20 лет — очень солидный возраст для коммерческой компании. Он охватывает почти всё время существования рыночных отношений в современной России. Вспомните, пожалуйста, основные вехи развития и достижения.
Да, на наш век пришлось немало исторических событий. «Регент» был основан 13 марта 1991 г. С тех пор было сделано многое, но, безусловно, есть ряд наиболее знаковых достижений. К таким я могу отнести начало работы с финскими поставщиками, когда мы получили бренды, до сих пор остающиеся в нашем портфеле. Это и офисная марка ZOOM (1993 г.), и полиграфическая бумага Velart от StoraEnso, которая впервые была выведена нами на рынок в 1994 г. как собственный бренд. Его успешность доказывает то, что ряд потребителей выбирают именно эту бумагу на тендерах, потому что просто знают её и доверяют её качеству. Есть прецеденты, когда клиенты звонили в StoraEnso и спрашивали: «Можете ли вы поставить нам Velart?».Одним из важнейших событий в истории «Регента» стало образование Единой торговой системы «Канцлер» в 1996 г., а в 1998 г. мы активно начали развивать филиальную сеть. Тогда же мы пережили первый кризис, пережили и недавний, что заставило нас максимально мобилизовать наши ресурсы и усилия. Нам удалось сохранить все направления бизнеса, и сегодня мы не восстанавливаем потерянное, а продолжаем начатое. И это основной признак устойчивости и стабильности компании.
В 2001 г. произошло эпохальное событие — мы решили развиваться не только как торговая компания на офисном и бумажном рынке, но и выйти в производственный сектор. Так был образован «Регент-Стретч». На сегодняшний день это самое крупное производство стретч-плёнки в России.
Время шло, структура компании росла и развивалась, это привело нас к следующему важному шагу — переходу на дивизиональную систему управления в 2002 г., который осуществлялся в течение нескольких лет. Прежняя система управления перестала быть эффективной. Это был масштабный проект, для которого мы привлекли сторонних консультантов. Сегодня уже и представить сложно, как можно работать иначе. До перехода на мне, как на первом лице компании, лежала колоссальная управленческая нагрузка. По сути, все решения «поднимались» наверх. Сейчас есть чёткая иерархия принятия решений, многие полномочия делегированы руководителям дивизионов.
Переход на новую структуру управления помог в 2003 г. пройти сертификацию ISO. Это потребовало большой работы по описанию бизнес-процессов, и я рада, что тогда мы выбрали серьёзную компанию Bureau Veritas, которая до сих пор проводит у нас ежегодный аудит, а раз в три года — расширенный ресертификационный. Важность этого достижения в том, что мы вышли на иные, западные стандарты управления. Это существенно облегчает для нас сертификацию в качестве поставщика у крупных зарубежных клиентов. 2006 г. ознаменован для нас появлением собственного офисного бренда Lamark, а 2007 г. – переводом производства стретч-плёнки из Москвы в Электросталь. Для этого полностью реконструировали здание площадью 11 000 м2, что позволило существенно расширить производственные мощности «Регент-Стретч».Важным этапом в развитии производственного сектора бизнеса холдинга «Регент» стал запуск первой линии по производству нетканых материалов в 2008 г. И даже, несмотря на кризис, производство было запущено и загружено заказами.
Какова численность персонала компании? Как велики занимаемые офисные и складские площади, филиальная сеть?
Всего в компании работает 909 человек, в том числе в Москве 741. В «Регент-Арт» 181 сотрудник, 73 из них работают в Москве. Что касается занимаемых площадей, офисные здания занимают 7575 м2, складские и производственные — 52 291 м2. Из них офисные помещения «Регент-Арт» — 991 м2 , а складские – 12 159 м2.
Филиальная сеть включает в себя наши офисы в 15 городах, хотя не во всех из них представлены подразделения каждого дивизиона. Но в городах с наиболее развитой инфраструктурой и активным спросом мы стремимся представить все направления.
Как распределяются продажи холдинга по основным направлениям, а внутри бумажного направления — по разным видам?
В целом в 2011 г. мы ожидаем роста по всем направлениям, но наибольшего по нетканым материалам, доля которых в общем объёме продаж возрастёт.
В «Регент-Арт», как видно из графиков, традиционно самый большой процент продаж приходится на чистоцеллюлозные мелованные бумаги.
Но в структуре продаж полиграфических материалов хотела бы отметить один нюанс, который не совсем понятен, исходя из диаграмм. В 2009 г. был очень существенный спад в продажах картона из-за его дефицита, связанного с резким сокращением его производства, закрытием нескольких фабрик и, как следствие, снижением квот, установленных поставщиками. И даже в 2010 г. мы начали поставлять весь спектр картонов не с самого начала года. До 2011 г. практически все поставки картонов, кроме макулатурных, осуществлялись нами с европейских фабрик. Однако, понимая, что ситуация в Европе вряд ли улучшится в 2011 г., уже в конце 2010 мы, посетив ряд фабрик азиатских производителей, приняли решение «идти на Восток». А сейчас, расширив наш ассортимент графическими картонами Neo Knight от Moorim, упаковочными и графическими картонами от APP (среди новинок – Ningbo Classic) и чистоцеллюлозными картонами корейской фабрики Hanchang, стремительно возвращаем свои объёмы. Так что в этом году поставки стабильны и растут. Есть большой шанс, что доля продаж картона будет существенной — 20-25% (в 2008 г. — 24%).Доля дизайнерской бумаги составляет 1%, но это значимый товар в ассортименте компании. Именно этот сектор оказался наиболее подверженным кризису — продажи упали во много раз на фоне тенденции общего сокращения рекламных бюджетов, снижения тиражей и замены дизайнерской бумаги на мелованную. В сезон конца 2008 г. мы практически не торговали этими бумагами, а в 2009 г. вошли с большими остатками. Начали восстанавливать направление в конце 2009 г., и уже в декабре 2010 г. продажи дизайнерских бумаг были самыми высокими за всё время работы «Регент-Арта» с ними.
Торговые дивизионы пострадали от кризиса больше, чем производственные. Выпуск стретч-плёнки и нетканых материалов вообще не снижался — это локомотив роста. В самом тяжёлом 2009 г. общий объём продаж в долларах упал на 21%. Но уже в 2010 г. прирост составил 28,6% — мы восстановились и превысили максимум 2008 г. Однако продажи «Регент-Арт» превысят показатели 2008 г. только в этом году. В целом по итогам года ожидаем рост на 31,2%.
Сколько сейчас клиентов у холдинга и у «Регент-Арт»?
Всего по холдингу 6057 клиентов, у «Регент-Арт» — 2640, из них 1540 — клиенты филиалов.
Как повлияло на бумажный бизнес снижение таможенных пошлин на мелованную бумагу? Изменились ли цены для потребителей?
К сожалению, снизить цены не удалось, зато смогли их не повышать. И это хороший знак, потому что наша полиграфическая отрасль стала более конкурентоспособна в сравнении с зарубежной, в Россию возвращаются заказы на рекламную продукцию, журналы и цветные высокохудожественные книги. Пошлина 15% была просто головокружительна. И хотя полностью её не отменили (снизили до 5%), разница существенна. Мы это чувствуем по увеличению спроса на мелованную бумагу.
Некоторые типографии сомневались, что снижение пошлин действительно повлияло на цены. Но мы с коллегами по СБО изучили информацию о повышениях цен на бумагу для оптовиков в тот же период в Западной Европе — там они происходили в те же сроки и в тех же размерах, как и у нас. А снижение пошлин позволило нам не повышать цены для клиентов. Я считаю это большим достижением.
«Регент», вероятно, чаще других компаний на рынке проводил собственный ребрендинг. Это довольно существенные затраты. Они оправдываются?
Мы провели два ребрендинга. Оценить оправданность подобных вложений также сложно, как отдачу от участия в выставках или рекламы в прессе. Никакого прямого результата ждать не следует, ведь это элементы стратегии и маркетинговых коммуникаций, формирующих имидж компании на рынке. Я довольна инвестициями в ребрендинг и считаю, что мы поступили абсолютно правильно. В первом ребрендинге, скажем так, попробовали себя, увидели в ходе его какие-то недостатки. А через пять лет, когда в холдинге появилось два новых направления, решили снова поменять фирменный стиль. Сейчас мы полностью довольны своим фирменным стилем и в обозримой перспективе не видим необходимости его менять. Он охватывает все направления нашего бизнеса, тщательно прописан в бренд-буке, позволяет органично добавлять новые элементы в фирменный стиль.
Россией активно интересуются крупные зарубежные оптовики. Одно время обсуждалась возможная продажа бизнеса «Регент». Есть ли к ней предпосылки?
Восемь лет назад мы заключили соглашение о партнёрстве с Antalis и планировали на базе «Регент» развивать совместный бизнес в России. Речь о полной продаже не шла — Antalis был заинтересован в покупке доли компании. Благодаря недолгому партнёрству, мы имели возможность изучить технологии продаж и логистики западного бумажного оптовика. Руководители «Регент» побывали в Antalis и познакомились с их устройством бизнеса.Сейчас «Регент-Арт» — самостоятельный, хорошо стоящий на ногах бизнес с достаточным оборотным капиталом. Нами налажены серьёзные долгосрочные отношения с поставщиками, и я не веду ни с кем переговоров о его продаже — такой необходимости и планов нет.
По каким принципам формируется ассортимент в «Регент-Арт»? Как повлияло на него развитие цифровой печати?
Мы стараемся концентрироваться на определённых позициях. Соответственно, у нас есть ключевые бренды. Так, в мелованной бумаге это Velart. В прошлом году мы ввели в ассортимент бумагу NewArt от UPM, чтобы иметь двух поставщиков как гарантию отсутствия сбоев в поставках позиций ключевого ассортимента бумаги, причинами которых могут быть частые забастовки и другие непредвиденные обстоятельства. Теперь у нас одна бумага поставляется из Финляндии, а другая — из Германии.Такова же наша политика и в отношении азиатских поставщиков. Территорию России до Урала стараемся «покрывать» бумагой европейского производства, а за Уралом (филиалы в Новосибирске, Уфе, Красноярске и Екатеринбурге) — азиатского. Эта бумага поставляется и в европейскую часть, но в меньших количествах и по тем позициям, которых нет у европейских производителей: тонкие плотности и специфические граммажи (105, 128, 157 г/м2) с более высокой пухлостью.
Также мы активно практикуем поставки специальных форматов под заранее известные крупные тиражи. Заказчикам это выгодно, потому что минимизируются отходы. При этом мы стараемся выдерживать короткие сроки.
Что касается дополнительных сервисов, то мы изучали вопрос установки собственной резки, но решили этого не делать, так как в наших условиях добиться идеального качества фабричной резки не получится. Однако мы продолжаем изучать целесообразность резки азиатских картонов, потому что срок доставки специальных форматов длительный.
По материалам для цифровой печати в нашем ассортименте пока появляются только первые ласточки. Дело в том, что после кризиса просто не было возможности расширять ассортимент. Мы сосредоточились на стабилизации ассортимента, создании хороших товарных запасов, поддержании сервиса для клиентов. Тем более у всех оптовиков были проблемы с оборотным капиталом, их нужно было решать в первую очередь. А ведь любое расширение ассортимента для меня означает новый проект и новые инвестиции. Если всё тщательно не просчитать, проект может завершиться провалом.
Сегодня мы серьёзно разрабатываем направление цифровой печати, и в ближайшее время у нас ожидаются новинки. Уже начал продавать мелованную бумагу для цифровой печати филиал в Новосибирске. Наши клиенты активно знакомятся с ней, и вскоре она появится и в Москве. Пока же наши потребители успешно используют для цифровой печати обычную мелованную бумагу. Также мы изучаем интересные предложения для цифровой печати в дизайнерских коллекциях.
Перспективное развитие направления бумаги для цифровой печати подразумевает построение отдельного сервиса. Требуется и оперативный склад, и быстрая доставка, и обучение, и создание баз данных образцов. Нам бы хотелось представить всё это как комплексное предложение для наших клиентов.
Есть ли у компании собственные ноу-хау?
Пожалуй, главный наш секрет — стабильность персонала. Например, в «Регент-Арт» две трети персонала работают более трёх лет, а около 55% — более пяти. Мы ценим в сотрудниках высокий профессионализм, личные качества и опыт. Поэтому сотрудников стараемся набирать с профильного рынка. Отсюда и наша миссия «Сотрудничество профессионалов во имя лидерства» и наше основное ноу-хау — умение работать с клиентами.
Как сделать так, чтобы клиент всегда оставался доволен? Ответ на этот вопрос у каждой компании свой. Мы добиваемся цели за счёт системного менеджмента и искреннего желания удовлетворить потребности клиента. Я считаю, что ему всегда нужно идти навстречу, и все мои сотрудники делают так же. Например, мне могут написать e-mail перед поездкой на выставку, и там я в ходе общения с поставщиками в первую очередь подниму вопросы, важные для клиентов.Конечно, есть и много других ноу-хау — логистические, управления издержками, знание продукта и т. п. Но вот уже 20 лет нашим неизменным приоритетом остаются потребности наших клиентов.
В связи с развитием электронных каналов коммуникации многие аналитики предсказывают скорую гибель издательской и рекламной полиграфии…
Это непростой вопрос, над которым я много думала и сделала вывод, что умрут дешёвые издания. Те, что не несут ценности. Например, для меня очень большая ценность почитать хорошую, красивую, иллюстрированную книгу. Что не скажешь о книгах, которые обычно покупаешь на ходу, чтобы скоротать время в самолёте. В данной ситуации уже гораздо проще воспользоваться iPad. Наверное, когда мой сын вырастет, он не будет покупать книги в мягкой обложке и на плохонькой газетной бумаге. Я сама иногда читаю на iPad, когда под рукой нет книги. Но лично моя привычка к чтению подразумевает пометки карандашом, бумажные закладки, а электронный носитель к этому не располагает. И несмотря на то, что мои дети выросли в другое время, они все же ценят красивые печатные издания.А глянцевые журналы? Они, на мой взгляд, привлекательны именно в печатном виде — мне кажется, сложно с тем же интересом просмотреть журнал с экрана компьютера или на планшете. Что касается цены журналов, то с ростом благосостояния населения они будут доступны большему числу читателей. К тому же куда рекламодатели будут вкладывать пробники, вкладки и размещать разнообразные вклейки? Ведь, как средство доставки читателям чего-то материального, бумажный журнал не имеет конкурентов. В этом направлении вижу огромный потенциал.
И ещё мы до конца не осознали экологический аспект. На самом деле бумажная отрасль и полиграфия намного экологичнее, чем электронная индустрия. На Западе уже есть серьёзные проблемы с переработкой компьютеров и прочих электронных устройств. А негативное влияние, которое электроника оказывает на здоровье? Лично я стараюсь ограничивать время, проводимое за компьютером и в общении по мобильному телефону.
Подводя итог, хочу сказать, что будущее у полиграфии есть и оно светлое. Ведь россияне – традиционно самая читающая нация, а издания становятся все более качественными, красивыми и интересными.