«Мы позиционируем себя не как салон оперативной полиграфии, а скорее как цифровую типографию. Ведь ориентируемся на корпоративных клиентов», — поясняет директор «ЦифраМиг» Андрей Сидоров. Сложилось так стихийно. Может быть, оттого, что типография располагается на территории с пропускным режимом, транспортная доступность тоже не на высоте. Человеку с улицы случайно сюда не забрести. Да и начиналось всё в 2007 г. как участок цифровой печати в рекламно-производственной компании. И первые заказы были от клиентов этой компании и фирм, которые располагались неподалеку. Благодаря продвижению в интернете (рассылки, специализированные полиграфические форумы) стал формироваться круг клиентов, в основном корпоративные, а также рекламные агентства.
Приходилось каждый день чему-то новому учиться. Да и теперь на некоторых видах продукции надо проявлять смекалку, спрашивать совета у коллег, искать информацию в интернете. «Век живи — век учись! — смеется Сидоров. — Я до сих пор вспоминаю первый большой заказ на полноцветную книгу — сколько там было брака! Мы на ней и заработали немного, но главное — бесценный опыт».
Сейчас «ЦифраМиг» самостоятельная фирма. Но в верности своей модели бизнеса Сидоров не сомневается: «В те времена, когда о клиентах приходилось только мечтать, речь о каком-либо позиционировании и не шла. А сейчас я понимаю, что работать, как работают многие копи-салоны, с физическими лицами — конечными клиентами нам не интересно. Мы стараемся этого избегать». И есть почему. Его компания — это по сути три человека. А чтобы работать с частными клиентами, нужен большой штат менеджеров и дизайнеров. И все потому, что обычный человек редко приходит со своим макетом, его он тоже хочет заказать: «Мне бы визитку сделать» или «Мне бы календарь придумать». А процесс очень трудоемкий, и выгодным может быть, только если дело поставлено на поток, когда обрабатываются десятки и сотни типовых заказов. Это совсем другой масштаб деятельности и иная модель бизнеса — тут нужна специализация для работы с частниками. И компании закладывают в свои цены стоимость всех дополнительных хлопот. Разумеется, цены будут выше, чем в корпоративном секторе.
Поскольку «ЦифраМиг» компания небольшая, каждый работник должен быть универсалом, а техника — его помощником. Чтобы развиваться, в типографии стараются автоматизировать весь процесс производства. Сидоров поясняет: «Сперва мы покупали новое оборудование под конкретный тираж — не хватало оборотных средств, чтобы обеспечить себя оборудованием на все случаи жизни. Постепенно все вошло в колею, появились и новые ЦПМ, и послепечатное оборудование — резак, брошюровка, фальцовка, режущий плоттер. Это все очень простое в эксплуатации оборудование, с которым справится любой человек, если ему один раз объяснить. И это тоже важно для нашей идеологии».
Когда печатных мощностей двух небольших машин стало не хватать, решили купить одно большое устройство. Выбор пал на неновую ЦПМ Konica Minolta серии Pro предыдущего поколения (под OEM-брендом Linium PRO C500). Изношена она была порядком, и поработать на ней удалось недолго, но она помогла увеличить производительность и заработать на следующую ЦПМ.
В конце 2009 г. начали сотрудничать с представительством Konica Minolta напрямую, и в итоге приобрели ЦПМ bizhub PRO C5501. Она была дополнительно оснащена автоподатчиком, перфоратором PF-501, принт-контроллером и пр. «Я далёк от приверженности одному бренду. Выбирая ЦПМ, понимал, что для меня нет лучше в данный момент на рынке предложения, чем у Konica Minolta, по всем критериям: цене, стоимости обслуживания, себестоимости оттиска», — говорит Сидоров. Важным оказалось, что машина изначально позиционировалась для печати на мелованной бумаге, в отличие от многих подобных машин, предназначенных для каландрированной.
Казалось бы, с новой машиной живи да радуйся. Но прошёл всего год, Konica Minolta за это время сделала огромные шаги в развитии цифровой печатной техники, вышла на рынок с новыми моделями, и в «ЦифраМиге» была поставлена первая в России ЦПМ Konica Minolta bizhub PRESS C7000. Она привлекла Сидорова, во-первых, серьёзными улучшениями: увеличено разрешение печати, стала доступна печать в режиме дуплекса на плотной бумаге, небольшие апгрейды внутри машины. Но больше всего Сидорова волнует «во-вторых»: так как Konica Minolta наступает на всех фронтах, оттеснив при этом других производителей ЦПМ, во многих салонах оперативной печати и типографиях появились эти машины. И в основном они проданы в лизинг, а это значит, что работать будут 3-5 лет бессменно. «И вот теперь, покупая самую новую машину, я получаю некое конкурентное преимущество. И то, что машина первая подобная в стране, — своеобразный пиар среди коллег и клиентов», — Сидоров явно доволен.
Машина не подвела — разницу в работе по сравнению с предыдущей моделью в типографии заметили сразу: скорость печати выше — до 71 А4 стр./мин., качество оттиска на глаз заметно лучше. Новую машину взяли с внешним растровым процессором, что позволяет быстрее обрабатывать задания. Есть и шероховатости на уровне управления электроникой, но это легко исправляется перепрошивкой встроенного ПО. Новые машины более требовательные к климату. Да и без спектрофотометра не поработаешь. «Мы уже приучились: каждый день начинается с калибровки. Иногда, если влажность меняется очень сильно, приходится калибровать и два раза в день. Особенно при серьёзных заказах да ещё с требованием попасть в цвет предыдущего тиража», — вносит ясность Сидоров.
В «ЦифраМиге» нет нацеленности на какой-то вид продукции — делается, что люди приносят. Макеты хранятся в базе: визитки, буклеты постоянно допечатываются. Если интересный заказ, берутся, предупреждая, что попробовать можно, но без гарантии. И постоянные клиенты просят идти на подобные эксперименты. Приходится делать и пробную печать, и образцы брошюр с различными видами скрепления, чтобы людям понравилось, чтобы утвердить макет. Это одно из обязательных условий: многим клиентам важно увидеть продукцию, потрогать, только тогда они готовы подписать её в печать. Благо, цифровая печать — дело оперативное.
Машина позволяет печатать на прозрачных и белых матовых плёнках или фактурных материалах. Но в общем потоке заказов — это мизерная часть. «Старые машины все продаём. Подвернулся покупатель, кстати, новичок, он решил начать своё дело, — Сидоров категоричен. — Разумеется, мы ограничены арендуемыми площадями. Да и нет смысла хранить пусть и не очень старое оборудование, раз рядом работает новое — надо идти вперёд». Расти есть куда. Сидоров вздыхает: «Жаль, на сайт не хватает времени: он недоделан, не оптимизирован, и в поисковой выдаче занимает невысокие места. Поэтому в основном продвижением мы обязаны сарафанному радио: рекомендациям клиентов».
А это о многом говорит.