В своём интервью «Газетный рынок в эпоху перемен» (Publish, № 9, 2013; http://www.publish.ru/articles/201309_20013110) генеральный директор холдинга «Внешмальтиграф» Дмитрий Ремизов назвал историю типографии «ВМГ-Принт» показательной. Год спустя мы сидим в кабинете директора «ВМГ-Принт» Павла Ремизова в подмосковном Подольске и выясняем подробности…
Павел вспоминает: «“ВМГ-Принт“ был основан 11 лет назад. Первую печатную машину мы поставили на территории всем известной типографии “Красная Звезда“. И это был всего лишь демозал компании “Внешмальтиграф“».
На последнюю ремарку стоит обратить внимание — именно этот факт определил особый статус «ВМГ-Принт» на все последующие годы, а также оказывает постоянное влияние на её развитие. Решение изначально превратить демозал в действующую газетную типографию можно считать вполне прагматичным — при нашем масштабе рынка «зарывать» деньги в сверкающий чистотой демозал, где газетная машина включалась бы только по большим праздникам, нельзя признать разумным. К тому же на действующем производстве можно отлаживать новые техпроцессы, проводить обучение печатников и инженерно-технического персонала и делиться опытом с клиентами. При этом типография окупала бы себя и приносила бы прибыль — рынок в начале 2000-х этому благоприятствовал.
Возраст первый: начало
Директор типографии «ВМГ-Принт» Павел Ремизов закончил МГУП, и вся его трудовая биография связана с полиграфией |
Основными этапами взросления «ВМГ-Принт» можно считать смены главных производственных мощностей. На старте в 2003 г. в типографии была установлена хотя и новая, но очень простая машина Manugraph StarLine S30 с одним фальцаппаратом. Она включала три Y-секции 2+1, две из которых были установлены башней. «Все регулировки были ручные на секциях (с пульта включались только натиски), мы могли печатать только 8 полос в цвете, — отмечает П. Ремизов. — Зато машина зарекомендовала себя как исключительно надёжная — за всё время эксплуатации не помню ни одной серьёзной поломки». На старте не было даже допечатного оборудования — пользовались услугами дружественной типографии «Красная Звезда». Но уже через полгода эту проблему решили — установили монтажный участок и копировальную раму, а с выводом плёнок в то время в Москве дело обстояло хорошо, репроцентров было много.
«Я считаю, что стартовали мы очень удачно, — продолжает Павел. — За первые полгода сумели полностью загрузить печатную машину». И добавляет с лёгкой ноткой ностальгии: «Рынок был живой, и стояла очередь. Не мы искали заказчиков, а они нас». Ассортимент заказов был очень разнообразным — от газет управ до кроссвордов. Через год типография уже перерабатывала в месяц около 100 тонн газетной бумаги.
Возраст второй: переходный
К тому времени, когда типографии пришлось переехать в Подольск, было ясно — нужно увеличить печатные мощности. В 2006 г. на новой территории появилось уже три башни машины Manugraph CityLine Express со стандартными H-секциями и двойной рулонной зарядкой, позволяющей печатать сразу с 4-х рулонов. А работяга StarLine с помощью «Внешмальтиграф» нашёл себе новый дом, где до сих пор продолжает печатать. Также в Подольске закончили формирование допечатного участка — пока с фотонаборным автоматом, полагаться на репроцентры уже было нельзя. Впрочем, вскоре после запуска новой машины было принято решение о переводе допечатных процессов на современные рельсы. К тому же плёночный техпроцесс требовал содержания большого штата из 9 монтажниц — с учётом сменности. Первым CTP в типографии стало «фиолетовое» ECRM Mako News. Чуть позже для дублирования установили ещё одну такую же модель. Повысились оперативность формного участка, качество форм и надёжность вывода, сократился штат.
С таким набором оборудования типографии удалось вскоре выйти на средний объём переработки газетной бумаги в 400 тонн в месяц.
Однако по уровню автоматизации CityLine Express не очень вписывался в рыночные условия московского региона, отличающегося максимальной конкуренцией. Отсутствие автосклеек существенно удорожало выполнение длинных тиражей. «Я считаю, что это было нашей ошибкой — не взяли автоматику», — признаётся Павел. Конечно, с точки зрения холдинга «Внешмальтиграф», продвигающего печатное оборудование, выбор CityLine Express в такой конфигурации был вполне оправданным — именно такие машины хотели видеть у себя большинство клиентов в регионах. Их представителям было удобно показывать машину на реальном производстве.
Но в то время в Москве уже запустилась типография «Экстра-М», что привело к переизбытку печатных мощностей и оттоку заказов. В борьбе за заказчиков пришлось обращать более пристальное внимание на экономию бумаги, краски и других расходных материалов. Отсутствие опций автоматизации не позволяло «ВМГ-Принт» полноценно конкурировать с такими современными и хорошо оснащёнными типографиями, как «Экстра-М» и «Прайм-Принт». Это стало одной из причин, почему следующая замена оборудования произошла так быстро…
Возраст третий: всё по-взрослому
На этом этапе на автоматизации уже не экономили. Первая очередь печатного газетного комплекса Manugraph HiLine 45 со скоростью до 45 000 отт./ч была инсталлирована в январе 2008 г. Конфигурация включала 2 печатных секции башенного типа, фальцаппарат 2:3:2 и две автосклейки Amal. В том же году в сентябре было осуществлено дооснащение ещё двумя башнями HiLine. Добавили также фальцаппарат 2:3:2 с возможностью работы с 12-ю полотнами одновременно и ещё 2 автосклейки. Линия стала способна выпускать цветную тетрадь объёмом до 32 полос в один прогон.
Среди опций автоматизации — системы автоприводки и ManuColor для управления красочными зонами с центрального пульта, интерфейс CIP3 для предварительной настройки красочных зон по данным допечатной подготовки. Функция предварительной настройки позволяет быстрее выйти на тиражные оттиски, а данные настройки для отдельных заказов сохраняются в пульте и загружаются печатниками в следующий раз для того же заказчика. Это помогает снизить макулатуру и улучшить показатели себестоимости. На практике тиражных оттисков можно добиться уже через 700 оборотов.
Возможности фальцаппаратов позволяют выпускать продукцию форматов А4 и даже А5. Плюс к этому в типографии недавно установлена ВШРА с 4 станциями, позволяющая выполнять подборку и скрепление обложек, напечатанных на мелованной бумаге (их заказывают в других типографиях), либо выпускать какие-то более сложные продукты. Есть и возможности по резке.
На переднем плане — CTP Cron. На заднем — аппарат для пробивки и загибки пластин существенно снижает процент брака при подготовке пластин, ускоряет приладку |
Состоялось и перевооружение формного участка. Основными аппаратами сейчас являются Dotline и Cron. Одно CTP ECRM Mako News остаётся в резерве — им поделились коллеги из Брянской типографии в трудную минуту, когда в 2010 г. в «ВМГ-Принт» случился серьёзный пожар. Хорошую службу для сокращения брака и ускорения приладки выполняет аппарат для загибки и пробивки пластин Registar тайваньской Targ Yuong. Сейчас типография потребляет около 5000 форм в месяц — около 2500 м 2. Пластины — Agfa и китайские, в зависимости от требуемой тиражестойкости.
«Установка такого комплекса оборудования дала нам существенный прирост в объёмах, эффективности производства и качестве печати, по которому мы заняли лидирующие позиции в России — это доказал наш конкурс “Санат“», — отмечает П. Ремизов. По объёму переработки бумаги типография вышла на уровень 700 тонн в месяц. А в этом году, после установки пятой башни HiLine, объём достиг 780 тонн (в августе 2014 г.). Это при показателе загрузки комплекса на уровне 70–80% от максимального — резервы дальнейшего роста ещё есть, но уже невелики.
В «ВМГ-Принт» трудятся рукастые и головастые люди — в типографии своими силами разработали и изготовили системы экранной цветопробы (монитор в центре на снимке слева) и централизованной подачи краски (справа) |
В помощь клиентам
До 2008 г., когда пуски специалистами «Внешмальтиграф» новых газетных агрегатов проходили довольно часто, для «ВМГ-Принт» это было довольно заметной и хлопотной дополнительной нагрузкой. В типографию часто приезжали бригады печатников и технологов на обучение. Для них была разработана программа подготовки, рассчитанная на опытных специалистов, которым нужно усвоить особенности незнакомого оборудования. Срок — от 2 недель до 1 месяца. В течение этого времени обучаемые включались для работы в собственные бригады «ВМГ-Принт», а в конце срока сдавали экзамены, заключавшиеся в самостоятельной печати тиража. «В последние годы обучение у нас проходят редко, — замечает П. Ремизов. — Новые запуски бывают нечасто, а при дооснащении необходимости посылать бригады к нам уже нет».
Зато продолжается процесс обмена опытом — «ВМГ-Принт» охотно делится накопленной за годы работы документацией (должностные инструкции, нормы выработки и отходов, техника обычной и пожарной безопасности и т. п.), решениями типичных технологических и организационных проблем.
Перспективы роста
Человек, повзрослев, перестаёт расти физически, но может продолжать развиваться, приобретая новые знания и умения. Похожие моменты наступают и в бизнесе, когда исчерпывает себя период экстенсивного развития. Но как именно расти дальше? Это очень непростой вопрос, особенно для газетной типографии. Не думать о развитии нельзя — в бизнесе те, кто стоят на месте, проигрывают конкуренцию.
Среди популярных на газетном рынке решений — установка УФ-сушки для выпуска полукоммерческой продукции. Это вопрос в «ВМГ-Принт» прорабатывали очень серьёзно, а изначально запущенную в этом году пятую башню HiLine собирались использовать для УФ-печати. Но пока переход не осуществлён. После тщательного анализа отказались от идеи обзавестись собственным листовым офсетом — сложившиеся цены на листовую офсетную продукцию не позволили бы в разумное время окупить подобные инвестиции.
В текущей структуре заказов типографии около 80% составляют обычные газеты. Давно просматривается тенденция снижения их тиражности и полосности. «Но здесь мы в более выгодном положении, чем крупные типографии, оборудованные более производительными, но менее гибкими машинами двойной ширины или двойного диаметра цилиндров. Часть их заказов попадает к нам, ведь наш комплекс имеет немного конкурентов по уровню автоматизации в своём сегменте», — констатирует П. Ремизов.