С выхода первых планшетных устройств прошло около года, с момента появления изданий для них — чуть меньше. Срок небольшой, но некоторые итоги можно подвести. В целом картина такова: на волне всеобщего интереса к модному гаджету продажа электронных изданий резко выросла, потом начала падать, и падение продолжается до сих пор, причём его скорость прямо пропорциональна росту читательской активности в начальные месяцы. В чём же дело?
Понятно, что причины падения для газетной и журнальной продукции разные. Планшетные версии газет (с бумажными и так всё ясно) действительно не конкуренты по оперативности и стоимости новостным сайтам. Большинство из них — серьёзные ресурсы с возможностью отбора информации по определённой тематике. Специализированные агрегаторы — в широком ассортименте. Если есть бесплатный вариант, зачем платить?
С журналами ситуация принципиально иная. У них есть время на переработку материала, его осмысление и понимание трендов, они из исходного полуфабриката создают качественный продукт. Если к этому добавить наличие дополнительной составляющей (мультимедиа), такие издания вполне могут расширить традиционную читательскую аудиторию, тем более их себестоимость значительно ниже бумажного аналога. Почему же продажи электронных журналов пока тоже падают, после первоначального взлёта?
Причины, на мой взгляд, следующие.
-
Стабильность читающего контингента. Появление нового гаджета само по себе не способно увеличить число людей читающих, поскольку изменение привычки человека — процесс длительный и сложный. Да, рекламная активность на какое-то время способна поддерживать интерес к чему бы то ни было, но не более того. Определённые перспективы даёт молодёжь, которая пока ещё формирует свои интересы, но тут мы наталкиваемся на другую причину.
-
Чисто финансовая. Цена большинства электронных изданий та же, что и бумажных. Это полный абсурд — ведь нет затрат на бумагу, печать, транспорт. Жадность, как причина недавнего кризиса, видимо, ничему не научила желающих поживиться в мутной воде. Похоже, вопрос опять упирается в человеческую природу! Да и стоимость самих устройств пока не способствует их широкому распространению среди молодёжи.
-
Сомнительность в удобстве пользования. Планшеты всё-таки великоваты (во всяком случае, самый популярный) для чтения в дороге, да и не всегда это удобно. Дома и на работе ноутбук с выходом в интернет куда универсальнее, а экран побольше.
Всё это позволяет повторить: слухи о скорой кончине бумажных изданий, особенно на постсоветском пространстве, преувеличены. Однако если здравый смысл возьмёт верх и стоимость электронных изданий снизится или вообще упадёт до нуля (как в телевидении — затраты окупаются рекламой, а низкая себестоимость этому способствует), ситуация изменится. Расслабляться не стоит…