101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Цифровые технологии облагораживания: возможности и оборудование

  • 9 августа 2022 г.
  • 709
Одно из направлений деятельности Konica Minolta — оборудование для цифрового облагораживания печатных материалов MGI. Сергей Щёголев рассказал о том, как всё там устроено, и о возможностях, которые предоставляют полиграфистам современные технологии цифровой отделки.

8 июня в рамках Форума печатного и рекламного производства Printech 2022 прошла сессия, соорганизатором которой был журнал Publish. В рамках этого мероприятия с докладом «Разнообразие вариантов цифрового облагораживания» выступил Сергей Щёголев, продакт-менеджер Konica Minolta. Он говорил об актуальных технологиях, создающих красоту в полиграфии, и мы решили выделить его выступление в отдельный материал.

Выборочное лакирование и фольгирование

Одно из направлений деятельности Konica Minolta — это оборудование для цифрового облагораживания печатных материалов (цифровой отделки). Поскольку это «цифра», наверное, многие знакомы с тем, как это работает. Но нужно отметить структурированный рассказ Сергея о том, как всё это устроено, о тех возможностях, которые данная технология позволяет достичь, за подборку ярких примеров, демонстрирующих результат.

 

Рис. 1. Так выглядят маски для лака и фольги

Иллюстрации предоставлены Konica Minolta

Принцип работы. Поскольку технология цифровая, понятно, что всё идёт от файла. Есть файл для печати изображения, и есть файл для нанесения цифровым способом лака на печатное изображение. В данном случае это файл TIFF в градации серого (файл маски), который содержит в себе те участки изображения, согласно которому печатный модуль системы струйным способом (через печатающие головки) наносит лак на отпечатанное изображение.

Рис. 2. Управление высотой УФ-лака (Koniсa Minolta JETvarnish 3D)

© Konica Minolta

Как это устроено внутри файла? Градации серого задают величину слоя лака, которую машина будет наносить на те или иные участки изображения. За один проход листа можно добиться различного расположения и различной высоты слоя лака на отпечатанном изображении. Технология позволяет наносить лак разной высоты от тонкого (плоского) слоя на каких-то участках (тонкий слой лака) до довольно высоких 3D-рельефов.

Рис. 3. Варианты цифровой отделки лаком и фольгой, принципы работы

© Konica Minolta

Этот процесс может повторяться несколько раз. Изначально есть маска, которая отвечает за нанесение первого слоя лака. Дальше в машине есть модуль, который позволяет закрепить на этом лаке фольгу, следующим прогоном можно выбрать уже другую маску, по которой можно нанести ещё один слой лака (в т. ч. и поверх предыдущего слоя с фольгой) и снова, уже по новой маске, закрепить фольгу. Это можно проделывать несколько раз. Финишным, завершающим слоем создаётся лаковое покрытие, которое уже не будет покрываться фольгой и придаст поверхности оттиска либо глянцевый эффект, либо рельеф.

Рис. 4. Совместимость с материалами: от 135 до 800 г/см 2

© Konica Minolta

Материалы, которые поддерживаются для печати в этой технологии, довольно разнообразны. Во-первых, это любые виды бумаг. Если бумага впитывающая, то её необходимо будет либо заламинировать, либо покрыть воднодисперсионным лаком. Если это невпитывающий материал, необходимо убедиться в адгезии к УФ-лаку. Если адгезия недостаточно хорошая, то в большинстве случаев её можно улучшить за счёт использования опционального модуля коронного разряда. Для облагораживания подходит большинство материалов, используемых как в цифровых, так и в офсетных типографиях, плотностью от 135 до 800 г/м2. Таким образом, это может быть и обычная коммерческая печать, и картонная упаковка.

Разнообразие эффектов

Эффекты. Теперь, когда мы понимаем, как это устроено, можно перейти к эффектам, которые можно при помощи данной технологии получить.

Рис. 5. Выборочное лакирование: высота слоя до 30 мкм, высота лака одинаковая на всех элементах

© Konica Minolta

Самый простой эффект — это выборочное 2D-лакирование участков изображения, которые хотелось бы выделить. В основном такой подход используется при печати обложек для книг, каталогов, суперобложек для книг в твёрдом переплёте. На элементах, которые мы хотим выделить, формируется тонкий слой лака, и чаще всего это одна высота, потому что на таком тонком слое не имеет смысла заниматься её варьированием.

Рис. 6. Выборочное 3D-лакирование: высота слоя выше 30 мкм, переменная высота лака на элементах

© Konica Minolta

Следующий эффект — выборочное лакирование, но уже с высоким поднятием слоя (3D). Это делается для того, чтобы тактильно ощутить эффект от лака, который нанесён на участки изображения. Тем самым можно подчеркнуть какие-то элементы узора (например, на упаковке) либо задать какую-то текстуру на участках изображения.

Рис. 7. Выборочное 3D-фольгирование: высота слоя выше 30 мкм, переменная высота лака на элементах, использование нескольких видов фольги на одном изделии

© Konica Minolta

Очередной этап — это нанесение на выпуклые участки изображения, покрытые лаком, выборочной фольги. Как это делается технологически, будет рассказано ниже. Для понимания: фольга в данном случае — это очень яркий блестящий элемент, который наиболее сильно будет привлекать внимание к тем участкам изображения, где она нанесена. Наиболее часто выборочное фольгирование используется в упаковке. В производстве большинства упаковки коммерческих товаров фольга наносится традиционном способом (как, собственно, и печать), но сегодня уже много примеров упаковки (как импортных продуктов, так и отечественного производства), где фольга и лак нанесены явно цифровым способом.

Рис. 8. Создание текстур: высота слоя от 21 мкм, переменная высота лака на элементах, моделирование матовой поверхности за счёт «растрирования»

© Konica Minolta

Ещё один пример — это создание текстур за счёт возможности варьирования в одном проходе различной высоты лакового слоя (от очень мелких деталей до крупных участков изображений). Можно промоделировать текстуру изображения и тем самым воссоздать трёхмерность картинки. В этом случае тактильные ощущения (текстура) подкрепляются визуальным эффектом. Цифровой лак (само покрытие) создаёт высокий глянец, но за счёт особых способов растрирования можно некоторым элементам придать матовость, тем самым создав контраст и для визуального восприятия.

Рис. 9. Вариативность: изменение высоты лакового слоя, моделирование матовой поверхности за счёт «растрирования», использование готовых текстур)

© Konica Minolta

Вариативность. На рис. 9 демонстрируется возможность цифрового изменения одного и того же продукта с различными вариантами отделки: глянцевое выборочное лакирование (простейший вариант), создание матовой структуры за счёт растрирования (об этом говорилось выше, рис. 8) и эффект придания объёма за счёт текстуры выпуклых элементов.

Чем интересна цифровая технология? Тем, что она позволяет на этапе разработки продукта очень быстро посмотреть различные варианты восприятия того или иного вида отделки и протестировать, как она будет выглядеть уже в итоговом варианте.

Рис. 10. Объёмное тиснение фольгой: высота слоя от 47 мкм, возможность менять высоту подъёма для различных элементов, гладкая поверхность листа на обороте

© Konica Minolta

Премиальный сегмент. И, наконец, довольно сложный вид отделки (для дорогих видов продукции), когда добавляется объёмное тиснение фольгой, плюс поверх фольги создаётся некое изображение, аналог эмбоссирования в традиционной технологии. При этом основа не деформируется — с обратной стороны бумага остаётся ровной, а верхняя часть (за счёт нанесения лака, фольги и снова лака) позволяет создать интересные эффекты с очень объёмным изображением. Понятно, что чем больше операций, тем более с высокой себестоимостью продукт получается, так что такие вещи используются для премиальных сегментов.

Рис. 11. Эффект «блеска» или «глиттер»: вариативная высота и структура лака, использование разных видов фольги

© Konica Minolta

Эффект «блеска» или «глиттер». Ещё один интересный эффект — нанесение лака отдельными капельками, что задаётся в дизайне или выбирается готовый паттерн из библиотеки. Таким образом формируется эффект глиттера. При этом мы имеем очень маленький расход лака. Расход фольги (если делать по отдельным элементам) — тоже небольшой. Затраты на расходные материалы сокращаются, производство не такое дорогое, а эффект интересный и привлекательный, с точки зрения восприятия. Его можно использовать в открытках, приглашениях.

Рис. 12. Разнообразие эффектов цифрового облагораживания

© Konica Minolta

Представленная технология цифрового облагораживания часто используется при создании упаковки для премиальных брендов. Пример сложной разработки упаковки, которая по максимуму включает возможности цифровой технологии: использование фольги, лака, голографической фольги, нанесение лака поверх фольги, т. е. всевозможные эффекты, которые позволяют придать высокий премиальный статус конечной продукции (рис. 12). Стоит отметить, что чем больше эффектов мы используем, тем больший тираж экономически оправдан в цифровой технологии в сравнении с традиционными методами отделки. Также можно отметить, что некоторые виды цифрового облагораживания просто невозможно повторить с использованием аналоговых технологий.

Машины и технологии

© Konica Minolta

Системы MGI JETvarnish имеют модульное построение, в начале, естественно, модуль подачи, затем модуль равнения листа. Основная часть — это струйный модуль нанесения УФ-лака, который использует печатающие головки Koniсa Minolta. Далее: УФ-сушки для закрепления лака (их может быть несколько), модуль тиснения фольгой и приёмка.

Автоматическая система регистрации AIS позволяет нанести маску лака (привязанную к изображению) точно на те места, которые у нас есть в печатном виде. Система сканирует каждый лист, который проходит через машину, и сверяет распечатанное изображение с цифровым оригиналом (который хранится в её памяти) и, если есть какие-то искажения, вносит необходимые корректировки в расположение печатных элементов маски. Важный момент, что эта технология позволяет корректировать искажения не только целиком по всему листу, но и в каждой отдельной части изображения. Это не только сдвиг, смещение и разворот самого изображения, но и растяжение внутренних частей, сжатие и проч.

Почему технологически был выбран файл в формате TIFF (рис. 1)? Потому что это позволяет очень быстро перенастраивать и вносить изменения в файл маски в графическом редакторе непосредственно на самой машине. Если произошли какие-то изменения, или не нравится какой-то элемент, или хочется изменить эффект от нанесения лака и восприятие, то именно в файле TIFF можно быстро всё поправить.

Как устроен модуль горячего фольгирования? Лист проходит между двумя валами, один из которых стальной, второй — прорезиненный — нагревающийся. За счёт давления и температуры фольга схватывается с тем участком лака, с которым соприкасается второй вал. Верхний вал подвижный в вертикальной плоскости, благодаря этому фольга пристаёт не по всему пространству листа, а только в заданных участках, тем самым экономится дорогой расходный материал — фольга.

В модельном ряду Konica Minolta представлены:

  • MGI JETvarnish 3D One — начальный уровень, формат В3, наносит только лак, обработка материалов шириной до 364 мм;
  • MGI JETvarnish 3DS & iFOIL — тот же формат, но с модулем фольгирования, позволяет в линию наносить и фольгу, и лак одновременно;
  • MGI JETvarnish 3D — формат В2, легко справляется с оттисками с машин как цифровой, так и традиционных способов печати;
  • MGI JETvarnish 3D EVOLUTION — модификация машины 3D EVO для форматов 520×1200 мм и 750×1200 мм (для крупных упаковочных производств, больших тиражей);
  • MGI JETvarnish 3D WEB — машина для отделки рулонных материалов, принцип действия тот же, ширина обработки до 405 мм. Первая подобная машина в России установлена в типографии «Оптифлекс» (Липецк).

Источник: Konica Minolta

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Заря нового мира. И офсет, и цифра. И трафарет, и флексо.

Нам довелось жить в эпоху перемен и то, что мир никогда не станет прежним, стало общим местом. А каким он станет? Наверное, имеет смысл подумать о том, контуры чего маячат на горизонте. Начнём с условий для бизнеса.

Как напечатать «тот самый» цвет?

Если для нас, полиграфистов со стажем работы в отрасли, очевидна проблема с цветом, то для людей, которые приходят к нам в типографии со своими прекрасными макетами, это шокирующая новость. Они же так долго утверждали цвет с дизайнером! Как это он будет не таким же на печати?

Свои среди чужих

Сентябрьский номер нашего журнала был посвящён печати по текстильным материалам и изделиям. Но тема эта остаётся актуальной — как минимум для тех, кто рассматривает этот сектор рынка в качестве потенциального варианта развития своего бизнеса.

Гибридные этикеточные машины

Уже перед началом LabelExpo Americas 2022, проходившей в середине сентября 2022 года в Чикаго, бельгийская Xeikon, являющаяся подразделением FlintGroup, объявила о начале продаж гибридных решений для печати этикетки.

Прогоревший бизнес Гутенберга

В 1455 году в немецком Майнце начался рядовой, ничем не примечательный для горожан судебный процесс: богатый коммерсант из цеха ювелиров Иоганн Фуст обвинял своего делового партнёра Иоганна Гутенберга в нецелевом использовании средств в рамках их совместного предприятия и требовал возмещения огромной суммы в размере 2020 гульденов.


Новый номер

Тема номера – «Цифровая печать по текстилю». «Например»: MAVEX Sport. Ксения Чепикова о бизнесе Гутенберга. Школа цифровой текстильной печати. Цифровая печать по гофрокартону. Справочник покупателя: текстильные принтеры. Что в России с самоклейкой?


Что по Вашему перспективнее при расширении печатных мощностей типографии: «цифра» или офсет?
    Проголосовало: 104