101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Планшеты широкого профиля

  • Юрий Захаржевский
  • 1 декабря 2014 г.
  • 5396
Выбираем широкоформатный планшетный УФ-принтер форматом более 1 м2 и производительностью до 400 м2/ч.

Выбираем широкоформатный планшетный УФ-принтер форматом более 1 м2 и производительностью до 400 м2/ч.

Планшеты широкого профиля

Планшеты широкого профиля

Широкоформатные планшетные струйные УФ-принтеры незаменимы при печати по жёстким материалам — от гофрокартона и различных пластиков до мебельных панелей и зеркал. Преимущества планшетной конструкции подробно разобраны в прошлом «Справочнике покупателя» на эту тему (см. Захаржевский Ю. Перспективные «планшеты» // Publish № 12, 2012; http://www.publish.ru/ articles/201212_20012961).

Иногда у потребителей возникает путаница между планшетными и гибридными принтерами. Да и поставщик может назвать планшетный принтер гибридным на том основании, что у него есть рулонная опция. Но у гибридных аппаратов иной принцип работы: запечатываемый материал перемещается под печатающей головкой с помощью конвейера или валов. Неподвижного стола, т. е. собственно «планшета», в такой конструкции нет.

Конструктивно планшетные принтеры делятся на два типа. В первом, к которому относится большинство устройств, над неподвижным столом с вакуумным прижимом перемещается рабочий узел («рельса») с печатающей головкой.

Санкт-Петербургская компания Prixel разработала технологию трёхмерной репродукции живописи. Картины, особенно написанные маслом, имеют характерную текстурированную поверхность, сформированную мазками, — из-за этого некоторые ценители не признают цифровые копии. Если же с помощью 3D-сканера создать модель поверхности, то уже на УФ-принтере можно сделать рельефную копию. Такая репродукция воспроизводит объёмные мазки, передавая технику работы художника. На фото: репродукция картины с воспроизведением мазков

У второго типа стол подвижный и горизонтально перемещается вместе с запечатываемым материалом под неподвижной «рельсой» или даже (в случае Inca Onset) целой линейкой головок, охватывающих всю ширину области печати. Принтеры этого типа обычно очень быстрые. Раньше их было сравнительно мало, теперь же этот тип конструкции встречается чаще.

Подобная конструкция и у «печатной машины» HP Scitex FB7600, которая в этом номере не вошла в нашу таблицу, хотя по-прежнему производится и доступна для покупки. Не вошла потому, что в этот раз мы решили ограничить её «сверху»: включены только принтеры с максимальной производительностью до 400 м 2. То, что «выше», — это высокопроизводительные комплексы, приобретение которых под силу немногим предприятиям. Например, HP Scitex FB10000 стоит около 2 млн долл., а Scitex FB15000 — ещё дороже. На этом уровне цен российские полиграфисты обычно вспоминают, что за такие деньги можно купить серьёзную офсетную машину. Логично ли это в условиях избытка офсетных мощностей — вопрос, но платить за «цифру» как за офсет большинство потенциальных клиентов не готовы. Да и загрузка такого оборудования — отдельная проблема.

Все модели HP оказались выше установленной нами границы производительности — до 600 м 2/ч! При площади стола 5 м 2 эти устройства за час на максимальной скорости успевают совершить 120 циклов — т. е. полный формат запечатывается за 30 с. Также не вошли в таблицу и самые производительные модели Inca Onset S40i/S50i.

«Снизу» же граница в нашей таблице определяется не производительностью, а форматом. Ориентировочно рубеж между «широкоформатными» и «сувенирными» УФ-принтерами проходит в районе квадратного метра: модели меньшего формата сами производители и поставщики обычно относят к сувенирным.

Планшеты широкого профиля

Планшеты широкого профиля

Области применения

Раз уж мы упомянули о сувенирных принтерах, сразу стоит отметить, что широкоформатные устройства могут использоваться и для печати по такой «мелочёвке». Разумеется, для этого принтер должен обладать соответствующим разрешением и размером капли, но многие модели по этим характеристикам не уступают специализированным сувенирным. Главное препятствие для такого использования широкоформатной техники — экономическое: нерационально загружать печатью по маленьким предметам дорогое устройство, занимающее много места. Тем более, что скорость работы при уменьшении формата материала резко понижается. С другой стороны, если компания только делает пробные шаги в сувенирном секторе, а широкоформатный принтер не загружен — почему не использовать его на первых порах? Или как подстраховку на случай поломки маленького принтера. При больших же объёмах печати сувениров их можно поместить на рабочий стол в гораздо большем количестве.

Обширная сфера применения УФ-планшетных принтеров — интерьерная печать. Это, в первую очередь, различные постеры и картины, причём печатают и на жёстких, и на гибких материалах — для дальнейшего заключения в рамку. Не забываем также о POS-материалах и оформлении выставочных стендов, где за счёт прямой печати по жёстким материалам можно отказаться от дополнительных операций по ламинированию. Близкой к интерьерной можно считать печать по элементам мебели, включая стекло. С помощью УФ-принтера на обычном стекле успешно имитируют витражи. Также всё большей популярностью пользуется плитка с нанесённым изображением (как настенная, так и напольная). В первые годы продвижения «планшетников» их поставщики любили демонстрировать запечатанные двери.

На первый взгляд эти ниши могут показаться не такими обширными, как наружная реклама. Но это растущий сектор: потребители (как корпоративные, так и индивидуальные) только стали входить во вкус создания интерьера по собственным проектам. К тому же он не зависит от административного фактора, от которого так страдают компании, сделавшие ставку на наружку.

Разрешение печати и размер капли большинства планшетных принтеров обеспечивают вполне приемлемое для интерьерной печати качество. Но всё же при выборе принтера для этого сектора не следует пренебрегать тестированием — заодно можно будет лишний раз оценить цветопередачу и посмотреть, как выглядит печать различных сюжетов: с мелкими деталями, плашками, градиентами. Некоторые производители уверяют, что «видимое» разрешение печати их техники выше, чем физическое. Например, разрешение 900 dpi, а выглядит, по мнению производителя, на все 1200 dpi. Чтобы проверить это, лучше убедиться самому: вдруг действительно изображение такого принтера субъективно покажется лучше, чем другого, с равным физическим разрешением? В конце концов, многих потребителей интересует именно «красивая» картинка.

На что надо обратить внимание в первую очередь — так это на запах. Потребитель в этом отношении придирчив — и совершенно справедливо. И не забывайте, что у некоторых принтеров может быть по нескольку видов чернил: для жёстких поверхностей, гибкие, для термоформовки. И все эти чернила желательно понюхать. Поставщик утверждает, что запах чувствуется только при печати? Заберите запечатанные образцы на выбранном материале с собой и проверьте. Он уверяет, что запах улетучится со временем? Сохраните образцы и проверьте, действительно ли они перестанут пахнуть — если когда-то это и в самом деле случится. В общем, выбор чернил может изменить планы по покупке: возможно, купить придётся совсем не то оборудование, которое планировалось. При тестировании различных принтеров для рубрики «Обзоры» нам приходилось встречаться с разными случаями. Поверьте: не все запечатанные образцы удастся пронести в обитаемое помещение незамеченными. Коллеги могут и выгнать.

Что касается печати на плитке и т. п. предметах, то планшетные принтеры имеют преимущество перед гибридными. Хотя, на первый взгляд, «гибрид» сам транспортирует запечатываемые предметы, но, во-первых, на нём труднее их позиционировать для точного нанесения сюжета. Во-вторых, ширина транспортного ремня даже в «настоящих гибридах» не так уж велика. В итоге владельцы гибридной техники приспосабливаются, располагая запечатываемые предметы на какой-либо жёсткой поверхности (например, листе ДСП), которая и транспортируется под печатным узлом. Получается имитация конструкции «планшетника» с подвижным столом.

Ещё одно преимущество «планшетников» — на них легче обеспечить совмещение лицевой и оборотной стороны при двусторонней печати, в т. ч. на прозрачных материалах. Стекло и прозрачный пластик часто запечатываются именно этим способом, поэтому опция белых чернил для них — обычное дело, и покупатели приобретают её почти всегда. Впрочем, иногда пользователи «хитрят», заклеивая обширные площади прозрачного материала белой бумагой или плёнкой: белила недёшевы и на больших площадях цена изделия оказывается приемлемой не для всех.

Печать с двух сторон стекла не всегда обязательна: благодаря тому, что на планшетнике можно нанести много слоёв чернил, на одну сторону стекла наносится цветной сюжет, затем слой белил (один или несколько), а затем другое цветное изображение — на некоторых принтерах всё это можно сделать, при надлежащей допечатной подготовке, даже за один прогон.

Возможность наносить множество слоёв чернил позволяет также создавать текстурированные поверхности. Разумеется, нанесение большого количества слоёв (общая толщина красочного слоя на некоторых принтерах может достигать нескольких миллиметров) — дело небыстрое, но для создания некоторых видов эксклюзивной продукции это едва ли не единственный путь. Есть ещё 3D-принтеры, но они пока что имеют проблемы с воспроизведением цвета и, главное, по формату совершенно несравнимы с УФ-планшетниками.

Не случайно именно на планшетных принтерах применяются не только белые чернила, но и лак: он позволяет ещё более разнообразить декоративные эффекты.

Ещё один специфический сектор, где практически безраздельно господствуют планшетные УФ-принтеры, — печать по лентикулярному пластику. Разумеется, для этого нужны высокое разрешение, маленькая капля и идеальная приводка изображения относительно материала, хотя в любом случае линиатура лентикулярного пластика для струйников меньше, чем для офсета. Зато формат на принтерах может быть гораздо больше, а рассматривают такие изделия издалека, так что высокая линиатура и не требуется.

Опция рулонной печати ещё более расширяет возможности применения планшетных принтеров. Разумеется, «открытые» ткани (типичный пример — ткань для флагов) на таком принтере не запечатаешь, поскольку на них конструктивно невозможно собрать проходящие через ткань чернила. При работе с рулоном ширина печати может отличаться от ширины на твёрдых носителях, также может значительно отличаться и скорость печати.

Производительность

Как всегда для широкоформатной техники, надо напомнить, что цифры максимальной скорости печати не могут являться точным ориентиром для оценки производительности. Некоторые производители даже пишут, что при такой скорости качество печати годится лишь для наружной рекламы — но как раз в этой нише планшетные УФ-принтеры и не особенно сильны. По крайней мере, в России в ней господствуют рулонные сольвентные и экосольвентные принтеры.

В таблице мы приводим два значения скорости — максимальную и при максимальном качестве. Однако в нашей практике реальные значения обычно оказываются ниже заявленных в 1,5–2 раза — просто за счёт того, что мы измеряем скорость печати объекта площадью в один квадратный метр, а производители оценивают показатели на максимальном формате, заполнить который в условиях реального производства удаётся далеко не всегда. Кроме того, следует помнить о времени, которое оператор потратит на монтаж материала на столе и выгрузку готовых отпечатков. Как и всегда, качество на той или иной скорости надо проверять лично: сделать подборку сюжетов, которые предстоит печатать (хотя не помешают и специально созданные тесты) и «погонять» их в различных режимах печати. Также не забывайте, что с белыми чернилами и лаком скорость обычно ещё ниже, чем при печати только цветными чернилами.

Важная, с точки зрения производительности, характеристика — количество зон вакуума на печатном столе. Если их недостаточно, оператору при печати на небольших листах приходится возиться со скотчем и картоном, заклеивая не занятое пространство стола печати.

На высокопроизводительных принтерах могут, при соответствующей загрузке, пригодиться системы автоматизации (см. Шиффнер Б. Большие роботы // Publish № 9, 2012; http://www.publish.ru/articles/201209_ 20012875). Конечно, система автоматической подачи и приёмки запечатываемого материала составит немалую долю от цены устройства, но без неё высокая механическая скорость работы принтера не имеет смысла.

Из представленных в таблице принтеров систему автоматизации — как подачи, так и приёмки — можно установить на моделях Inca Onset — модульная архитектура позволяет сделать это как при покупке, так и дооснастить устройство позже, если удастся загрузить его заказами.

Новые решения и особенности конструкции

Как продолжение темы автоматизации, Agfa Graphics осенью представила Anapurna M2500i с опциональным модулем автоматической подачи картона. Модель формата 2,56×1,54 м укомплектована печатающими головками Konica Minolta KM 1024i с переменным размером капли — шестью для цветных чернил и двумя для белых. Производитель позиционирует новинку как инструмент для наружной и интерьерной рекламы, а также узкоспециализированных направлений: художественных репродукций, архитектурного и интерьерного декора, лентикулярных изделий и пр. Принтер работает с жёсткими и рулонными материалами.

На принтере Techno-Jet UV Docan MR3216 опция рулонной печати интересна тем, что ткань не проходит через рабочий стол: она перематывается через специальную штангу, а рельса с печатающей головкой в процессе рулонной печати неподвижна

В моделях Agfa Jeti Titan применяется электромагнитный линейный привод печатной каретки. Он отличается высочайшей точностью позиционирования, а при перемещении и остановках каретки даёт минимальные вибрации. Ввиду отсутствия соприкасающихся частей этот механизм не изнашивается.

Отечественные BigPrinter с середины 2013 г. производятся на базе печатающих головок Konica Minolta 1024. Помимо замены печатающей головки, была также улучшена механическая часть принтера: точность позиционирования стала равна 1 мкм. Этого удалось достигнуть благодаря специальному высокоточному энкодеру и использованию в качестве механизма перемещения шариково-винтовой пары, которая по точности уступает только линейным электромагнитным системам. Также на новых BigPrinter появилась возможность лакирования. Модель UV 2033SM производитель позиционирует как стандартную, ориентированную на конкуренцию с бюджетными китайскими аппаратами, а UV 2033 РM — конкурент уже для европейских, корейских и американских производителей.

В ближайшем будущем ожидается появление новой модели BigPrinter с печатающими головками Konica Minolta 1024i, у которых высокая производительность сочетается с маленькой каплей.

DYSS обновила линейку своих планшетных принтеров. Основное отличие новых моделей — замена ламповых УФ-сушек на диодные. К сожалению, нам не удалось получить информацию о технических данных новых моделей от поставщика, нет её и на его сайте.

С лета текущего года в России канадские Gandi Digital представляет новый агент — хорошо известный в отрасли Михаил Денисов. Среди отличий моделей этого производителя — подвижный печатный стол, к которому для модели Domin8tor очень кстати предлагаются опции автоматической подачи и приёмки материала.

Компоновка Inca Onset отличается не только подвижным столом, но и неподвижной линейкой головок, охватывающих всю ширину области печати — 1,6 м (168 головок при шестицветном варианте принтера).

Одно из достоинств такой необычной компоновки (самое заметное, разумеется, — скорость печати) — точное вертикальное позиционирование, что облегчает борьбу с полошением, одна из причин которого — погрешности в вертикальном перемещении.

Есть у подвижного стола и недостатки: на высокой скорости ограничены вес и толщина материала: в автоматическом режиме печати, при котором только и возможна максимальная производительность, запечатываемый предмет не должен быть толще 18 мм и весить более 10 кг, в то время как в ручном режиме эти величины гораздо больше. Хотя для большинства материалов, которые запечатываются в больших количествах (реборд, пенокартон и т. п.), это вполне достаточные величины.

Производитель заявляет, что даже на самой высокой скорости модели Onset Q40i и R40i выдают качественную продукцию, поскольку не печатают с количеством проходов, меньшим 12.

Среди особенностей появившегося весной этого года Mimaki JFX200–2513 — LED-сушка и привод «рельсы» с печатающей головкой, который перемещает её вдоль рабочего стола. Вместо приводного ремня, как у более ранних моделей этого производителя, используется более прочная и долговечная зубчатая передача. О других интересных деталях этого принтера см. Захаржевский Ю. Mimaki JFX200–2513 // Publish № 9, 2014; http://www.publish.ru/articles/ 201409_20013296.

Особенность конструкции NUR Star Meital 304 — не один, а два подвижных стола, что даёт возможность непрерывной подачи материала без потери времени между окончанием печати и загрузкой следующего стола.

Значительно изменилась и расширилась линейка принтеров Осé (подразделение Canon): Arizona 350/360/550 сняты с производства, вместо них появились 440/460/480/ 660 GT/XT. А вот появившийся более двух лет назад бюджетный вариант Arizona 318 GL для начинающих по-прежнему доступен (подробнее см. Захаржевский Ю. Océ Arizona 318 GL // Publish № 10, 2012; http://www.publish.ru/articles/ 201210_20012895).

Первая планшетная УФ-модель появилась у Roland DG: Versa UV LEF-640F позволяет печатать текстуры лаком (технология давно отработана на гибридных принтерах этого производителя). Как и на некоторых других принтерах с лаком, за счёт изменения режима отверждения можно выбрать тип лакирования — глянцевый или матовый. Среди других преимуществ — высокое физическое разрешение (1440×1440 dpi) и, как всегда у Roland DG, RIP в комплекте. Сушка на LED-источниках — также одно из отличий от большинства других моделей, представленных в таблице. Производители не торопятся переходить на новый тип источника УФ-излучения — очевидно, играет роль стремление к повышению скорости печати.

Screen обновила линейку принтеров и обещает возможность печати по лентикулярному пластику с линиатурой до 75 lpi. Если раньше у Screen были «планшетники» традиционной конструкции, то теперь, когда «железо» делается на одном заводе с принтерами Inca, они и устроены подобным образом. Модель Truepress Jet W1632UV по конструкции повторяет Inca Onset, но с меньшей производительностью (так Screen, владеющая Inca, разделяет марки по секторам).

У моделей Truepress Jet W3200UV нет линейки печатающих головок на всю ширину рабочего поля, по «рельсе» перемещается обычная печатающая головка. При этом в аппаратах Screen используются синхронные линейные двигатели с постоянными магнитами, размещёнными на направляющей рельсе и электромагнитами в печатной каретке. Аналогичная конструкция размещена в качестве привода подвижного стола. Как было упомянуто выше, преимуществом такого привода является точность, отсутствие рывков и вибраций, а также отсутствие изнашивающихся частей.

Screen Truepress Jet W3200UV при максимальной скорости успевает сделать 10 проходов, а «старший собрат» Truepress Jet W3200UV HS при скорости печати в 150 м 2/ч делает 5 проходов, но при этом «видимое качество», по утверждению производителя, даже выше, чем в младшей модели, т. к. у модели HS больше печатных головок.

Выше уже упоминалось о применении принтеров с хорошим разрешением для печати по лентикулярному пластику. Специальный эффект swissQprint 3D Moire Effect позволяет создать фоновое изображение на плоском пластике: капли лака, наносимые в нужные места, образуют микролинзы, что и создаёт стереоэффект. При этом принтер ещё и наносит на материал цветное изображение

У швейцарской swissQprint появилась новая модель — Nyala 2 и поменялся поставщик в России — теперь это компания LRT. Принтеры этого производителя отличаются, кроме высокой скорости, богатым выбором чернил: светлые оттенки С и М, белые, лак, праймер, оранжевый, фиолетовый, наконец — смесевые на заказ.

Опция board option («бесконечный планшет») на принтерах swissQprint обеспечивает бесстыковую печать на материалах, длина которых превышает габариты рабочего стола. После запечатки очередного фрагмента вакуумный стол отключается, а специальная штанга с присосками перемещает материал на 1,5 м. Затем снова включается вакуумный стол, и принтер осуществляет печать следующего сегмента — точность системы такова, что визуально обнаружить место стыка очень трудно.

Печать на рулонных материалах может производиться в двух режимах. В первом материал равномерно протягивается через стол, а каретка движется по неподвижному мосту, который фиксируется на середине стола. Во втором печать производится на неподвижном материале, как и при работе с твёрдыми носителями. В этом случае печатается участок изображения, затем система продвигает материал и запечатывает следующий фрагмент. Данный режим рекомендован для сложных и деликатных материалов, которые легко тянутся или деформируются (например, материал для натяжных потолков).

Рынок

Высокопроизводительные системы Agfa M-Press Leopard и Tiger не просто исчезли из таблицы, а сняты с производства.

Прекращён выпуск и единственной в прошлом обзоре планшетной модели производства EFI — руководство компании решило, что в настоящий момент лучше сосредоточиться на гибридных принтерах. А вот у Roland DG такая модель появилась. Впрочем, такой разный подход неудивителен: у этих производителей совершенно разные линейки оборудования.

О новых поставщиках Gandy Digital и swissQprint уже сказано выше, а ещё одну новую марку — MiTech — в этом году вывела на российский рынок «Фирма ЛИР».

Поставщики планшетных УФ-принтеров достаточно открыты, когда дело касается цен на оборудование — с ними можно знакомиться в таблице. Но, к сожалению, по части количества инсталляций информацией делиться не хотят. По оценка редакции Publish, в России установлено около 150 планшетных УФ-принтеров (это без учёта сувенирных малоформатных моделей).

Заключение

Широкий спектр возможностей, которые обеспечивают планшетные УФ-принтеры, позволяет надеяться на то, что эта технология и дальше будет развиваться, а количество пользователей — расти.

 

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
ARK-JET SOL 1804

Сочетание качества печати, эргономичности и надёжности делает этот принтер хорошим выбором при изготовлении вывесок, рекламных конструкций, POS-материалов, фотообоев, интерьерной продукции и т. д.

«Надо работать на себя»

Эта мысль 15 лет назад не давала покоя молодому полиграфисту Виктору Хныченко. Он работал после окончания института в старейшей новосибирской типографии, которая вдруг неожиданно закрылась. Благо, к тому времени уже был накоплен богатый опыт в сфере полиграфии, что немаловажно, список постоянных клиентов, которым по-прежнему нужно печатать свои тиражи. А почему бы не повернуть эту ситуацию в свою пользу? Может, это шанс для собственного развития? Но как говорится, не попробуешь — не узнаешь.

Когда ты — вне конкуренции

Уход с российского рынка западных и японских производителей широкоформатной печатной техники дал возможность расширить своё присутствие на нём компаниям из других регионов мира. Одна из таких — LIYU Platinum не только раньше других вышла на российский рынок, но и открыла в этом году собственное представительство в Москве. Глава представительства LIYU International в России, компании LIYU Russia, Сергей Белоусов о том, чего уже удалось достичь и как устроен этот бизнес сейчас.

Как дела у РПК?

Рекламно-производственные компании в 2023 году и анализ результатов их деятельности.



Новый номер

Тема номера: Больше порядка. R-SUPERLAM AF-540. Пятикнижие конструкторов-полиграфистов. ARK-JET SOL 1804. Офсет – при своих. Когда ты – вне конкуренции. Бум в этикетке и не только. Глобальный плакат. Скрепка 2024. Интерлакокраска-2024. Инлегмаш 2024.



Организовав печать по текстильным материалам, стоит ли заводить своё швейное производство или лучше печатать на сторону?
    Проголосовало: 20