Производитель: Adobe Systems
Оценка: 5/5
Заключение: первая версия знакомой программы в рамках облачного предложения Adobe предоставляет множество доработок, чрезвычайно полезных к каждодневной работе. Ложка дёгтя — официальный перевод справки настолько оставляет желать лучшего, что коллегам из Adobe нужно немедленно нанять другого исполнителя этой работы.
Цена: 599 руб. в месяц (подписка на одно приложение), 1500 руб./мес (в составе подписки на Adobe Creative Cloud), обновление — 899 руб./мес (за первый год, в составе подписки на Adobe Creative Cloud для пользователей CS3 и более поздних).
Лирическое отступление про wow-эффект
Говорят, что детство — это когда твой кот старше тебя. Кто бы мог подумать в середине 80-х, что придут времена, когда Adobe Illustrator будут использовать дизайнеры младше самой программы. Прошло много лет, но программа, написанная сооснователем Adobe для свой жены, по-прежнему актуальна. Она остаётся, как и в 80-х, индустриальным стандартом и меняется в соответствии со временем. У котов — год за семь, в технологической области даже поболе будет. В прошлом — проморолики Illustrator на кассетах VHS и коробочные версии, а теперь — аренда электронных лицензий. И даже негде взять фото коробки для украшения обзора — её нет. История Creative Suite подошла к концу, и хотя всё ещё можно купить «навсегда» пакеты и приложения CS6, через год-два эти версии мало кому будут интересны, а обновлений в них уже не будет. И вот, сделав виток, спираль развития вернулась к старому подходу: довели до логической завершённости новую версию Illustrator — её снова выпускают без увязки с обновлением других программ. Довели ума новый Photoshop — выпускают, довели до ума… хм, мало что сохранилось от времен до CS, но идея вернулась. Только ритм совершенно иной — от раза в месяц до раза в квартал. Графика — пореже, видео почаще, веб — вообще с бешеной частотой. С этим уходит время «больших версий» — «большой» релиз версий CC в июне был нужен больше в качестве «точки невозврата», чтобы обозначить конец эпохи CS.
В период продвижения пакетов CS команды разработки занимались «синхронным плаванием» — пытались завершить всё одновременно. Что-то дописали, что-то не успели, но новая версия должна была выпускаться каждые полтора года. И вот уже топ-менеджеры Adobe перед камерами в Сан-Франциско призывают купить очередной революционный CS. Такой подход заставлял придумывать для каждой версии каждой программы пакета какую-нибудь wow-функцию, далеко не всегда нужную, но выгодно смотрящуюся на презентации. Пользователи чесали в затылке: нужен ли им очередной Live Color (а кто теперь помнит, что это)? И если слишком многие решали, что нет, то несколько лет работы без достаточной финансовой отдачи делали прореху в бюджете Adobe, влияя на дальнейшие разработки. А после CS5 ещё цикл разработки уменьшился до года…
Получалось, что разработчикам приходилось ещё более заниматься wow-эффектами, а воплощение действительно полезных, хотя и не столь впечатляющих функций становилось довеском к «шоу-бизнесу». У старого метода «выкатывания» версий был ещё один недостаток. Некая функция создавалась и… ждала выхода в какой-либо из следующих версий. Между разработкой и массовым внедрением могло проходить до пары лет. В наше время стремительного развития технологий это непозволительно большой срок.
Факты в лицо
Итак, ключевая идея Creative Cloud проста: сделали новую или доработали существующую функцию — сразу выпускают в свет. Это позволяет доводить функции до ума как надо и быстрее реагировать на ситуацию. Мало того, метод распространения программ по подписке и включение в них всё большего количества функций, завязанных на веб-сервисы, препятствует пиратскому распространению взломанных версий. К тому же у пиратов нет доступа к множесту полезных онлайн-сервисов: синхронизация файлов, Typekit, Behance, DPS SE, Business Catalyst, PhoneGap и др. А чем больше покупают, тем меньше может быть цена для каждого. Меньше цена — решают перейти на легальную версию ещё больше людей. Цена снижается снова. Во всяком случае, так обещают в Adobe.
К моменту написания этих строк число платных подписчиков Creative Cloud достигло миллиона, из них около трети — это люди, никогда ранее не бывшие официальными клиентами Adobe. Кто эти новички? Нетрудно догадаться, что большинство — бывшие «приватиры» и «торрентстьеры». Теперь посмотрим, что на этот раз «британская администрация» в лице Adobe предложила Генри Моргану и его коллегам, чтобы они, наконец, оставили свои прежние привычки.
Работа с текстом
Инструмент Touch Type | Будущее: все в униформе из латекса, летающие автомобили и сенсорные интерфейсы. Текстовый инструмент Touch Type — из будущего. Он позволяет, не конвертируя текст в кривые, выделять и манипулировать отдельными буквами: изменять дизайн и размеры, вращать. Особенно естественно это получается, если у вас есть планшет Wacom или компьютер с сенсорным экраном. Adobe, к слову, демонстрировала инструмент Touch Type именно на сенсорном экране. Срочно бегите шить костюм из латекса — сенсорные интерфейсы для профессиональных графических редакторов на подходе.
Улучшения в работе со списком шрифтов | Теперь, если начинать набирать имя шрифта в панели Character и контекстно-зависимой верхней панели, программа показывает не шрифты, начинающиеся со вводимого фрагмента. Отображаться будут все шрифты, в составе имён которых присутствует набираемый фрагмент. А если вам не понравится эта функция, можно переключиться на старый способ.
На «маках» теперь, как раньше на Windows, можно поставить курсор в поле имени шрифта и пролистывать список стрелками курсора.
Начертания одного шрифта теперь сгруппированы под стрелкой, как объекты в слоях.
Ещё пара полезных улучшений | Наконец-то появилась возможность штатными средствами конвертировать строчный текст (Point Type) в рамочный (Area Type) и наоборот. Не нужно идти на поклон программисту, чтобы тот написал или адаптировал скрипт. Всего-то достаточно нажать на «рычаг», висящий справа от каждого текстового объекта.
Пользователям Illustrator (большинство из которых одновременно работают с InDesign) известно, что в ведущей программе вёрстки в режиме редакции текста можно быстро перейти на инструмент «Рука» нажатием кнопки
Инструменты для сенсорных интерфейсов
Переработан инструмент Free Transform. При его выборе появляется всплывающая панель с вариантами трансформаций. Всё это и раньше можно было делать с Free Transform с помощью альтернативных клавиш (
Кроме того, на тачпаде вашего портативного компьютера можно использовать жесты изменения масштаба изображения и прокрутки. В режиме редакции страниц двумя пальцами можно вращать их на 90°. По крайней мере на MacBook Pro это работает. Заявлена и поддержка планшетов на Windows.
Кисти
Автоматическое создание угловых стыков | Расчёт углов рамок, оформляемых с помощью Pattern Brush, всегда был непростой задачей. Но теперь это в прошлом — Illustrator CC научился рассчитывать углы автоматически. К услугам благодарных дизайнеров — четыре способа автоматической генерации углов, а также (специально для поклонников «механики») — старый метод использования для оформления угла заранее заготовленной графики.
Растровые картинки как составляющие кистей | В качестве исходных элементов при создании кистей в Illustrator CC можно использовать не только векторные элементы, но и растровые изображения. Это работает с теми типами кистей, которые требуют создания исходных объектов заранее: кисти типа Art, Scatter и Pattern.
Управление изображениями
Общее направление развития можно обозначить так: поскольку в последних версиях стали развивать многостраничность, она требует более мощных инструментов управления импортированными изображениями — в стиле InDesign.
Импорт нескольких файлов | Наконец можно импортировать несколько изображений одновременно. В диалоговом окне Place программа позволяет, удерживая
Справедливости ради нужно отметить, что описываемые далее функции работы с импортированными файлами появились ещё в CS6, но оказались доступны только счастливым обладателям подписки на Creative Cloud.
Упаковка проектов | Наконец функция Package пришла в Illustrator. С помощью этой операции пользователь может собрать (скопировать) все используемые внешние картинки и шрифты в одну папку.
Извлечение внедрённых изображений | Все знают, что встраивать (embed) изображения в проект Illustrator плохо. Они значительно утяжеляют файл, теряется возможность редактирования таких изображений во внешних программах. Впрочем, с невстроенными картинками файл всё равно сильно утяжеляется, и часто ровно настолько же. Формат AI — это PDF с некоторыми дополнениями, а в PDF изображения должны быть встроены. Поэтому невстроенные картинки всё равно включаются в файл при сохранении, просто «живут» с оглядкой на внешний исходник и его обновления. Чтобы по-настоящему выиграть в размере со внешними картинками, при сохранении AI надо отключать галочку «PDF сompatibility», тогда это будет «прежний» файл AI без встроенных копий картинок. Зато их легко извлечь в Acrobat при недоступных исходниках и снова привязать к файлу. Добавленная функция, опять же, напоминает свой аналог в InDesign — команда Embed меняется на Unembed. Однако, в отличие от InDesign, Illustrator не извлекает оригинальный файл (с его именем) из проекта, но сохраняет внедрённую растровую графику в PSD- или TIFF-форматах — по выбору пользователя.
Усовершенствованная панель Links | Панель управления связями — импортированной графикой — получила дополнительную область внизу со сведениями о связях. Хотя настроить её нельзя (в отличие от InDesign), она всё равно очень полезна. В палитре Links отображаются, кроме прочего: формат, цветовое пространство, местоположение файла на диске с возможностью быстрого доступа к нему в проводнике операционной системы, разрешение, информация о масштабе и прозрачности.
Улучшенное диалоговое окно работы с файлами на Windows | В диалоговых окнах Open, Save, Save As, Place, Export и ряде других появился немедленный доступ к избранному и панель предварительного просмотра файла. Эта доработка появилась уже в Illustrator CC, в версии Windows приблизив перечисленные диалоговые окна по функциональности к своим аналогам на OS X.
Веб-дизайнерам
CSS Properties | Эта новая панель генеририрует CSS-код выбранных объектов. Вы просто выбираете объект, а CSS Properties показывает и позволяет скопировать его CSS-код. Например, вы создали объект (нужно обязательно поименовать его в палитре Layers) — получите его в CSS с указанием цвета, контура (с типом, толщиной и цветом), размера, координат и ряда других функций. Причём код адаптирован под все ведущие браузеры персонально. Понятно, что не все параметры, имеющиеся в Illustrator, переводятся в CSS, но это только начало. Это работает только для объектов с динамическим оформлением — «живыми» обводками; эффектами, применёнными через graphic styles, appearance и т. п. С объекта, прошедшего Expand, большинство свойств (кроме цвета и ещё пары-тройки) скопировать не удастся — их у них просто нет.
Нетрудно догадаться, что это работает и с текстом. Пока только на уровне Character Styles, а Adobe рекомендует сохранять заранее дизайн текста в символьных стилях — прежде всего для именования таковых для CSS.
Код может быть скопирован для отдельных объектов и экспортирован для всех выбранных. Это могут быть все объекты на странице. В палитре присутствует функция экспорта кода.
Экспорт графических стилей в SVG | Был улучшен экспорт в формат SVG. Программа научилась внедрять SVG-описания в код CSS, используя также графические стили Illustrator, включая, как опцию, неиспользуемые, т. е. неприсвоенные ни к каким объектам. Копирование в буфер обмена теперь по умолчанию тоже идёт в SVG, поэтому можно скопированный из AI объект просто вставить в HTML-код командой Paste.
Цвет
Kuler | Палитра, реализованная в Illustrator ещё в версии CS3, существенно доработана. Изначально в Adobe пытались вокруг сайта kuler.adobe.com создать что-то вроде социальной сети, в которой пользователи создают и загружают свои палитры цветов и все их могут использовать. Вопрос, насколько это полезно, остаётся открытым, но сейчас Kuler получил дополнительный, бесспорно полезный функционал. Дизайнер может скачать бесплатную программу для iPhone (так и называется — Adobe Kuler), ввести в неё свой Adobe ID, на который зарегистрирован Illustrator CC. Kuler for iPhone — это фотоприложение. Вы наводите камеру на какой-либо вид, а Kuler for iPhone вычленяет из видимой камерой картинки пять цветов. Выборка меняется на лету по мере того, как вы водите камерой из стороны в сторону. Как только вы решили, что палитра достаточно интересна для ваших целей, решительным движением её сохраняете, и она немедленно (!) отправляется в ваше персональное облако Adobe. Далее вы переходите в Illustrator CC, открываете палитру Kuler (доступ к ней теперь есть и в палитре Swatches), обновляете специальной кнопкой содержимое и получаете в своё распоряжение свежий набор цветов!
Суть проблемы, решение которой предлагает Kuler, заключается в том, что у более-менее здоровых дизайнеров (как и у других людей) есть склонность повторяться — подсознательное желание использовать ранее найденные решения: комбинации цветов, шрифты, приёмы оформления. Улучшенный Kuler позволяет разорвать этот заколдованный круг и легко находить новые цветовые решения.
Запечатывание | В диалоговом окне File • Document Setup добавлена новая функция Discard White Overprint in Output, позволяющая на выводе игнорировать параметр overprint (надпечатка), присвоенный белым объектам. Иначе они просто пропадут на отпечатке.
Поиск цвета | В меню палитры Swatches ещё с прошлого века существовала возможность Show Find Field. Будучи включенной, она давала возможность искать по именам цветов. В CC её возможности стали более интеллектуальными. Теперь в поле Find Field можно вводить части имен образцов цвета, причём не обязательно начальные части, а программа будет показывать в палитре только соответствующие запросу образцы. Также можно искать по числовым параметрам цвета в стиле m=37 — образцы, включающие цвет Magenta 37%. Аналогичным образом работает и поисковое поле в Color Picker.
Эмуляция цветоделения | В палитре Separations Preview в Illustrator CC появилась новая возможность Show Used Spot Colors Only, которая позволяет показать только используемые в работе смесевые цвета.
Разное
Улучшения в работе направляющих | Реализовано прилипание к рискам линейки. Если передвигать линейку, удерживая
Чтобы создать направляющую, достаточно сделать двойной щелчок по линейке. Удерживая
Улучшения в работе с сеткой перспективы | Это немало раздражало: случайно нажимаешь
Расширенная поддержка AutoCAD | Улучшена поддержка формата AutoCAD. Программа научилась импортировать и экспортировать дополнительные форматы программы AutoCAD.
Поддержка Behance Network | Пользователи Illustrator получили возможность прямо из программы размещать свою работу в своём аккаунте в социальной сети Behance. Behance Network — одна из ведущих в мире социальных сетей для дизайнеров и иллюстраторов, была некоторое время назад приобретена Adobe и интегрирована в Adobe Creative Cloud. Имея подписку на Creative Cloud, вы можете не только подписаться на обновления и публикации своих кумиров, но и посылать в неё свои работы (включая незаконченные с пометкой In Progress), чтобы, например, получить комментарии коллег и авторитетов. Из всё расширяющегося списка программ Adobe, среди которых, кроме Illustrator, с сетью связан также Photoshop и недавно присоединившийся InDesign. Подписчик Creative Cloud автоматически получает платный аккаунт на Behance Network с расширенными возможностями, включая главную — публикацию сайта с персональным портфолио ProSite.
Голова в облаках
Illustrator CC среди ряда других программ пакета получил возможность сохранять свои настройки в облаке. Таким образом дизайнер может легко синхронизировать настройки, например, между своим настольным и портативным компьютером. Или так: вы пришли работать в новую студию дизайна, студия вам дает компьютер и доступ к своему корпоративному облаку (Creative Cloud for Teams). Студия сама оплачивает подписку, но привязывает её к вашему персональному Adobe ID, которым вы пользовались все последние годы. Вы вводите свой Adobe ID на студийной машине и получаете все свои настройки. Проходит несколько лет, и вы решаете стать успешным фрилансером. Отпуская вас, студия отключает ваш Adobe ID от своего облака и отдает его только что нанятому перспективному дизайнеру. Вы же заказываете подписку на свой собственный Creative Cloud на свой Adobe ID и получаете все свои настройки всех программ; файлы, сохранённые в облаке; возможность хостинга до пяти сайтов, сделанных в Adobe Muse; возможность создавать программы для мобильных устройств с помощью PhoneGap и Adobe DPS; сотни качественных шрифтов и ещё массу других благ, предоставляемых в рамках Adobe Creative Cloud. Хорошо!
Об авторе: Алексей Клецель (www.kletsel.com, alexey@kletsel.com), сертифицированный эксперт и инструктор по Adobe Illustrator, InDesign и DPS, г. Холон, Израиль.