С 31 мая по 2 июня 2023 года в Алматы прошла выставка Central Asia Reklam. Это крупнейшая ежегодная международная выставка в Центрально-Азиатском регионе, которая объединяет представителей рекламного бизнеса и полиграфии, типографий, компаний, представляющих промопродукцию и материалы, презентационные товары и услуги, из всех регионов Казахстана, стран СНГ, стран ближнего и дальнего зарубежья для демонстрации инновационных проектов, новой продукции и услуг в области наружной и световой рекламы, полиграфии, POS-материалов и бизнес-сувениров. О том, как это было, рассказывают участники выставки.
Абылай Ерубаев, EPSON
Компания работает в Казахстане с 2007 года. Если говорить о печатном направлении, то наше преимущество — это собственные технологии. EPSON — один из лидеров, который вкладывается в развитие технологий во всех наших решениях, будь это проекционное или печатное оборудование. Мы вкладываемся в инновации, в развитие собственных технологий и за счёт этого являемся одним из лидеров в своих решениях в отрасли.
На рынке Казахстана сейчас я вижу увеличение спроса на производство айдентики. Это не масс-маркет, а печать чего-то уникального с собственным дизайном. Очень много компаний, кто начинает развивать дополнительный бизнес в этом направлении, создавать новые бренды одежды, в том числе и сувенирную продукцию. Я вижу в этом направлении большую перспективу, и государство уделяет много внимания для развития национальной идеи. Соответственно, многие люди носят одежду и украшения в национальном стиле, пользуется спросом различная сувенирная продукция с национальными мотивами. И у нашей компании есть решения, которые позволяют реализоваться в данном направлении. Одно из них — это прямая печать по текстилю, благодаря которой можно создавать изделия из натуральных тканей. А наши сублимационные решения позволяют делать принты на различных тканях с полиэстеровым содержанием. Это направление, я думаю, тоже интересно для пользователей и для развития в будущем.
Мы видим, что рынок меняется, потому что в Казахстане появляется всё больше и больше игроков. Рынок Казахстана переходит к более высокому качеству изделий, соответственно, требования к продукции повысились. И мы развиваемся в ногу со временем. Перспективными направлениями я вижу прямую печать по текстилю, производство сувенирной продукции. У нас есть решения для печати холстов репродукции, что тоже востребовано: картины, постеры очень популярны.
Марат Вагапов, директор «Технология Плюс»
Мы занимаемся поставкой оборудования для полиграфии и рекламы — это широкоформатные принтеры Roland, с разным способом печати: сольвентной, УФ-печатью, пигментной. Продаём гравировально-фрезерные машины. Также мы являемся дистрибьюторами крупнейших мировых брендов по послепечатному оборудованию: Ideal, Cyklos и проч. Также являемся дистрибьютором Aeroflow — это плёнки производства Германии, которые используется для наружной рекламы. Мы в своё время раскручивали определённые направления, занимались очень долго и активно продвигали на выставках. И теперь практически для всех брендов, которые мы представляем, мы являемся эксклюзивными поставщиками. Наша главная цель участия в выставке — продавать оборудование, зарабатывать деньги и помогать людям. С моей точки зрения, полиграфия немного отходит на второй план, поскольку всё уходит в «цифру» — смартфоны и планшеты, и люди отвыкают от бумажных носителей информации. Но в этой отрасли остаются востребованными широкоформатные принтеры, режущие плоттеры и те продукты, которые визуально производят на человека впечатление: боксы, короба, вывески, таблички, этикетки — эксклюзивные решения, которые с помощью нашего оборудования можно предлагать своим клиентам. Я думаю, что сейчас упор надо делать на такие вещи. Рынок массового производства этикетки, упаковки является сейчас источником основных доходов. Такие такие вещи, как печатание книг, журналов, буклетов, — всё это уходит в прошлое, и думаю, что уже никогда не вернётся. Поэтому начинать надо с решений, которые менее материально затратные, но более рентабельные, потому как надо предлагать клиенту готовое решение. Перспективы роста рынка я оцениваю очень позитивно. Я занимаюсь 28 лет этим бизнесом и вижу, что рынок постоянно растёт: увеличивается спрос на оборудование, требуются новые решения, новая продукция, новое оборудование — все загружены работой. И это нас радует.
Александр Шабалтаев, заместитель директора BVV souvenir
Мы представляем наградную и сувенирную продукцию: медали, значки, ордена, статуэтки, плакетки, имиджевую продукцию. Всё делаем по индивидуальному заказу, и, по сути, каждая продукция здесь индивидуальна. С каждым годом выставка увеличивается, рекламных компаний с каждым годом также всё больше и больше, потому что это дело востребованное. В выставке мы участвуем, чтобы привлечь больше потенциальных заказчиков и чтобы старые заказчики размещали заказы у нас напрямую, без посредников. Как сказал глава государства, «нужно избавляться от посредников, чтобы их поменьше было». Все-таки мы каждый день даже в магазине чувствуем на своём кармане, как посредники влияют.
Дмитрий Кузнецов, Asia Print Service
Я думаю, что ещё ближайшие как минимум 10 лет печатная реклама останется двигателем торговли. Мы хотим показать достижения современных технологий в области полиграфии. Наша компания является представителем бренда Duplo в Республике Казахстан. Япония — все знают, что это очень хорошее качество. У нас для всех видов печати есть своё решение: всё, что на сегодняшний день можно называть бумажным носителем, всё, что распечатывают сегодня современные печатные машины, цифровые, струйные, лазерные и офсетные. Заработать сейчас можно на коммерческой печати. Всегда прибыль хорошую приносит именно коммерческая печать: та, которая помогает клиентам продвигать на рынке любую продукцию в виде рекламы. Я думаю, ещё долгие годы рынок полиграфических услуг будет оставаться востребованным, и мы, являясь цивилизованной страной, будем участвовать во всех мировых процессах, которые с этим связаны. Баннеры, распечатки — это часть нашей жизни, это будет сплошь и рядом. Наше оборудование, которое мы предлагаем, — это такие современные роботы, которые помогают улучшить процесс у наших клиентов, ускорить работу, сделать более качественной продукцию, менее затратной в человеческом труде. А так как машины очень точные и очень интеллектуально оснащённые, то это положительно влияет на современный процесс бизнеса в полиграфии и рекламе.
Маргарита Жукова, LentaPrint
Мы помогаем людям самим печатать этикетки, наклейки, подарочные ленты, ленты выпускников. Всё делается на этом маленьком принтере Argox TE-230: очень бюджетно и довольно быстро. В Алматы мы работаем с 2023 года, в России — порядка 5 лет. Хотим получить опыт общения с людьми, узнать их потребности и запросы и наработать себе базу. Рынок рекламного производства быстрорастущий: чуть ли не каждый месяц появляется какая- то новая технология, и нужно успевать за ним.
Дмитрий Шедько, Medali Store
Специализируемся мы на производстве наградной продукции для спортивных, корпоративных мероприятий и для компаний, чтобы выделять сотрудников. Собственно говоря, медаль, кубок или награда это не просто железка, в первую очередь — это эмоция участника, и чтобы спортсмены и сотрудники получали достойную награду, достойные эмоции, мы разрабатываем всё по индивидуальному дизайну. Компания родом из России, находимся в Санкт-Петербурге, но работаем с Казахстаном, и это сотрудничество нам нравится, планируем расширяться, поэтому приехали на выставку. Мы только присматриваемся к этому рынку, но по обратной связи, которая была на выставке, оцениваем перспективы достаточно хорошо, видим, что это нравится, что это заходит. В Казахстане очень много спорта, как профессионального, так и любительского. Спорт это всегда труд, это тренировки, и от обычной медальки спортсмен не получит тех эмоций, которые он получает от нашей продукции. И, наверное, в первую очередь это именно то, для чего мы здесь.
Ольга Куклина, Фабрика наградной и сувенирной продукции «Индивид»
Мы изготавливаем изделия из металла и оргстекла, это медали, брелоки, статуэтки, часы, плакетки, календари и многое другое. На выставке хотим найти дистрибьюторов в Казахстане и клиентов, показать нашу усовершенствованную технологию сублимации. В нашей продукции используется специальный состав, который позволяет нашим изделиям блестеть, не выцветать и не выгорать на солнце годами. И хотелось бы в массы пустить информацию об этом. Под заказ мы можем воплотить любую фантазию, так как наши дизайнеры по запросу клиента визуализируют, что он попросил. У нас нет ни одного повторяющегося изделия, мы всё делаем под клиента. Я думаю, что за рекламой будущее, скорее всего, она станет более интерактивной. Бумажные листовки, скорее всего, отойдут на второй план, и будет развиваться направление мерча.
Михаил Лапега, 1CRM
Я основатель нашей компании, которая занимается автоматизацией бизнеса для рекламных производственных компаний, рекламных агентств: это продажи, производство, учёт, зарплаты, склады и так далее. На рынке Казахстана у нас уже появились клиенты по сарафанному радио, нас нашли в соцсетях, вот мы и подумали: почему бы нам не расширить тут своё присутствие? Программой пользуются на рынке, таких решений нет, поэтому приехали искать клиентов. Как всегда: реклама — двигатель торговли, и в любые времена, даже плохие, реклама ещё лучше пользуется спросом. Как говорится, «когда дела идут хорошо, надо вкладываться в рекламу, а когда плохо, надо ещё больше вкладываться в рекламу». Сейчас рынок турбулентный, но мы по себе и своим клиентам видим, что спрос повышается.
Азамат Шектибаев, Present
Мы работаем в Атырау по сувенирной продукции и поставляем большой ассортимент: от мелких брелоков до больших рюкзаков, в основном для нефтяных компаний. В Алматы мы приехали представить два бренда — это текстиль Malfini и Harvest, хотим работать по системе B2B, только с рекламными агентствами, не влезая в рынок. На выставке ищём рекламное агентство, которое будет покупать у нас товары по оптовым ценам и реализовывать конечным потребителям. Мы хотим работать в Алматы, не отбирая хлеб агентств. Рекламный рынок, как мне кажется, — неиссякаемый поток. Если брать рекламу и сувенирку, то сувенирка никогда себя не исчерпает. Может, печатные издания и теряют позиции, а сувенирка будет всегда: всем нужно одевать своих сотрудников в одежду с логотипом. Это лицо компании, и, конечно, намного приятнее, когда сотрудники ходят в униформе с вышитым логотипом. А если подарить сотруднику хороший рюкзак, он будет его таскать не только на работу, но и по городу. И, соответственно, логотип, который стоит на рюкзаке, будет работать везде.
Даут Раунак, DAV print
Мы представляем на выставке DTF-аппарат для печати на текстиле. Даём гарантию минимум на 50 стирок. Также представляем второй аппарат — УФ-печати. Можно наносить любые наклейки на любые твёрдые поверхности. Сама наклейка тактильно ощущается объёмной. Мы продаём эти аппараты в Казахстан и в СНГ под заказ, японское оборудование, сборка — Китай. Соотношение цена/качество очень радует. Например, у конкурентов такие промышленные аппараты стоят намного дороже и по качеству не сильно превосходят. Перспективы рекламного рынка очень большие, в последние два года именно подобные принтеры получают большое распространение, так как любой бизнес хочет брендировать себя, рекламировать, и мы помогаем в этом. И в последний год начинают развитие настенные принтеры.
Руслан Исабеков, NAKLEYKA.KZ
Мы занимаемся производством наклеек на различные поверхности (ткани, твёрдые поверхности), делаем виниловые и бумажные наклейки. Также непосредственно продаём и обслуживаем оборудование, поставляем расходные материалы к нему. Мы достаточно высоко оцениваем перспективы рекламного рынка, видно, что он динамично развивается. Новые технологии приходят, и людям это интересно, и они пользуются спросом. Мир на месте не стоит, и мы стараемся следить за этим. У нас есть собственное производственное оборудование, для нас его производят по нашим спецификациям. То есть мы пришли к тому, что определили технологии производства и по этим спецификациям для нас изготовили оборудование, на котором мы работаем. У нас разработан полный цикл: расходные материалы, специалисты, обслуживание — полностью всё своё. На рынке наклеек сейчас востребованы DTF-печать на ткани и твёрдых поверхностях, УФ-печать. Мы очень внимательно следим за рынком рекламы и стараемся применять новейшие технологии у себя на производстве. Например, на рынке полиграфии в целом очень востребована УФ-печать. Неважно, наклейки это, баннеры или печать на твёрдых поверхностях, таких как акрил или ПВХ. Рынок Казахстана достаточно открытый и широкий, на нём представлены пока не все технологии, которые используются в мире, поэтому есть ещё куда расти.