Полиграфическая отрасль всегда была богата примерами разнообразных соглашений о сотрудничестве даже между, казалось бы, прямыми конкурентами. Последние годы наибольшая активность наблюдается в секторе цифровой печати. «Цифра» стала настоящей движущей силой не только с точки зрения частоты появления новых решений, но и интереса к ним производителей и поставщиков. Изменения происходят очень быстро, а реагировать на них лишь за счёт собственных разработок не получается даже у крупных игроков. При этом велико желание как можно полнее «окучить» клиента самому. Радикальный способ — слияние, когда компания поглощает производителя комплементарной линейки и предлагает всё уже от собственного имени. Именно это случилось у Canon и Oce. Но здесь речь идёт об очень крупных инвестициях, а их возврата приходится ждать годами. При удачном исходе…
Перекрёстное опыление: обмен «цифрами»
Совсем другое дело — «перекрёстное опыление». Идея проста — на определённый срок договориться о продаже чужих решений через свои каналы и наоборот. Как правило, в таких случаях оговаривают географию или определённые рыночные ниши. Выигрывают все — у партнёров повышается объём продаж и расширяется ассортимент, а клиенты могут купить всё у одного поставщика, что бывает довольно удобно.
На схеме представлены существующие договорённости между производителями, по которым поставляются (или начнут поставляться в ближайшее время) рулонные и листовые ЦПМ. Возможно, какие-то «стрелочки» вас удивят, но они могут касаться ограниченных регионов или очень узких секторов. Например, на Ipex-2008 было объявлено, что Heidelberg начнёт поставки ЦПМ Konica Minolta, но только в Австралии и Новой Зеландии. Осенью HP и Canon объявили о соглашении, по которому HP получила право поставлять любые МФУ из линейки Canon (включая imagePRESS), но только в рамках проектов «печать как сервис» (MPS), ориентированных на крупные компании. А соглашение, по которому Fujiflim будет продавать ЦПМ Xerox, уже активно работает на американском рынке. Планируется, что его география будет расширяться.
А что остаётся за кадром? Как говорится, остатки сладки. Есть линейки, которые или ни за что никому не отдадут (например, HP Indigo), или ещё не вышедшие за рамки тестовых инсталляций (струйные ЦПМ Screen и Fujifilm, рулонная машина Xerox), либо не очень востребованные массовым рынком, из-за чего их производители вынуждены всё делать сами — от разработок и изготовления до продаж и сервиса. И понимание этих нюансов немаловажно. Особенно если вы именно сейчас задумались о выборе ЦПМ. Ведь потом жить придётся не только с ней, но и с её поставщиком и производителем. p