Исторически хорошая упаковка должна была гарантировать надёжность хранения товаров и их привлекательность на полках. Сейчас, когда издательская полиграфия оказалась в состоянии постоянной турбулентности, упаковка стала ещё привлекательнее не только для конечных потребителей — она кажется надёжной гаванью для производителей и поставщиков полиграфического оборудования, а также типографий. По оценкам Smithers Pira ежегодный рост рынка упаковки в обозримой перспективе будет стабильно составлять около 4% и в 2018 г. достигнет магической цифры триллион долларов. Кто забыл, это число с 12 нулями. Очень много, и кажется, хватит всем…
Совсем не удивительно, что на этот рынок продолжают приходить новые игроки. Причём чаще всего приходят они на волне «цифровизации» — перехода от отлаженных десятками лет аналоговых технологий к более современным и оперативным цифровым. Есть отдельные примеры в допечатном секторе: несколько лет назад собственные CTP для флексотипографий впервые выпустила Screen, пару лет назад в упаковочный сектор выходит Xeikon — приобретает Termoflexx, совсем недавно своё первое CTP для флексо представила китайская Amsky. И это при том, что в допечати давно и прочно застолбили свои позиции и предлагают цифровые решения такие игроки, как Esko, DuPont, Kodak и др. Новичков такая жёсткая конкуренция не особенно смущает…
Зато рынок цифровой печатной техники для упаковщиков (этикеточники — отдельный разговор) находится на самом раннем этапе своего развития. Если смотреть на листовые ЦПМ, то им явно не хватало формата, а внедрение высокопроизводительных струйных систем до какого-то времени сдерживалось недостаточным качеством печати, сейчас же скорее психологическим барьером — потенциальные покупатели всё ещё настороженно относятся к концепции замены флексографской и офсетной продукции широкоформатными струйными оттисками. И, конечно, никто не отменял ценовых факторов.
Что мы видим сейчас? Заметнее всего усилия HP. С одной стороны, у компании уже есть платформа формата B2 — HP Indigo 10000, неплохо продающаяся в коммерческую полиграфию. Теперь пришло время специализированных упаковочных машин — HP Indigo 20000, ориентированной прежде всего на гибкую упаковку, и HP Indigo 30000, «заточенной» на работу с картоном. Параллельно HP продвигает планшетные промышленные струйные системы HP Scitex 10000 и 15000, конкурирующие с решениями Inca Digital. Есть также специализированная промышленная рулонная система на базе HP T400 в односторонней версии — для печати по лайнерам для гофрокартона. И не забываем о только что объявленной программе сотрудничества HP с KBA, в рамках которой обещают создать промышленную струйную машину для прямой печати по гофрокартону.
Здесь уже и Canon — в апреле компания продемонстрировала первую собственную разработку (унаследованную от Océ) для упаковочного рынка. Рулонная InfiniStream работает на жидком тонере и практически не уступает по производительности флекcомашинам, к тому же способна выдавать листы формата B1.
Большинство остальных игроков, нацеленных на упаковочный рынок с решениями для цифровой печати, ставят на струйные технологии. Например, особенности конструкции ЦПМ Screen формата B2 делают её вполне пригодной для печати по картону. На своё место под солнцем не без основания рассчитывает и Inca Digital — сочетание качества печати, «всеядности», большого формата и производительности всё чаще привлекают внимание упаковщиков. Есть производительные решения и у Durst. Свои версии ЦПМ для картона готовят Fujifilm, Konica Minolta, а на горизонте маячат чудо-машины Ланды…
Нельзя забывать и о прогрессе в цифровой послепечати. На рынке есть немало высокопроизводительных планшетных режущих плоттеров, а также промышленных лазерных систем. А в решении Higcon Euclid сочетается почти всё необходимое — цифровая резка и оперативное изготовление биговальных форм прямо в машине. Не зря на прошедшей Graph Expo 14 этот израильский стартап объявил сразу о нескольких альянсах с ведущими игроками.
Похоже, упаковочный рынок ждут серьёзные перемены — аналоговая печать наконец начнёт постепенно уступать место цифровым новичкам. Это хорошие новости для типографий — уже существующим можно будет повысить гибкость своего производства, новички смогут построить высокоэффективный, динамичный бизнес исключительно на цифровой базе. Есть надежда, что работы хватит на всех!