«Никто не возвращается из путешествий таким, каким он был раньше», — гласит китайская пословица. Трудно не согласиться с китайскими мудрецами, ведь в таких путешествиях мы порой что-то переосмысливаем в своей жизни или начинаем смотреть на какие-то вещи совсем другими глазами. Вот и я, побывав на Добрушской бумажной фабрике, по-другому взглянул на сам процесс производства бумаги и картона. И не только: получил массу впечатлений от прекрасной Беларуси. Хотя во многом менталитет наших соседей сродни нашему, однако есть и отличия, которые побуждают проникнуться к ним ещё большей симпатией. Но обо всём по порядку.
Наша группа вылетела из аэропорта Шереметьево в Минск рано утром 5 октября. Не успели мы набрать высоту и отведать вкусного чая с лимоном, вприкуску с медовым пряником, как пришлось вновь пристегнуть ремни, ведь самолёт начал снижение и подготовку к посадке. В общем, не успели мы оглянуться, как 1 час 15 минут полёта были позади. Нас встретил комфортабельный автобус с превосходным гидом-экскурсоводом Василием. На протяжении всего нашего путешествия этот стройный молодой человек с аккуратной причёской, казалось, поведал нам всю историю развития Беларуси начиная «от сотворения мира». Если бы на уроках истории так увлечённо и заразительно нам преподносили школьный материал, то, вероятно, это был бы один из моих любимых предметов. Как можно запомнить такое количество наименований, персонажей, дат и событий, включая мельчайшие подробности, одному Васе известно… И по всему было видно, что все эти рассказы приносят нашему гиду удовольствие, ведь это частичка и его истории.
Наша группа в попытке сделать совместное фото без отвлечений |
Приближение
Двигаясь от Минска к главной цели нашей экскурсии — Добрушу, мы по пути заехали в замечательный город Бобруйск, чтобы погулять по его старинным улочкам. И хотя существует несколько версий происхождения самого названия города, визитной карточкой Бобруйска является скульптура Бобра Самуиловича на одной из площадей города. Ну кто же устоит перед соблазном сделать фото с таким респектабельным героем?
Бобр сидячий, жанровая скульптура, город Бобруйск |
А между тем прогулки на свежем воздухе, как известно, способствуют хорошему аппетиту. Кафе L’histoire запомнилось мне не только своим старинным интерьером и экстерьером, но и незабываемым вкусом блюд: наваристый борщ с ржаным хлебом, салом и зелёным луком удивил подачей, картофельные драники со сметаной просто таяли во рту — в жизни не ел таких вкусных.
Под гастрономическим и другими сопутствующими впечатлениями от увиденного мы продолжили наш путь, благополучно добравшись к вечеру до Гомеля, где нас ожидал респектабельный парк-отель «Замковый», расположенный в знаменитом Гомельском парке на высоком берегу реки Сож. Выполненное в виде средневекового замка здание гостиницы удачно дополнило собой дворцово-парковый ансамбль. И, наверное, будет излишним описывать в подробностях ужин и последующий завтрак перед посещением фабрики. Скажу одно: данной колонки не хватит, чтобы описать то наслаждение и удовольствие, которые я испытал от данных трапез. То ли все дело в прекрасной экологии данного региона и, как следствие, в вкуснейших натуральных продуктах и широчайшем ассортименте блюд, то ли в гостях всегда вкуснее, чем дома, — я до сих пор не нашёл ответа. В любом случае, вкусная еда и интересная беседа с коллегами по профессии оставили неизгладимое впечатление. И это мы ещё не побывали на фабрике. Поэтому, ощущая эмоциональный подъём, я был в невероятном предвкушении. И братья-белорусы, как и прежде, не разочаровали.
Памятник Бобру Самуиловичу, символу города Бобруйска |
Палета с белорусским трехслойным картоном. Основная продукция фабрики «Добруш» |
Впечатление
Утром 6 октября мы выехали в Добруш, до которого добрались довольно быстро, ведь он находится в 27 км от Гомеля. Оказалось, что перед экскурсией необходимо пройти краткий курс техники безопасности: всё-таки производство масштабное и вести себя нужно на нём предельно аккуратно. Нарядившись в симпатичные светоотражающие жилеты и надев защитные каски, мы зашли на территорию фабрики. И это первое впечатление — она просто огромная, с большим количеством различных зданий. Многие из них построены в XIX веке из красного кирпича, а толщина стен — почти метровая. Сразу видно, что строительство шло «на века». В самом начале нашей экскурсии по фабрике мы заглянули в музей, который находится на её территории. Что сказать: немного найдётся в Беларуси предприятий с такой богатой историей, как у Добрушской бумажной фабрики «Герой труда», и часть её корпусов, выполненных в стиле неоготики и модернизма и датированных 1870 годом, охраняются государством — культурная ценность. Именно в 1870 году князь Фёдор Иванович Паскевич заложил бумажную фабрику. А в 1872 году фабрика уже начала выпускать первую продукцию — сразу несколько типов бумаги: обёрточную, спичечную, писчую, печатную и газетную.
Вход в здание картоно-делательной машины (КДМ) |
Весь процесс начинается с заготовки древесины исключительно лиственных пород — берёзы и осины, которую сюда доставляют по железной дороге и на автопоездах. В процессе изготовления бумаги и картона используется исключительно белорусский лес, и для этой цели выделена внушительная территория. Древесину очищают от коры и измельчают в щепу до нужной фракции, после чего она проходит промывку и пропитку специальными средствами и размалывается на волокна определённой длины. Далее они смешиваются с водой, которая тоже проходит специальную подготовку, и другими необходимыми компонентами, затем получившаяся масса насосами подаётся на бумаго- и картоноделательные машины. Даже подготовительные процессы кажутся невероятно сложными, так что начинаешь по-другому смотреть на обычную бумагу.
А мы идём к первой бумагоделательной машине, чтобы своими глазами увидеть дальнейший процесс. На данный момент на фабрике четыре рабочие машины. Старейшая машина имеет возраст более ста двадцати лет, и она до сих пор производит бумагу, а именно: макулатурную, обёрточную и бумагу для среднего слоя гофрокартона марки Б2. Чтобы машина работала бесперебойно, её обслуживают одновременно 12 человек — это включая заготовку и подачу сырья и заканчивая машинной бригадой и контролем качества.
Бумажная масса, которая поступает в машину, «прокатывается» между 24 -мя огромными валами, которые нагреваются изнутри горячим паром. В процессе производства происходит раскатывание массы в плоский и тонкий лист и параллельно от высокой температуры — его обезвоживание. Если находиться рядом с этим оборудованием в момент его работы, то на себе ощущаешь повышенную влажность. В результате на выходе из машины получается рулон на 95% сухой бумаги шириной 2100 мм. Смены на машине круглосуточные, и за одни такие сутки машина способна изготовить около 35 тонн бумаги! Вот это да! Но, оказалось, не так уж это и много, если знать, что мы увидим дальше.
Старейшая бумагоделательная машина на предприятии. Возраст более 120 лет |
Понимание
А дальше нам пришлось покинуть старое колоритное здание и проследовать по территории к самой высокопроизводительной КДМ — картоноделательной машине, которая производит трехслойный мелованный картон. И вот тут уж нашему взору предстала поистине масштабная картина. В отдельном здании, построенном специально для этой цели, разместилась просто нереальных размеров машина. Высотой с пятиэтажной дом и в длину как роскошный пятипалубный лайнер, она просто поражает воображение. Поначалу даже кажется, что это невозможно, но когда все её механизмы приводятся в движение, понимаешь, что это происходит наяву и ты этому свидетель! Её скорость — 500 метров в минуту. Принцип работы почти такой же, как у предыдущей машины, только с большой разницей. Во-первых, необходимо из трёх слоёв картона получить один. Кстати, эти три слоя между собой склеиваются, как бы вы думали, чем? Обычным крахмалом. Во-вторых, на каландре происходит уплотнение картона и выравнивание до требуемой толщины. И в -третьих, необходимо ещё прогрунтовать его и покрыть полученный на выходе картон мелом с двух сторон. Огромное количество операций, чтобы на выходе получить тамбур (так называется этот огромный рулон) шириной 4200 мм и весом около 30 тонн.
И на каждом этапе производства берутся пробоотборники, работают умные камеры и есть своя лаборатория для контроля. Более того, процесс управления происходит в современной аппаратной, ведь на каждом узле и механизме стоят датчики, которые передают показания на мониторы операторов. Все процессы изготовления максимально автоматизированы. В обслуживании этой машины одновременно задействованы 35 человек и ещё 5 человек ОТК. Производительность этой машины — около 570 тонн картона в сутки! А производственная мощность фабрики — 200 000 тонн картона в год. Тамбуры нарезаются на роли нужных размеров и на листы. То есть конечному потребителю картон поставляется и в ролях, и в листах.
Картоноделательная машина в действии |
Продукция предприятия, ожидающая расфлатовки (размотка с разрезкой из ролей в листы) |
И что ещё приятно поразило по итогу общения с представителями руководства фабрики, так это их искренняя заинтересованность в том, чтобы процесс повышения качества выпускаемой продукции не стоял на месте, а постоянно развивался. В личной беседе они не только просили, а даже настаивали на том, чтобы мы давали обратную связь по качеству их продукции.
Полный впечатлений, по пути домой я думал о том, что нам совершенно необходимо развиваться не только в профессии, но и в жизни. Эта поездка показала, сколько ещё существует нюансов и тонкостей в профессии, а также прекрасных людей и мест, о которых мы не знаем. Однако, познакомившись или даже всего лишь прикоснувшись к ним, мы понимаем, как удивительно и порой сложно всё устроено. Но в этой сложности и в самой идее развития заключается что-то непостижимо прекрасное. В результате чего мы начинаем смотреть на какие-то вещи совсем другими глазами. И посещение Добрушской бумажной фабрики позволило понять, какой это сложный продукт — мелованный картон и как непросто сделать его. И что нет предела совершенству.
Об авторе: Сергей Ляпин, руководитель технологического отдела АО «Щербинская типография»