101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Лаки и краски: российский путь с восточным колоритом

  • Екатерина Смирнова
  • 24 января 2023 г.
  • 1668
Уход с рынка европейских поставщиков сказался не только на российском полиграфическом бизнесе, но и на производителях лакокрасочных материалов. Возникла жизненная необходимость переориентироваться в сторону азиатских поставщиков. О том, как это происходило, рассказал технолог полиграфического производства ГК «Tанзор» Владимир Непогодин.

Кто ваши новые поставщики? Как быстро удалось наладить работу?

Прежде всего, это компании из Китая, Индии и Турции. Уже к сентябрю мы завершили поиск альтернативных поставщиков офсетных масляных красок и металлизированных красок и различных лаков. Признаться, изначально предполагали, что будет гораздо сложнее. Но при этом порой были мысли, что можем и не найти полноценной замены европейским краскам. Сейчас работаем в полную силу, как до февральских событий. Это говорит о том, что у и типографий дела складываются неплохо. Вопреки всем прогнозам заказчики есть, производства работают, особых потерь за год не произошло. Уменьшение объёмов производства происходило в 2020 и 2021 годах, во время пандемии. Вот тогда мы отчётливо наблюдали, как типографии с круглосуточной работы переходили на односменный режим, поскольку значительно снижалось количество заказов. Начало 2022 года встретили без особой паники, готовыми к различным вариантам развития событий. А со второй половины года наблюдается рост производства, иногда у типографий настолько много заказов, что не хватает мощностей.

Владимир Непогодин

Где именно наблюдается рост?

Рост приходится на сегмент упаковки и этикетки. Это направление сейчас очень востребовано: оно росло и развивалось, несмотря на кризис и пандемию. Сначала, когда западные компании ушли, несколько снизились темпы роста. Но после того, как российский менеджмент взял в свои руки оставшиеся предприятия, он снова возобновился. Особо активно сейчас развивается сегмент упаковки для пищевой промышленности и ресторанного бизнеса: контейнеры для еды на вынос, одноразовая бумажная посуда.

Какая сейчас ситуация на рынке расходных материалов?

В целом компании нашли альтернативу и предлагают достаточно большой ассортимент материалов. Дефицит постепенно уходит. Конечно, рынок расходных материалов ещё долго будет лихорадить, поскольку много случайных поставщиков, которые что-то откуда-то привозят в контейнерах. Кроме того, многие компании сумели запастись краской и расходными материалами почти на год вперёд. Но что они будут делать дальше, когда запасы кончатся большой вопрос.

В лаборотатории «Танзор» выкраски производятся на небольших пробопечатных станках. Разные конструкции станков позволяют имитировать различные технологии нанесения: офсет, глубокую и флексографскую печать

Азиатские материалы — достойного уровня?

Есть разные мнения. Некоторые клиенты говорят, что они устали от китайских и корейских материалов и хотели бы вернуться обратно к знакомым, привычным расходникам. Дело в том, что азиатские материалы довольно разные по качеству. Из большого количества предлагаемых на рынке продуктов необходимо найти качественный. Например, есть краски, оставляющие на красочных валиках несмываемый в автоматическом режиме налёт. И печатнику приходится терять полсмены только на то, чтобы разобрать всю секцию и смыть валики вручную, для перехода, допустим, с цвета на цвет. Именно от таких материалов все и устали. Но здесь вопрос ещё и к поставщикам: им нужно более ответственно подбирать замены. Искать не просто краску, а именно хорошего качества.

А как понять — хорошая краска или нет?

Приходится тщательно тестировать. Сначала по техлистам получить представление о заявленных производителем свойствах. Затем взять тестовые партии и проверить краску на деле. Мы этим и занимаемся в наших лабораториях: исследуем её по печатно-техническим свойствам и колористике. Случается, что техлисты некоторых азиатских производителей имеют отдалённое отношение к той краске, для которой они составлены. Вне лаборатории этого никак не проверить. Азиатский рынок полиграфических материалов для России пока ещё малознаком и многие из них являются «котом в мешке». До введения санкций не было необходимости досконально изучать этот сектор рынка.

Краску заданного цвета и характеристик изготавливают на нескольких станциях смешения

Как выглядит рынок сейчас?

Рынок чётко делится на три группы. Первая — это те, кто в азиатскую сторону не смотрел и сейчас смотрит с недоверием. Ко второй относятся те, кто с удовольствием «пошёл на Восток» и покупает недорогие расходные материалы. Наконец третьи, сначала отказывались, но потом распробовали и даже остались довольны. Причём нельзя сказать, что первая группа — это исключительно крупные типографии, вторая — средние по объёмам производства, а третья — мелкие производства. Есть большие предприятия, которые с удовольствием работают с китайскими материалами, чаще всего у них сильная технологическая служба.

Вихри турбулентности ещё долго будут с нами. Рынок сейчас очень интересный, ведь на нем можно найти не только китайские, но иранские, и вьетнамские краски.

Интересная география. Разве можно было раньше встретить нашего полиграфиста в Иране или Вьетнаме?

Да, теперь они там нередкие гости. А мы, например, можем говорить о Малайзии. Несколько лет назад компания «Танзор» заключила лицензионное соглашение с малазийскими партнёрами на производство лаков. Это было сделано, чтобы они начали поставлять лаки на свой внутренний рынок. А сейчас к нам приехали малазийские лаки. И мы можем их поставлять, поскольку Малайзия — не санкционное направление. Формулы этих лаков полностью соответствуют действующим рецептурам компании «Танзор», технология производства контролируется нашими специалистами.

Отдельно хранятся выкраски, рассортированные по виду материала

Как жизнь поворачивается…

Более того, компания «Танзор» много лет работал с американской компанией INX, имеющей производства по всему миру. Теперь же на передний план вышло индийское производство этой компании. Любопытно, что подразделение INX в Индии находится на одной территории с индийским заводом Huber, и оба завода производят свои краски, полностью соответствующие европейским стандартам. Мы производим смесевые краски на базе индийской INX, и нам даже рецептуру менять не надо.

Где вы тестируете краски?

Мы имеем хорошо оснащённые исследовательскую и сеть колористических лабораторий. Для производственных испытаний у нас есть типографии-партнёры, готовые на эксперименты. Например, «Готэк» — крупное и серьёзное предприятие. Мы открыты к сотрудничеству с любыми производствами: готовы предоставлять материалы для тестирования, оказывать всю технологическую поддержку, поможем наладить или выровнять процесс. Наши специалисты в любой момент готовы выехать на производство к клиенту.

Как изменилось производство? Что ушло из ассортимента?

Нам удалось полностью пересобрать сырьё для производства УФ-лаков и флексокрасок УФ-отверждения. Хотелось бы сказать, что на 95% сырьё российское, но это не так. С этим действительно сложно. Тем не менее, сырьё найдено: это и Россия, и Китай, и европейское направление. Под санкции попали сами краски, а не сырьевые компоненты. Поэтому мы добились не только качества, но и стабильности, что сейчас очень важно. В планах на 2023 год увеличение объёмов производства и выпускаемой продукции. В качестве поддержки мы развиваем и азиатское направление по краскам. Про Малайзию мы уже говорили выше.

Какие возникают сложности у типографий при переходе на новые материалы?

Многие воспринимают всё новое насторожённо, поэтому не готовы идти на замены. Можно сказать, срабатывает психологический барьер, присутствует страх первого шага. Начало работы с новыми материалами, их испытание на производстве требует особого контроля, в этом задействованы все участники процесса. Печатники неохотно переходят на новые материалы. Приходится перестраивать режимы работы оборудования, заново стабилизировать печатный процесс. И технологи держатся до последнего за те запасы, которые есть, а потом ищут остатки санкционных товаров из Европы. Но положение дел диктует необходимость перехода на новые материалы, и в этом мы всегда поддерживаем наших клиентов.

Вся жёлтая краска — для одного заказчика

А технологические сложности возникают?

Конечно! Проблема в том, что происходящие изменения многофакторные, меняются не только краски, но и запечатываемый материал. Например, недавно мы уменьшили вязкость краски для одной типографии, под поверхностные свойства запечатываемого картона. Через некоторое время технолог типографии сообщил нам, что поставщик картона изменил состав мелованного слоя, и теперь необходимо увеличить вязкость поставленной им краски. Если уменьшить вязкость краски относительно легко, например, разбавив её печатным маслом или мономером в случае красок УФ-отверждения, то увеличить — это поставить новую партию краски. Это как пример влияния различных факторов на конечный результат, и как видите, дело здесь не в качестве краски.

Вернёмся к рынку, какие тенденции ожидаются в следующем году?

В первую очередь, развитие производства упаковки и этикетки. Кроме того, возвращается спрос на рекламную полиграфию для поддержки реализации продуктов в местах продажи. Это рекламные промостойки и дисплеи, оформление паллетных выкладок, шелфтокеры, стопперы, воблеры. Конкуренцию никто не отменял, и российские производители захотят выделиться на полке. Стоит упомянуть и о тенденции замены пластиковых контейнеров картонной пищевой упаковкой с барьерными свойствами, которые могут обеспечить и специальные барьерные дисперсионные лаки. Это будет хорошим шагом на пути к экологичности.

А что насчёт упаковки: она действительно начала упрощаться, как все ожидали?

Нет, этого не произошло. Есть небольшое количество клиентов, которые подтверждают, что в целом декоративной отделки стало меньше. Но меньше — не значит, что они исчезли совсем.

В оформлении упаковки по-прежнему востребованы лакирование матовыми и глянцевыми лаками, использование технологии drip-off, лаков с эффектом soft-touch, металлизированные краски, трафаретные лаки, тиснение фольгой. Причём не только в упаковке. Многие из перечисленных эффектов используются при производстве книжной продукции — для отделки обложек и переплётных крышек. Как нам рассказали коллеги из Тверского полиграфического комбината, увеличился спрос на классическую литературу, и внешнее оформление книги призвано привлечь внимание читателей. Получается, что и упаковка, и обложки усложняются, а это говорит о том, что рынок, вопреки всем прогнозам, не стал проще. Значит — надо продолжать удивлять!

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Брошюровщик Ausjetech MFB: вариантов отделки много

Автоматический брошюровщик Ausjetech MFB представляет из себя модульное решение для изготовления буклетов в составе автоматического податчика листов с двумя лотками DCF33, проволокошвейного модуля SF33 и триммера для обрезки передней кромки T33, интегрированных в единую линию. Машина нацелена на сегмент средних и крупных типографий.

Найти и освоить: как устроена исследовательская лаборатория

Владислав Левицкий, более 20 лет проработавший в качестве руководителя исследовательской лаборатории «Танзор» (ныне он — консультант компании по научно-техническому развитию производства), поделился своими мыслями о том, как лаборатория может помочь продажам, какие тренды в материалах сейчас набирают силу, какие узкие места присутствуют и в каком направлении можно расти и развиваться.

VIPColor VP660: настольный, этикеточный, удобный

Одной из наиболее востребованных моделей в поставляемой линейке устройств VIPColor является этикеточный струйный принтер VP660, который помогает оптимизировать рабочие процессы при изготовлении этикеток, устраняет потребность в складских запасах и сокращает количество отходов.

Цифровые перспективы России

Я работаю в компании, занимающейся цифровизацией бизнесов и внедрением ПО, но я не ставлю своей задачей убедить владельца типографии полностью перейти на цифровую печать. Моя работа начинается с попытки понять, чего хочет добиться потенциальный клиент и какой объём финансовых средств он готов инвестировать в это. Важное значение имеет именно психологическая готовность собственника типографии к внедрению инноваций.

Sprinter TC-F2132

Отличный выбор для производителей наружной рекламы, элементов выставочного оформления, постеров, афиш, POS-материалов, упаковки, а также для компаний, занимающихся витражной графикой.



Новый номер

Тема номера: С иголочки: всё о брендировании текстиля. RICOH Pro C7500. Скоростной УФ-принтер Artis CX-360G Gen 51. Текстильлегпром 2024. Кто побеждает в борьбе: DTG или DTF? День рождение будущего. Agfa Anapurna Ciervo H3200 + Спецпроект Publish Junior



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
    Проголосовало: 38