Полиграфия — уникальная отрасль. С одной стороны — это нормальное массовое производство серийной продукции (даже когда речь идёт о персонализированной). С другой — необходим максимально быстрый переход от одного продукта к другому. И время измеряется не месяцами или неделями, даже не днями. Речь идёт о часах, а чаще — минутах и секундах. Совершенно нетипично для других отраслей. Какие могут быть стандарты в условиях постоянных перемен?! Ан нет — в полиграфии стандартизация ещё более необходима, чем где бы то ни было. И технологическая, и организационная, о чём говорят результаты нашего обзора на сайте. О последних и рассуждаем в теме номера…
Ища подходящую метафору для обложки, мы остановились на близком и понятном всем образе, особенно в середине июня в средней полосе России. И постарались свести воедино, казалось бы, противоположные вещи: реалистично воспроизвести клубнички, вплоть до фактуры и запаха, но обеспечить их стандартизацию. Чего в жизни не бывает… Как получилось — судить вам.
А помогали нам в воплощении замысла поставщик лаков «Верилион» и трафаретная типография Silk-print. «Только обязательно напишите, что это не шагрень, а специальный эффект», — попросил директор типографии Сергей Понадцов, когда мы вместе изучали первые оттиски. «Само собой, именно таких, фактурных клубничек и добивались», — согласился я.
Сначала обложка была отпечатана офсетом 4+4. Обычно мы используем бумагу 150 г/м2, но для последующего лакирования рельефным УФ-лаком Apollo S25484 UV High Build Gloss Varnish Сергей порекомендовал более плотную — не менее 200 г/м2. Иначе велик риск, что бумагу «поведёт», это будет особенно заметно на обороте. Для гарантии успеха следовало бы сделать ламинирование матовой плёнкой, но бюджет проекта этого не предусматривал. Остановились на стандартном для нас воднодисперсионном лаке.Рельефный лак также налагает определённые ограничения на дизайн. Лак нежелательно выпускать под обрез и линии бига — толстый слой может потрескаться.
Воднодисперсионный лак с запахом клубники (коллеги из «Верилиона» не успели доставить аналогичный УФ-лак) существенно усложнил техпроцесс. Каждый оттиск сохнет вне стопы минут 20. К счастью, в типографии Silk-print есть пять стеллажей, куда и разложили оттиски.
Сначала печатался ароматизированный лак, это заняло три дня, ещё два потребовалось для УФ-лакирования.
Удовольствие не из дешёвых — бюджет на лакирование оказался почти вдвое больше, чем на офсетную печать 10-тысячного тиража обложки, включая бумагу. Но когда продукция должна привлечь и удержать внимание, дополнительные вложения обычно оправдываются. Ведь это те самые инструменты, которые недоступны в электронных коммуникациях — сейчас, да и в будущем. Именно на них следует заострить внимание специалистам по рекламе. Традиционной печатью CMYK уже никого не удивишь.
Такое вот лирическое отступление. Если же вернуться к теме номера, то следует признать — нам удалось получить 10 000 идентичных стандартных оттисков с одинаковыми клубничками. Но ещё есть запах и фактура. А это уже нестандарт. И кто за это бросит в нас камень?..
Далеко не в каждой трафаретной типографии есть столько стеллажей для сушки оттисков |
Без автоподачи на печатника ложится повышенная нагрузка |
Обложка с только что запе-чатанным рельефным УФ-лаком появляется из-под УФ-сушки |
Сергей изучает свежий оттиск — всё получилось как надо |