За потребителя ведется серьёзная борьба. У потенциального покупателя широкий выбор товаров — продуктов питания, журналов и пр. В этой ситуации решающим аргументом для принятия решения о покупке может быть особенно привлекательная упаковка, обложка или переплёт.
Металлики — одно из главных средств привлечения внимания покупателя. Менеджер направления полиграфии ECKART-Effect Pigments Нейл Херш сообщил, что металлические эффекты по-прежнему играют важную роль на полиграфическом рынке.
«В прошлом году металлики, в целом, использовались очень широко, хотя к концу года действительно был небольшой спад, — добавил Херш. — Очень активны сегменты упаковочной и этикеточной полиграфии — у них большой потенциал роста, тогда как в коммерческом и издательском сегментах дела идут не так хорошо».
Глобальный продакт-менеджер направления пигментов с эффектами Sun Chemical Performance Pigments Аарон Хольман отметил позитивный рост на рынке металлических пигментов в полиграфии в первой половине 2013 г.
«Следует отметить, что в Европе из-за экономического спада спрос на металлики снизился, тогда как в Соединенных Штатах, Латинской Америке и Азии он, напротив, возрос, — добавил Хольман. — Sun Chemical — ведущий глобальный производитель пигментов, и мы уверены, что компания справится с глобальными экономическими изменениями. Думаем, что в 2014 г. нас ждёт дальнейший рост рынка металлических пигментов».
С приобретением в июне 2012 г. компании Benda-Lutz, Sun Chemical значительно расширила свой ассортимент продукции с металлическими эффектами, предназначенной для рынков красок, лакокрасочных материалов, пластмасс и других.
«Благодаря присоединению Benda-Lutz, в добавление к существующему заводу по производству алюминиевых пигментов в Китае, Sun Chemical получила в свое распоряжение производственные мощности в Австрии, Польше, России и США, — заявил господин Хольман. — Benda-Lutz занимается производством высококачественных пигментов с металлическим эффектом уже более 100 лет. Мы собираемся использовать накопленный ими опыт и знания для предоставления нашим клиентам инновационной и качественной продукции и высокого уровня обслуживания».
Хольман сообщил, что недавно Sun Chemical представила на рынке металлические пигменты для полиграфии под брендом Benda-Lutz. В него входят высококачественные крупнозернистые пигменты для офсета, алюминиевые дисперсии и концентраты для флексографии и глубокой печати, стабилизированные алюминиевые пудры для УФ-печати и новые металлические пигменты для красок на водной основе.
Менеджер по маркетингу пигментов и красителей подразделения Dispersions & Pigments североамериканского отделения BASF Мария Джанобиле считает, что рынок металликов был довольно устойчивым в 2012 г., а наилучшие результаты показал сегмент упаковки.
«Мы видим большие возможности роста в сфере УФ-печати, флексографии и трафаретной печати, — продолжает она, — это выразится в спросе на этикетки для напитков, гибкую упаковку, этикетки, отпечатанные на узкорулонных машинах и термоусадочные».
Херш отметил, что владельцы брендов очень заинтересованы в том, чтобы их продукция была заметна на полках с товарами.
«Металлические эффекты на этикетках (самоклеющихся, с водорастворимым клеем, круговых и термоусадочных) или на упаковке (на складывающихся картонных коробках, упаковке из эластичной пленки, на пакетах) товара привлекают внимание потребителя, и такой товар вызывает желание его купить, — сказал Херш. — Существует возможность расширить рынок металлических эффектов в полиграфии, особенно в качестве интересной в плане экономии и экологии альтернативы тиснению фольгой или на металлизированных материалах».
Сырьё
Сырьё для металликов, точнее, его наличие и цены на него, было в последние годы проблемой, особенно сложная ситуация сложилась с медью. Поставщики металлических пигментов отметили, что в прошлом году положение отчасти стабилизировалось. Так, Джанобиле заявила, что в BASF не видят никаких оснований для беспокойства по поводу цен на сырьё.
«На данный момент цены стабильно держатся на высоком уровне, — сообщил Хольман. — Конечно, мы учитываем и непредсказуемость глобальной экономической ситуации. Следовательно, мы продолжим мониторинг цен на ключевое сырье и нацелим наше производство на максимальную производительность и эффективное использование сырья».
«В прошедшие годы цены на металлики практически стабилизировались, и их доступность почти не является проблемой, — сказал Херш. — Но неопределённость на мировом рынке сохраняется, так что это может и измениться, учитывая возросшую динамичность и неустойчивость экономического и политического климата».
Проблемы с металликами
Использование металликов может оказаться сложной задачей для типографий, поэтому поставщики металлических пигментов и типографских красок работают над поиском решений, упрощающих жизнь полиграфистов.
«Металлические краски, в отличие от красок, изготовленных из традиционных органических и неорганических пигментов, имеют больший размер частиц, наносимых на запечатываемый материал, — заметил Херш. — Кроме того, для получения желаемого эффекта важна ориентация этих частиц. Поэтому очень важно, чтобы поставщики металликов объясняли пользователям, как достичь оптимального результата в плане блеска и укрывистости. По-прежнему чрезвычайно важен совместный с типографиями поиск наилучших вариантов химического состава красок и помощь им в освоении процесса применения металликов и его оптимизации».
В прошлом году ECKART-Effect Pigments разработала ряд продуктов, в т. ч. RotoStar UV FP66, серию УФ-красок для флексографии, которую можно использовать и для бумаги, и для плёнки. У неё значительно больший срок хранения, чем у существующих на рынке аналогов, кроме того, она даёт превосходный блеск и позволяет добиться большей, чем обычно, скорости печати. ECKART разработала также несколько новых продуктов для термоусадочных этикеток, в т. ч. RotoStar UV Shrink Silver FX68-41002 для УФ-флексографии и PlatinStar GX-2902 Silver для флексографских красок на основе растворителей и глубокой печати.
Для более жёстких европейских стандартов ECKART разработала серии офсетных красок FPG с низкой миграцией. В соответствии с GMP (Good Manufacturing Practices — «Правила организации производства и контроля качества продукции») и самыми строгими требованиями к миграции и во избежание загрязнения окружающей среды, они производятся на специально предназначенных для этого предприятиях. MetalStar Supereco 10 — серия красок для офсетной печати, не содержащих кобальта и минеральных масел, была также разработана в соответствии с требованиями к упаковке.
Как сообщил Херш, скоро появится серебряная краска NL для офсетной УФ-печати (NL UV offset silver), которую можно смешивать с органическими красителями и добавками для получения более чистых и ярких «металлических» цветов.
Хольман заявил, что основной технической проблемой печати с использованием растворителей является нахождение баланса между затратами и соблюдением функциональных требований для получения высококачественного металлического эффекта.
«Наши технологи постоянно работают над увеличением яркости металлического эффекта ассортимента высококачественных лентикулярных алюминиевых пигментов Benda-Lutz MAXAL, — сказал Хольман. — В то же время наши разработчики стремятся оптимально упростить процесс применения, технологию изготовления и функциональные требования к готовой краске».
«Основная проблема технологий водорастворимых красок и красок с УФ-отверждением — стабильность, — отметил Хольман. — Нашей последней разработкой в области стабилизации водорастворимых красителей стала Benda-Lutz Aquaral WS. На основе признанной серии Aquaral мы создали новое семейство продуктов с улучшенными оптическими характеристиками, улучшенной стабильностью и первоклассной совместимостью с широким диапазоном систем смешения водорастворимых красок.
Мы очень довольны своими достижениями в области замены металлизированной фольги, — продолжает Хольман. — Вакуумные металлизированные пигменты Benda-Lutz Splendal дают великолепную зеркальную поверхность и идеально подходят для такого применения. Есть новые продукты и для других сфер применения: для печати на упаковке или функциональных эффектов в барьерных покрытиях и печатной электронике. В последующие годы мы планируем продолжить работу в этих областях».
Джанобиле отметила, что для оптимальных результатов в полиграфии при разработке рецептур вакуумных металлизированных пигментов нужен большой опыт.
«Являясь поставщиками вакуумных металлизированных пигментов, мы оптимизировали обработку поверхностей и изучаем новые химикаты для пассивации. Мы ужесточили имеющуюся сертификацию контроля качества в процессе производства, — сказала г-жа Джанобиле. — Мы намерены создать лучшие продукты для полиграфии со стабильным качеством».
Джанобиле также сообщила, что последний продукт BASF — это Metasheen UV, суспензия вакуумного металлизированного пигмента, совместимая с УФ-системой, которую планируется выпустить в IV кв. 2013 г.
Ожидания на будущий год
Производители металлических пигментов говорят, что в будущем году они ожидают дальнейшего роста рынка металликов.
«Ожидается рост на рынке упаковки и увеличение интереса к металлизированным эффектам применительно к упаковке, следовательно, логично в 2013 г. ждать роста и на рынке металлических пигментов», — считает Джанобиле.
«Рынок металликов в начале года был довольно вялым, но запросы данных по ним и активность в реализации различных проектов по-прежнему очень обнадёживают, — сказал Херш. — Когда эти запросы и возможности начнут воплощаться в реальные продажи и коммерческие проекты, ситуация на рынке улучшится».
* Журнал InkWorld Magazine, июль 2013 г.