Сергея Никонова друзья зовут Никсон. Вот и компания его носит имя «Никсон-принт». Как множество других, она начиналась с ЦПМ Xerox DC12. Работали в Москве, в основном с концертными организациями: печатали афиши, билеты, листовки… Когда в заказах пошла «наружка», появилась потребность в собственном принтере. «На ЦПМ немножко заработали, купили первый широкоформатный принтер, сделали большой заказ на 500 баннеров на всю страну — и ещё заработали, купили ещё один принтер», — рассказывает Никонов незамысловатую историю развития фирмы.
В 2010 г. настало время ещё раз обновить парк оборудования. Смотрели по всему рынку, а выбрали так: была определённая сумма, и ещё поставщик дал небольшую рассрочку — это и решило дело. Новенький Mutoh Blizzard ушёл в «Никсон-принт» прямо с выставки «Реклама-2010». «С банком связываться не хотели, а другие продавцы о рассрочках и не заговаривали», — объясняет Никонов. Рассматривали вариант по покупке б/у машины, но потом раздумали: хороший принтер ведь продавать не будут. «Мы бы, например, не продали», — смеётся он. Но дело не только в цене, по крайней мере, не в цене на принтер. До этого в компании работал Mutoh Spitfire, он почти такой же, как Blizzard, только скорость в два раза меньше. А ещё были проблемы с чернилами. То есть с самими чернилами было всё в порядке, кроме их высокой цены, а альтернативные не устраивали по качеству.
Поэтому был приобретён интерьерный широкоформатник у российского производителя. Только до интерьерного качества печати он немного не дотягивал. Так вот и пришли к Blizzard, который Никонова устраивает по всем параметрам. Промышленные принтеры Blizzard предназначены для печати наружной рекламы со скоростью 80 м2/ч и отличного качества печати интерьерной рекламы — 40 м2/ч. Об универсальности принтера говорит его часть, отвечающая за печать изображений. 8 печатающих головок расположены в линию и работают по микропьезоструйной технологии печати с переменным размером капли 5,4–41,5 пл. Принтер работает в системе CMYK, на каждый цвет приходится две головки. Каждая имеет два ряда по 180 сопел — всего 2880 сопел, т. е. по 720 на цвет. Технология Variable Dot позволяет индивидуально корректировать каждую каплю по объёму, благодаря чему достигается высокая скорость, качество печати и низкий расход чернил. «Лучше этих печатающих головок ничего не придумали, качество дают хорошее», — уверен Никонов.
Возможна печать на стандартных материалах: виниле, баннере, бумаге, сетке. Особые старания Mutoh пришлись на то, что так важно было для Никонова, — цену и качество чернил. Оригинальные Mutoh MS Ultra используют для средних и больших объёмов печати на стандартных недорогих носителях. Чернила предназначены для системы непрерывной подачи (СНПЧ), поставляются в ёмкостях по 1 литру и имеют очень привлекательную цену. «Хорошие чернила альтернативного производителя стоят 60 евро/л. Какой смысл брать неоригинальные, раз экономии нет?» — вопрошает Никонов
MS Ultra специально разработаны для скоростной и высококачественной печати. Они не требуют ежедневного обслуживания принтера, не сохнут в нём — в «Никсон-принт» принтер с ними спокойно оставляют на выходные.
СНПЧ устанавливают на верхней панели принтера, причём без особых усилий и специальных приспособлений. Из ёмкостей по 1,5 л на каждый цвет чернила поступают по трубкам в кассеты, установленные в принтере. Каждая кассета, превращающаяся в буферный резервуар, оборудована поплавковым датчиком, отслеживающим уровень чернил. Когда будет израсходовано 1,2 л какого-либо цвета, соответствующую ёмкость следует дозаправить. «Доливаем по ходу работы», — сообщает Никонов.
В стандартной комплектации Blizzard поставляется со специально разработанной системой подмотки/размотки носителей весом до 100 кг с контролем натяжения. Предназначена она для тяжёлых носителей, которые трудно раскручивать из-за статического электричества или липкого покрытия, а также для рекламных носителей со скользким покрытием. В «Никсон-принт» системой подмотки пользуются нечасто, оказалось, что там нужна большая точность при заправке материала: чуть перекосил — материал начинает идти волной, может задеть головку. Да и некогда подмоткой пользоваться; при том ритме, в каком обычно работает принтер, материалы меняются от тиража к тиражу: напечатали один — сменили рулон, напечатали — сменили. «Но есть сложные заказы, когда нужно заламинировать отпечатки и накатать на плёнку, да ещё и заказчик дотошный — не дай бог, песчинка попадёт. Тут лучше включать подмотку», — объясняет Никонов.
Интегрированный в принтер источник света помогает контролировать печать и обслуживать принтер. Никонов комментирует: «Жаль, что подсветка зоны печати сделана не на всю длину, могли бы уж на этом не экономить».
Низкие цены, скорость и качество печати помогают «Никсон-принт» удерживать лидерство на рынке подмосковного Зеленограда. Никонов гордится: «Город практически наш весь, все у нас заказывают». И объясняет причину: «У нас дёшево — мы держим московские цены. Другие производители пытаются здесь цены делать выше, а мы вместо этого объёмом печати берём».
Но дело не только в низких ценах. Есть, например, требовательный заказчик, ему нужно высокое качество и оперативность. А предыдущая машина «Никсон-принт» на макс. количество проходов делала 6 м2/ч. Пока новая была, уменьшали количество проходов, но скорость всё равно была низкая. «И пусть по качеству она устраивала, но мы по срокам не успевали — нужно было неделю "вышивать"», — вспоминает Никонов.
И заказчик, тот самый — требовательный, получил, что хотел: и сроки, и качество. Вот прямо сейчас должен печататься его заказ на 70 м2: на старом принтере пришлось бы потратить на его изготовление три дня, а на Blizzard — уложатся за один. Работа идёт быстро и без «матрасов» — когда один проход получается чуть светлее другого. Связано это с порядком наложения чернил разного цвета в некоторых принтерах: в одну сторону прохода CMYK, в другую KYMC. В Blizzard такой проблемы нет. Высокая производительность принтера помогает предоставлять клиентам больше сервиса. Производство «Никсон-принт» расположено далеко от проходимых мест, но бывают ситуации, когда люди приходят и просят немного напечатать, но срочно. На Blizzard это можно сделать прямо в их присутвии. Всё это позволило за три месяца эксплуатации окупить принтер. Может быть, и не все заработанные деньги пришлись именно на него (даже, скорее нет). Но без Blizzard работать стало бы гораздо труднее, а от многих заказов пришлось бы отказаться.
Никонов сетует: «Объем печати большой каждый месяц, но загрузка крайне неравномерная. Конец и начало месяца — всем всё надо». Связано это с ритмом работы площадок наружной широкоформатной рекламы: на её размещение даётся 5 дней, поэтому отпечатки нужно завезти 25-го числа, чтобы 1-го их повесили. Есть заказчики, которым этот срок непринципиален, они берут «слив» — не востребованные рекламные площадки по сниженной цене. Они понимают, что платят за размещение в два раза меньше, поэтому и не переживают, если их рекламу вешают 5-го числа. Но их тоже нужно напечатать. Вот и выходит, что конец и начало месяца — самое напряжённое время.
Обслуживать этот рынок непросто. Заказчику нужно отдать файл, заплатить за печать и потом увидеть готовую рекламу на улицах города. Его не должно волновать, успевает ли печатник, всё ли он правильно сделает, кто отвезёт отпечатанные материалы для размещения. «Мы и решаем все эти вопросы, это нас волнует, мы из кожи вон лезем, чтобы до 1-го числа всё было готово», — говорит Никонов.
Он не одобряет покупку принтера новичками ради покупки. «У тебя есть поток заказов? — вопрошает Никонов. — Принтер ведь должен не стоять, а печатать. Постоит без работы, что-нибудь у него забьётся в тракте подачи чернил, надо будет промывать — лишние траты. Поработайте сначала как посредники, наберите объём заказов. Даже у меня можете печатать. А наберёте базу клиентов, хотя бы на 1000 м2 в месяц, вот тогда можно думать о покупке своего принтера, с такого объёма печати его можно окупить». У Никонова проблемы с заказами нет и, похоже, не предвидится.