Кто ваши новые поставщики? Как быстро удалось наладить работу?
Прежде всего, это компании из Китая, Индии и Турции. Уже к сентябрю мы завершили поиск альтернативных поставщиков офсетных масляных красок и металлизированных красок и различных лаков. Признаться, изначально предполагали, что будет гораздо сложнее. Но при этом порой были мысли, что можем и не найти полноценной замены европейским краскам. Сейчас работаем в полную силу, как до февральских событий. Это говорит о том, что у и типографий дела складываются неплохо. Вопреки всем прогнозам заказчики есть, производства работают, особых потерь за год не произошло. Уменьшение объёмов производства происходило в 2020 и 2021 годах, во время пандемии. Вот тогда мы отчётливо наблюдали, как типографии с круглосуточной работы переходили на односменный режим, поскольку значительно снижалось количество заказов. Начало 2022 года встретили без особой паники, готовыми к различным вариантам развития событий. А со второй половины года наблюдается рост производства, иногда у типографий настолько много заказов, что не хватает мощностей.
Владимир Непогодин |
Где именно наблюдается рост?
Рост приходится на сегмент упаковки и этикетки. Это направление сейчас очень востребовано: оно росло и развивалось, несмотря на кризис и пандемию. Сначала, когда западные компании ушли, несколько снизились темпы роста. Но после того, как российский менеджмент взял в свои руки оставшиеся предприятия, он снова возобновился. Особо активно сейчас развивается сегмент упаковки для пищевой промышленности и ресторанного бизнеса: контейнеры для еды на вынос, одноразовая бумажная посуда.
Какая сейчас ситуация на рынке расходных материалов?
В целом компании нашли альтернативу и предлагают достаточно большой ассортимент материалов. Дефицит постепенно уходит. Конечно, рынок расходных материалов ещё долго будет лихорадить, поскольку много случайных поставщиков, которые что-то откуда-то привозят в контейнерах. Кроме того, многие компании сумели запастись краской и расходными материалами почти на год вперёд. Но что они будут делать дальше, когда запасы кончатся — большой вопрос.
В лаборотатории «Танзор» выкраски производятся на небольших пробопечатных станках. Разные конструкции станков позволяют имитировать различные технологии нанесения: офсет, глубокую и флексографскую печать |
Азиатские материалы — достойного уровня?
Есть разные мнения. Некоторые клиенты говорят, что они устали от китайских и корейских материалов и хотели бы вернуться обратно к знакомым, привычным расходникам. Дело в том, что азиатские материалы довольно разные по качеству. Из большого количества предлагаемых на рынке продуктов необходимо найти качественный. Например, есть краски, оставляющие на красочных валиках несмываемый в автоматическом режиме налёт. И печатнику приходится терять полсмены только на то, чтобы разобрать всю секцию и смыть валики вручную, для перехода, допустим, с цвета на цвет. Именно от таких материалов все и устали. Но здесь вопрос ещё и к поставщикам: им нужно более ответственно подбирать замены. Искать не просто краску, а именно хорошего качества.
А как понять — хорошая краска или нет?
Приходится тщательно тестировать. Сначала по техлистам получить представление о заявленных производителем свойствах. Затем взять тестовые партии и проверить краску на деле. Мы этим и занимаемся в наших лабораториях: исследуем её по печатно-техническим свойствам и колористике. Случается, что техлисты некоторых азиатских производителей имеют отдалённое отношение к той краске, для которой они составлены. Вне лаборатории этого никак не проверить. Азиатский рынок полиграфических материалов для России пока ещё малознаком и многие из них являются «котом в мешке». До введения санкций не было необходимости досконально изучать этот сектор рынка.
Краску заданного цвета и характеристик изготавливают на нескольких станциях смешения |
Как выглядит рынок сейчас?
Рынок чётко делится на три группы. Первая — это те, кто в азиатскую сторону не смотрел и сейчас смотрит с недоверием. Ко второй относятся те, кто с удовольствием «пошёл на Восток» и покупает недорогие расходные материалы. Наконец третьи, сначала отказывались, но потом распробовали и даже остались довольны. Причём нельзя сказать, что первая группа — это исключительно крупные типографии, вторая — средние по объёмам производства, а третья — мелкие производства. Есть большие предприятия, которые с удовольствием работают с китайскими материалами, чаще всего у них сильная технологическая служба.
Вихри турбулентности ещё долго будут с нами. Рынок сейчас очень интересный, ведь на нем можно найти не только китайские, но иранские, и вьетнамские краски.
Интересная география. Разве можно было раньше встретить нашего полиграфиста в Иране или Вьетнаме?
Да, теперь они там нередкие гости. А мы, например, можем говорить о Малайзии. Несколько лет назад компания «Танзор» заключила лицензионное соглашение с малазийскими партнёрами на производство лаков. Это было сделано, чтобы они начали поставлять лаки на свой внутренний рынок. А сейчас к нам приехали малазийские лаки. И мы можем их поставлять, поскольку Малайзия — не санкционное направление. Формулы этих лаков полностью соответствуют действующим рецептурам компании «Танзор», технология производства контролируется нашими специалистами.
Отдельно хранятся выкраски, рассортированные по виду материала |
Как жизнь поворачивается…
Более того, компания «Танзор» много лет работал с американской компанией INX, имеющей производства по всему миру. Теперь же на передний план вышло индийское производство этой компании. Любопытно, что подразделение INX в Индии находится на одной территории с индийским заводом Huber, и оба завода производят свои краски, полностью соответствующие европейским стандартам. Мы производим смесевые краски на базе индийской INX, и нам даже рецептуру менять не надо.
Где вы тестируете краски?
Мы имеем хорошо оснащённые исследовательскую и сеть колористических лабораторий. Для производственных испытаний у нас есть типографии-партнёры, готовые на эксперименты. Например, «Готэк» — крупное и серьёзное предприятие. Мы открыты к сотрудничеству с любыми производствами: готовы предоставлять материалы для тестирования, оказывать всю технологическую поддержку, поможем наладить или выровнять процесс. Наши специалисты в любой момент готовы выехать на производство к клиенту.
Как изменилось производство? Что ушло из ассортимента?
Нам удалось полностью пересобрать сырьё для производства УФ-лаков и флексокрасок УФ-отверждения. Хотелось бы сказать, что на 95% сырьё российское, но это не так. С этим действительно сложно. Тем не менее, сырьё найдено: это и Россия, и Китай, и европейское направление. Под санкции попали сами краски, а не сырьевые компоненты. Поэтому мы добились не только качества, но и стабильности, что сейчас очень важно. В планах на 2023 год увеличение объёмов производства и выпускаемой продукции. В качестве поддержки мы развиваем и азиатское направление по краскам. Про Малайзию мы уже говорили выше.
Какие возникают сложности у типографий при переходе на новые материалы?
Многие воспринимают всё новое насторожённо, поэтому не готовы идти на замены. Можно сказать, срабатывает психологический барьер, присутствует страх первого шага. Начало работы с новыми материалами, их испытание на производстве требует особого контроля, в этом задействованы все участники процесса. Печатники неохотно переходят на новые материалы. Приходится перестраивать режимы работы оборудования, заново стабилизировать печатный процесс. И технологи держатся до последнего за те запасы, которые есть, а потом ищут остатки санкционных товаров из Европы. Но положение дел диктует необходимость перехода на новые материалы, и в этом мы всегда поддерживаем наших клиентов.
Вся жёлтая краска — для одного заказчика |
А технологические сложности возникают?
Конечно! Проблема в том, что происходящие изменения многофакторные, меняются не только краски, но и запечатываемый материал. Например, недавно мы уменьшили вязкость краски для одной типографии, под поверхностные свойства запечатываемого картона. Через некоторое время технолог типографии сообщил нам, что поставщик картона изменил состав мелованного слоя, и теперь необходимо увеличить вязкость поставленной им краски. Если уменьшить вязкость краски относительно легко, например, разбавив её печатным маслом или мономером в случае красок УФ-отверждения, то увеличить — это поставить новую партию краски. Это как пример влияния различных факторов на конечный результат, и как видите, дело здесь не в качестве краски.
Вернёмся к рынку, какие тенденции ожидаются в следующем году?
В первую очередь, развитие производства упаковки и этикетки. Кроме того, возвращается спрос на рекламную полиграфию для поддержки реализации продуктов в местах продажи. Это рекламные промостойки и дисплеи, оформление паллетных выкладок, шелфтокеры, стопперы, воблеры. Конкуренцию никто не отменял, и российские производители захотят выделиться на полке. Стоит упомянуть и о тенденции замены пластиковых контейнеров картонной пищевой упаковкой с барьерными свойствами, которые могут обеспечить и специальные барьерные дисперсионные лаки. Это будет хорошим шагом на пути к экологичности.
А что насчёт упаковки: она действительно начала упрощаться, как все ожидали?
Нет, этого не произошло. Есть небольшое количество клиентов, которые подтверждают, что в целом декоративной отделки стало меньше. Но меньше — не значит, что они исчезли совсем.
В оформлении упаковки по-прежнему востребованы лакирование матовыми и глянцевыми лаками, использование технологии drip-off, лаков с эффектом soft-touch, металлизированные краски, трафаретные лаки, тиснение фольгой. Причём не только в упаковке. Многие из перечисленных эффектов используются при производстве книжной продукции — для отделки обложек и переплётных крышек. Как нам рассказали коллеги из Тверского полиграфического комбината, увеличился спрос на классическую литературу, и внешнее оформление книги призвано привлечь внимание читателей. Получается, что и упаковка, и обложки усложняются, а это говорит о том, что рынок, вопреки всем прогнозам, не стал проще. Значит — надо продолжать удивлять!