфических задач, связанных с воспроизведением цвета. p
Об авторе: Андрей Лыгун, консультант по системам управления цветом в фотографии и цифровой печати, владелец сайта RealColor.ru, посвящённого цвету и цветовой калибровке.