Будущее — это то, что в последние годы всё больше занимает мысли всех, кто имеет отношение к индустрии печати: от хозяев и руководителей типографий до рядовых работников и молодёжи, только выбравшей свой жизненный путь. До 2008 г. всё было проще — справиться бы с потоком заказов да купить вовремя следующую машину. И даже опасения от наступления интернета, «великого и ужасного», казались чем-то эфемерным, не имеющим отношения к реальности. О влиянии интернета на медиаиндустрию можно было спокойно порассуждать за чашечкой кофе после очередного семинара поставщика для рынка полиграфии, где речь шла о гораздо более серьёзных и насущных вещах. В похожей ситуации находились производители оборудования и расходников — нужно было лишь поточнее угадывать, на сколько именно процентов вырастут продажи в следующем году, чтобы получше спланировать производство.
Осенью 2008 г. всё в одночасье изменилось — происходящие в медиаиндустрии процессы наложились на жесточайший экономический кризис. Рекламодатели резко сократили свои бюджеты почти везде, но особенно существенно — в печатных медиа. Считалось, что можно здорово сэкономить, если перенаправить оставщиеся рекламные деньги в интернет. И казавшиеся теоретическими разговоры о воздействии интернета на полиграфию вдруг обрели пугающую реальность. Издания начали терять свои доходы, типографии — заказчиков, поставщики и производители решений для полиграфии — покупателей. Привычные методы прогнозирования на ближнюю и дальнюю перспективу оказались бесполезны.
Что будет с индустрией печати через год? Даже на такой короткий срок загадывать вдруг стало сложно. Кто-то ударился в панику, предполагая полный и скорый крах издательской полиграфии, завязанной на доходах от рекламодателей и читателей. Масла в огонь подливают и отдельные выставочные проекты — оказывается, неудавшаяся полиграфическая выставка может ввергнуть в настоящую депрессию и породить самые мрачные прогнозы. Своими впечатлениями от Ipex-2014 поделился на последней странице этого номера президент нашего издательства и практикующий полиграфист Михаил Борисов. Он считает, что «цифра» (в контексте цифровой печати) — отнюдь не спасение для полиграфии. «Цифра», точнее — цифровые носители, активно убивает нашу отрасль. И Михаил приводит свои аргументы…
Мы в Publish далеки от шапкозакидательских настроений. Игнорировать происходящие процессы «цифровизации» с отказом от бумажных носителей глупо — это происходит на наших глазах. Но и апокалипсиса печати по этой причине в ближайшей перспективе не ждём. Резервы развития — огромны, способы реакции для компаний, зарабатывающих на печати, — неисчерпаемы.
Достаточно бегло просмотреть текущий номер. Чем активно занимается такой монстр полиграфической отрасли, как Heidelberg? Вкладывается в развитие цифровой печати, запускает новые совместные проекты с Fujifilm и Ricoh, выходит в новые ниши, например, печати по объёмным предметам. Коллеги из Ricoh продвигают новое решение для кросс-медийных кампаний — Clickable Paper, объединяющее достоинства печатных и электронных носителей.
Наш опрос показал, что руководители и владельцы типографий очень внимательно следят за возможными направлениями диверсификации своего бизнеса. Самое заметное — 3D-печать. Хотя приживётся ли она как ещё один инструмент для зарабатывания денег в обычных типографиях — большой вопрос! С этой точки зрения гораздо перспективнее кажется применение печатной электроники. Здесь совершенно точно будет востребован опыт типографий в области печати и обработки различных материалов. А применений печатной электроники — множество. Загляните на стр. 49 — там лишь несколько примеров. Самым перспективным нам кажется использование печатной электроники для изготовления различных RFID-меток. Уже сейчас они встречаются нам на каждом шагу — от противокражных наклеек для товаров до проездных билетов на общественном транспорте. Прорыв на этом направлении может произойти в любой момент.
Конечно, при этом мы не перестаём надеяться на достижении определённости в таких банальных вещах, как таможенные пошлины на мелованную бумагу. От них зависит, начнут ли отечественные заказы на издательскую полиграфию возвращаться в российские типографии. Ставки здесь высоки — сотни миллионов долларов в год. Получится — и мы увидим более светлый вариант будущего. А там, глядишь, и более отдалённые перспективы прояснятся...