101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Expecto patronum, digitalis!

  • Игорь Терентьев
  • 12 января 2012 г.
  • 5601

Герои книг Джоан Роулинг о Гарри Поттере в трудные моменты жизни пользовались защитным заклинанием «Expecto patronum». Если вспомнить что-то самое светлое из своей жизни, помощь непременно придёт, и силам зла не победить… Кстати, традиционная книжная индустрия должна быть бесконечно благодарна Гарри и его друзьям — общий тираж книг о них превысил 450 млн экземпляров. И счётчик продолжает щёлкать.

Понятно, что издателям бестселлеров нет нужды обращаться к услугам цифровых типографий — тиражи от десятка тысяч и выше ещё долго останутся заведомо офсетными. Только бестселлеров такого масштаба совсем немного. И будет ещё меньше. А издателям и типографиям хотелось бы зарабатывать на каждом тираже. Самое время призвать на помощь полиграфическую модификацию волшебного заклинания: «Expecto patronum, digitalis!». «Цифра», если о ней вовремя вспомнить, придёт и спасёт…

В своё время цифровая печать полностью изменила представления об оперативной полиграфии, практически вытеснив малоформатный офсет. С тех пор именно этот сектор питает цифровую индустрию. В расчёте в первую очередь на него заполняются цифровыми печатными машинами стенды «ПолиграфИнтер» — время тяжёлых рулонных ЦПМ в России всё ещё где-то за горизонтом. О самых ярких премьерах выставки мы уже писали в статье «Цифровые звёзды выставки» (Publish № 11, с. 48). Теперь пришло время для подробного анализа.

Листовые цифровые машины

Электрофотографические ЦПМ | Выставка большая, участвуют все важные игроки, поэтому по представленным на ней экспонатам можно судить о расстановке сил на рынке. Многолетний лидер Xerox вынужден потесниться — по количеству ЦПМ на стендах Konica Minolta ничуть не уступает. Во всяком случае, до отметки в 80 стр./мин, на которой пока заканчивается модельный ряд «новичка». На выставке показали примерно десяток аппаратов с каждой стороны. В активе Xerox — оборудование на стендах «Ксерокс СНГ», «Линко» и «ПринтА». На стороне Konica Minolta — машины на собственном стенде и в экспозициях партнёров: InitPress, ГК «Легион», ГК «Терра Принт».

Дебютировав на выставке, Ricoh показала и цветную новинку — объявленную летом ЦПМ Ricoh Pro C751XE со скоростью печати 75 стр./мин в цветном и монохромном режимах. Разрешение до 1200в4800 dpi 

По одному-два аппарата начального и среднего класса были представлены от Canon, MGI («НИССА Центрум»), Ricoh и Toshiba (ГК «Терра Принт»). В наступающем году следует ожидать сюрпризов от Ricoh и MGI. Первая объявила о начале сотрудничества в России с «Гейдельберг-СНГ», вторая — фактически обрела второе дыхание, сменив партнёра в России на «НИССА Центрум» и выведя на рынок на смену MGI Meteor DP60Pro новую модель Meteor DP8700XL. Она была впервые показана в России и заинтересовала многих своими универсальными возможностями. Печатать можно по пластику до 400 мкм, на мелованных и дизайнерских марках бумаги до 350 г/м2, формат – до 330×1020 мм, скорость – до 4260 стр./ч. На выставке был подписан контракт на неё и систему выборочного лакирования MGI JetVarnish — они будут установлены в типографии «АМ Графикс». Решения средней производительности от Canon были представлены «лёгкой» ЦПМ Canon imageRUNNER ADVANCE 9060Pro со скоростью 60 стр./мин и доступной по цене 5-цветной ЦПМ Canon imagePRESS C1+ с 5-м прозрачным тонером. Внушает надежду на перспективы продвижения производительных ЦПМ от Canon и продажа обновлённой ЦПМ Canon imagePRESS C6010VP (постоянная скорость повышена до 61,7 стр. А4/мин, плотность до 325 г/м2). По информации «НИССА Центрум», машину приобрела «Люксор», специализирующаяся на коммерческой печати.

Асимметричный ответ Epson поставщикам систем непрерывной подачи чернил — Epson L800 за 10 тыс. рублей печатает со скоростью до 37 стр./мин чернилами из контейнеров на 70 млВ тяжёлом классе, где в последние годы фактически оставалось два игрока — Xerox и HP Indigo, грядут перемены. Если условной границей считать производительность 80 цветных стр./мин, здесь уже отметились Konica Minolta, установившая в типографии несколько bizhub PRESS C8000, и Ricoh — её 90-страничные ЦПМ были запущены в России ещё под маркой Infoprint.

«Ксерокс СНГ» на своём стенде показала сразу три «тяжёлых» ЦПМ, причём две впервые. Xerox iGen4 EXP — старшая модель в линейке со скоростью печати 110 стр./мин при формате до 364×660 мм. Прямо со стенда она нашла владельца — «Вишнёвый пирог» (Москва). Xerox DocuColor 8080 — результат усовершенствования линейки 8000. Скорость печати 80 стр./мин, разрешение 2400 dpi, автокалибровка и подстройка цветовоспроизведения с помощью встроенного спектрофотометра. Xerox совместно с «Интерюнити» заключили договор о поставке 8080 в московскую рекламно-производственную компанию полного цикла «Вест-Арт», объявлено о продаже ещё трёх машин. Показали и не раз представленную на отечественных выставках, но очень популярную ЦПМ Xerox Color 1000 — по информации «Ксерокс СНГ» продажи за год с небольшим достигли не менее 17 машин. Демонстрировался и другой бестселлер Xerox – «лёгкая» ЦПМ 700PRO.

HP Indigo не привезла новых моделей. Зато уже отлаженные HP Indigo 5500 и 3550 были проданы со стенда «НИССА Центрум»: первую купила Net-Print, а контракт на вторую заключил «Синий апельсин». Ещё одна 3550 уедет в X-Print (Санкт-Петербург).

Увы, нового оборудования Xeikon и Kodak NexPress на российских выставках и в типографиях мы не видели уже давно. Хотя обложка выставочного номера Publish, отпечатанная на Kodak NexPress с опцией рельефного тонера, доказала — у этих ЦПМ есть потенциал. Другие образцы печати демонстрировались на стенде Kodak.

За RZ 1070 не угнаться — его 180 стр./мин рекордны для односторонних цифровых дупликаторовПредставительство в монохромном секторе было небольшим, причём почти все решения уже показывались ранее. Дебютант выставки Ricoh представила 90-страничную Pro 907EX, Konica Minolta — bizhub PRO 1051, «Ксерокс СНГ» — Xerox Nuvera 144 EA и Xerox 4127 EPS, «Линко» — 95-страничную Xerox WCP 4595, «НИССА Центрум» — самую быструю в мире листовую 314-страничную Oce VarioPrint 6000 Ultra.

Листовые струйные системы | Они стоят особняком на фоне электрографической техники. После ухода HP в секторе до последнего времени оставались два игрока — RISO и Xerox. Хотя технологии в сериях RISO ComColor и Xerox ColorQube существенно отличаются (в первой жидкие чернила, во второй твёрдые), по целевой группе они очень близки. Речь идёт о скоростной печати с умеренными требованиями к качеству по более доступной цене, чем у тонерных машин. Такие аппараты нужны и полиграфистам, стремящимся выбирать оптимальные решения для выполнения разных типов заказов. Не случайно на выставке показали сразу три разных модели ComColor: две на стенде RISO, одну на стенде ГК «Терра Принт». Два аппарата ColorQube были на стендах «Ксерокс СНГ» и «Линко».

Впрочем, у таких решений уже есть и более доступные конкуренты в формате А4. Lomond, покрыв свой EvoJet Office настоящим сусальным золотом, явно намекает на курицу, несущую золотые яйца. Настольный струйный принтер на базе технологии Memjet (для большинства специалистов она всё ещё остаётся своеобразной «тёмной лошадкой») с неподвижными печатающими головками выдаёт до 60 стр./мин. Дешёвую струйную печать предлагает и Epson — её новые модели, исполненные по традиционной схеме с подвижной кареткой, фактически снабжены собственными системами непрерывной подачи чернил — с ёмкостями объёмом по 70 мл. Заявлена себестоимость ч/б отпечатка на офисной бумаге – 7 коп., цветного – 20 коп., фотоотпечатка 10×15 (без учёта бумаги) – 1,5 руб.

Konica Minolta впервые представила в России многофункциональные электрофотографические инженерные широкоформатные аппараты KIP. Пока — монохромные KIP 700M и KIP 7100. Кроме печати, они поддерживают цветное сканирование и копирование на другой плоттер. Вассортименте KIP есть и цветные аппараты, интересные для салонов оперативной полиграфииЦифровые дупликаторы | Развитие продолжается в разных направлениях: растёт формат (будем надеяться) и красочность, производительность, снижается стоимость моделей начального уровня, а высокопроизводительные аппараты по удобству и функционалу приближаются к офисным МФУ.

Многие «газетчики» спят и видят, когда RISO наконец выпустит коммерческую версию Riso Mobile Newspaper Printer формата А2, прототип которого был представлен на Ipex-2010. По нашим данным, проект всё ещё имеет шансы на успешное завершение. А пока нам показали две новых модели. RZ 1070 — самый быстрый в мире односторонний дупликатор, который печатает оттиски А3 со скоростью 180 стр./мин! Он заменил RZ970, среди усовершенствований — печать без компьютерного интерфейса, напрямую с флэш-памяти. Расширены сетевые функции — добавлена защита заданий на печать с помощью PIN, фиксируется вся информация по использованию аппарата.

Выпущена новая модификация двухкрасочного ризографа MZ 1070 — это единственный в мире двухкрасочный ризограф, который наносит одновременно два цвета на оттиск А3 со скоростью 150 стр./мин. Расширены функции драйвера по цветоделению, добавлены аналогичные RZ1070 возможности по использованию в сети.

«НИССА Дистрибуция» представила модель формата А3 Duplo DP U850 Ultra HDi со скоростью до 150 стр./мин и разрешением 600 dpi. Показали и один из самых доступных аппаратов — Duplo A100 формата А4 со скоростью до 90 стр./мин и протяжным сканером.

Фактически, на рынке дупликторов осталось три производителя. Ricoh (третий) привёз Priport DX4640PD. Он печатает до 240 стр./мин на двух сторонах листа А4. Аппарат показывали в сочетании с опциональной подачей ёмкостью до 3000 л — Priport LS 3000 R.

Широкоформатная печать

Особняком стоит единственный пока принтер на водных чернилах с белым цветом — Epson WT7900. На выставке демонстрировались отпечатки на прозрачных и металлизированных плёнках. Весьма привлекательное решение в качестве доступной цифровой цветопробы для флексотипографийГлавная выставка для всех, кто специализируется на широкоформатной печати, состоялась за неделю до «ПолиграфИнтер». Мы не будем повторяться, уделив внимание решениям, которых не было на «Реклама-2011».

Принтеры на водных чернилах, отсутствовавшие на «Рекламе», были представлены моделями двух из трёх основных производителей — HP и Epson. В типографии и репроцентры такие принтеры обычно попадают в составе цветопробных комплексов. После внедрения решений со встроенными спектрофотометрами, подобных Epson Stylus Pro 7890 или HP DeisgnJet Z6200, настройка цветопередачи стала ещё проще, а результаты — надёжнее. Тем не менее, никто не отменял применения широкоформатных принтеров для малых тиражей коммерческой продукции. Особенно если в паузах между выводом цветопроб эти замечательные аппараты простаивают.

На стендах HP, «ВэМаТек», «Зартак», «Канудос», «Русском-ПраймТех», «СайнАрт», «Смарт-Т» были латексные, сольвентные, сублимационные, экосольвентные и УФ-принтеры. Среди них наиболее актуальны УФ-модели, особенно малоформатные Mimaki и Roland, которые активно осваиваются производителями сувениров. У решений двух японских производителей есть и более доступные альтернативы, например, DirectJet 1324 на стенде «Канудос» форматом 330×609 мм печатает по материалам толщиной до 15 см. Трафаретным типографиям, ещё не приобщившимся к «цифре», имеет смысл задуматься: время уходит, а с ним — и существующие клиенты, уже попробовавшие новые возможности у конкурентов.

Всё активнее и предложение печати малотиражной и персонализированной упаковки на планшетных УФ-моделях — по мере роста инсталлированной базы ширится производство чернил и постепенно снижаются цены на них. Однако для производства упаковки обязательна и цифровая послепечать — промышленный планшетный режущий плоттер в сочетании с УФ-принтером Durst Rho 750S показала «СайнАрт». А планшетные и рулонные режущие плоттеры меньшего формата — «ВИП Системы», «ВэМаТек», «Зартак», «Канудос» и «Русском-ПраймТех».


Несекретные рецепты «Вишнёвого пирога»

Фото на фоне Наверное, чтобы за 6 лет с нуля вырасти в одну из крупнейших московских оперативных типографий, нужно знать что-то такое, чего не знают другие. Рецепты успеха мы пытались выяснить у основателя оперативной типографии «Вишнёвый пирог» Евгения Тимощенко. Он, как и любой уважающий себя повар, сокровенных тайн не раскрыл, но намекнул — надо много работать, подбирать любящий своё дело персонал, постоянно пробовать новое и заботиться о клиентах.

О названии | Хотелось чего-то яркого, красивого и нестандартного. Без набивших оскомину слов «принт», «полиграфия», «пресс» и «CMYK» в названии. Придумал, мне понравилось, а потом убедил коллег, как это здорово — работать в типографии с таким «вкусным» и запоминающимся именем.

Начало | 26 сентября 2006 г. подписали договор на поставку комплекса оборудования. Печать — Xerox DC 250, послепечать — ручные биговка, перфоратор и степлер, хороший электрический резак Ideal 6595, который работает до сих пор. Чуть раньше купили обычный офисный чёрно-белый принтер. С этим и начали работать в секторе коммерческой полиграфии — от визиток до буклетов. Вскоре купили КБС и добавили к ассортименту книги и журналы.

Бумага | С самого начала сделали ставку на обычные полиграфические сорта — легче купить, доступнее цена, привычный заказчикам ассортимент. Минус — поставщики цифровой печатной техники не всегда одобряют такую бумагу, особенно для «маленьких» машин. Бывают трения с техподдержкой.

О пользе хобби | Увлекаюсь автомодельным спортом, журнал о нём выпускаю. От таких занятий — огромная польза, в том числе для основной работы. У нас толком не настроенная ниткошвейная машина стояла без дела 4 года. Появились заказы на твёрдый переплёт — вспомнили о ней. Один за другим два инженера из компаний-поставщиков (один – опытный, другой – с пониманием) промучились и не сумели запустить. Последний натолкнул меня на мысль разобраться самому. Посидел пару ночей с документацией, приложил понимание точной механики, сам отмыл почти засахарившуюся смазку — машинка заработала, шьёт.

Выросли на «цифре» | По мере роста объёмов покупали более производительную технику и снижали себестоимость печати. Для ч/б печати после двух офисных принтеров выбрали первую производительную модель Xerox 4112. За два года на ней напечатали 11 млн отт.! Машин с таким «пробегом» в России нет до сих пор. Далее была Nuvera 144, а вскоре к ней присоединится Nuvera 288.

Параллельно развивали цветную печать: уже через год после основания купили Xerox DC7000 — самую современную на тот момент ЦПМ. Весь следующий год очень старались, чтобы её загрузить.

Набрав объёмы, решились на расширение — в феврале 2011 г. у нас заработала HP Indigo 3550. На мой взгляд, по совокупности характеристик и цены это очень серьёзный раздражитель для конкурентов. Однозначно выигрывает у тонерных машин на многих заказах, где нужна особая послепечатная отделка (например, ламинация и вырубка).

А к концу лета мы осознали — объёмы печати выросли за полгода вдвое. И при поломке или профилактике одной из двух ЦПМ рискуем подвести заказчиков. Сперва хотели приобрести ещё одну машину с твёрдым тонером, как резерв. Рассматривали много вариантов, были даже мысли расшириться за счёт 5-красочного офсета (но для этого не хватит площадей, да и «цифра» нам ближе). Изучили всё представленное на «ПолиграфИнтер-2011». Выбор пал на Xerox iGen4 EXP с опцией матового тонера — первой такой в России. В плюсах — новые увеличенный формат (позволяет печатать недоступные ранее шестиполосные буклеты, папки и т. п.) и ассортимент материалов (вплоть до толстенных картонов — будем развивать тему малотиражной упаковки), отличное качество печати (лучше всего того, что мы видели от Xerox раньше). Но, конечно, получился не резерв, а расширение мощностей за счёт ещё более производительной ЦПМ и увеличение ассортимента продукции. Установили и запустили очень быстро — 21 октября, заканчиваем обучение персонала, постепенно привыкаем к особенностям машины. Только вот «горячий» сезон в этом году что-то запаздывает…

Офсет, трафарет, послепечать и диверсификация | В своё время стали одной из первых цифровых типографий с собственным тигельным высечным прессом. Это оказалось хорошим ходом — освоили малотиражную упаковку, диджипаки для дисков, конверты, папки и т. п. Купили комплект шёлкотрафаретного оборудования, нашли хорошего специалиста — и участок заработал, появились новые возможности. Печатали только трафаретом, освоили гибридные продукты — совмещали цифровую и трафаретную печать. Начав с дешёвого китайского пресса, освоили тиснение фольгой. Оказалось, что заказчик ценит сложные работы и готов за них платить. Это гораздо интереснее и для нас…

Ещё позже у нас появился двухкрасочный офсет формата А2, мы стали лучше понимать этот рынок. Работать на нём можно, только нужно найти свою нишу. Нормальных специализированных типографий очень мало. И у них всё в порядке.

О кооперации | Я сторонник кооперации, когда заказывают у меня. Случаи, когда мы подвели по срокам, можно посчитать на пальцах. А сами заказы на сторону стараемся не размещать. Только если не можем сделать это технически. Слишком много проблем.

Книжно-журнальный рынок | Большинство книжных издательств очень консервативны. Ты можешь им долго объяснять по телефону достоинства «цифры» (отсутствие затрат на склад, возвратов и т.п.) и разные варианты её использования (пробные и малые тиражи, посттиражи). А в конце разговора тебя почти непременно попросят… посчитать печать 15-тысячного тиража. В итоге мы работаем с молодыми или очень активными издательствами, ставящими себе амбициозные цели, ищущими новые пути. Среди положительных примеров — отличное издательство Nota Bene, выпускающее много названий малотиражных журналов. Начинали мы с круглых цифр тиражей — издательство просто сменило типографию. Но вскоре нам стали заказывать с точностью до двух экземпляров (так удобнее для нас — печатаем двойниками). Ни одного лишнего — сколько заказано. Плюс — запустили программу допечатки. Все электронные макеты клиентов с момента начала работы хранятся у нас.

Прибыль и конкуренция | Если тщательно посчитать перспективы новой компании на полиграфическом рынке, то они будут или отрицательными, или нулевыми. С учётом изменения стоимости денег окажется, что выгоднее просто положить их в банк, а не связываться с таким бизнесом. У нас просто подобрался коллектив, которому было интересно заниматься полиграфией, производить продукты и услуги, нужные заказчикам. И всё сложилось…

Адекватных типографий, ориентированных на клиента, на рынке мало. Если трезво оценить конкуренцию, могу точно сказать — место есть. И есть куда развиваться!


Одинокая рулонная желает…

Хотелось бы иметь в обзоре выставки раздел «Рулонные ЦПМ», но единственный замеченный на стендах представитель этого класса — струйная этикеточная система Own-X SpeedStar 3000 на базе технологии Memjet, показанная ГК «Терра-Принт», а ранее — «засвеченная» на выставке «Росупак». Первые владельцы уже осваивают технологию — в ноября ГК «Терра-Принт» сообщила об инсталляции SpeedStar 3000 в «СанТехГрупп». Фирма не полиграфическая, а производственная — с помощью недорогого решения печать этикеток для своей продукции реализовали на собственной базе. Ещё более важное событие в этикеточном секторе — первая инсталляция EFI Jetrion в «Азимут» (Ярославль), осуществлённая летом Variant. Многолетняя гегемония HP Indigo на цифровые этикеточные ЦПМ в России нарушена.

На пресс-конференции Kodak много говорилось о перспективах рулонных ЦПМ Prosper. Количество инсталляций компания не раскрывает, но многозначительно намекает, что их гораздо больше, чем предполагают журналисты и конкуренты. В стадии активной проработки первый проект в России. Одновременно Kodak развивает линейку Versamark.

На стенде «Ксерокс СНГ» распространяли брошюру и показывали образцы печати новой твёрдочернильной ЦПМ Xerox CiPress 500, обеспечивающей высокопроизводительную печать стабильно высокого качества на недорогих материалах.

2011 г. не стал годом роста инсталляций струйных рулонных машин в России, но фундамент заложен. Скорее всего, до конца года заработает ещё одна система от Oce. Готовятся первые инсталляции решений от Screen.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Что вы чувствуете?

Обычно я всем рассказываю, что большая часть моей работы — это посещение различных предприятий полиграфической и смежных с нею отраслей.

Очень тонкая грань

Что такое печатное искусство, тиражная графика, printmaking?

Тренды брендинга 2024: что нового и почему?

Тренды — социально-психологическое явление в чистом виде. Они отражают происходящее и очень сильно зависят от контекста, который провоцирует то или иное поведение и потребности большинства людей. Грамотный менеджмент и маркетинг заключаются в правильном считывании этой ситуации и реагировании на неё — так мы получаем возможности.

Что делать, когда нечего делать?

Последние несколько лет меня удивляет нытьё некоторых коллег на недостаточную загрузку их типографий. У меня и в некоторых знакомых мне типографиях уже лет пять — ровно обратные проблемы: очередь из заказов на несколько месяцев вперёд. На моём рынке нет больших прибылей, но явно есть свободное место и неудовлетворённый спрос.



Новый номер

Тема номера: Текстильная печать: итоги, тренды, планы. Женский взгляд на цвет. GO!Digital WJ-640S. ARK-JET UV 2942. DRUPA 2024. О людях-барометрах и кадровых проблемах. Пути листового офсета. «Притяжение» будет. Широкоформатная печать. ПРОДЭКСПО 2024.



Как сегодня привлекать и удерживать персонал?
    Проголосовало: 109