101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

«Цифра» для флексотипографии

  • Анна Гуслистова
  • 15 мая 2024 г.
  • 399
В марте 2024 г. в типографии TRIADA Flex (Бишкек, Кыргызстан), которая входит в полиграфический холдинг ST.art Ltd., запущена первая в Центральной Азии цифровая рулонная этикеточная машина AccurioLabel 400. Через месяц после запуска мы попросили типографию рассказать о предыстории проекта и поделиться первыми впечатлениями о внедрении цифровой этикеточной печати.

Как рассказал основатель и генеральный директор ST.art Ltd. Александр Златкин, компания была основана в 1993 г. и стала первой частной типографией в независимом Кыргызстане с собственным парком оборудования. «Будучи художниками, в начале 90-х мы начинали с разработки дизайна этикеток и размещения заказов в Алматы и Москве, как посредники, — вспоминает Александр. — Тогда на полиграфическом рынке Кыргызстана не было ни качественной печатной техники, ни даже этикеточной бумаги. В 1994 г. нам очень повезло получить льготный кредит от немецкого банка KfW на покупку современного полиграфического оборудования. К счастью, мне, тогда 22-летнему студенту архитектурного института, для получения кредита не потребовалось детального бизнес-плана и залогового обеспечения — достаточно было внятно изложить идею и показать, что у тебя есть договора с заказчиками. В тот период ST.art предлагал своим клиентам только сухую этикетку, этим определялся и выбор первого комплекта оборудования, включающего двухкрасочную полуформатную листовую офсетную машину известного немецкого производителя, копировальную раму и послепечать. Оплату поставщику оборудования банк произвёл напрямую. В дальнейшем, после возврата первого кредита был и второй, на который мы также приобрели новое немецкое оборудование (ещё одну печатную машину и стоп-цилиндр для горячего тиснения фольгой)». Типография не переставала развиваться и в последующие годы постоянно расширяла и обновляла парк полиграфической техники.

В 1996 г. в структуре холдинга появилась коммерческая типография TRIADA Print, которая специализировалась на печати рекламной и журнальной продукции. Позднее, в процессе развития её оснастили не только офсетным, но и цифровым печатным оборудованием. Именно для оперативной полиграфии был создан бренд TRIADA Xpress.

В 2006 г. была создана первая в Кыргызстане флексографская типография TRIADA Flex, для которой выбрали узкорулонную машину известного американского производителя. Конфигурация подбиралась не типичным для этой индустрии способом: нужна была как можно более универсальная машина, поскольку «опереться» на потребности какого-то одного крупного заказчика рулонной этикетки не получалось — его тогда в стране ещё просто не было. Американцы удивились, но выполнили необычный заказ: в машине с максимальной шириной рулона 457 мм и возможностью запечатывать практически любой материал (от плотного картона до 12-микронной плёнки) установили 8 комбинированных красочных секций, приспособленных для печати и водными, и спиртовыми, и УФ-красками, а также ряд дополнительных отделочных секций. Запустили и собственный формный участок — репроцентров для флексотипографий в Кыргызстане не было. Позднее, в процессе развития для типографии приобрели ещё две узкорулонных флексомашины, на этот раз — известного швейцарского производителя. Также за более чем 20 лет были приобретены различные послепечатные машины и отделочные линии. Сегодня TRIADA Flex является лидером в секторе рулонной этикеточной печати в Кыргызстане.

Сейчас в холдинге ST.art работает более 250 чел., из них около 100 трудятся в офсетной типографии, остальные на флексопроизводстве, в цифровом подразделении, а также в издательстве. Общая площадь производственных помещений холдинга — 3500 м2, складских — 1000 м2.

Слева направо — менеджеры типографии TRIADA Xpress Татьяна Шубникова (менеджер по работе с клиентами), Татьяна Алешко (главный менеджер), Татьяна Астахова (офис-менеджер) и основатель ST.art Ltd. Александр Златкин рядом с Konica Minolta AccurioLabel 400 перед печатью первого коммерческого тиража

«Цифра» как следующий шаг эволюции

Логика развития флексографского направления подсказала необходимость следующего шага — внедрения цифровой печати. Задумывались над этим уже давно, поскольку тенденция сокращения средних тиражей и увеличения количества наименований наблюдается на рынке уже не первый год. «К сожалению, реальность такова, что наши клиенты не увеличивают тиражи, а напротив — начинают дробить свои заказы, расширяя ассортимент продуктов. Печатать у нас на флексомашинах мелкие тиражи этим заказчикам становится невыгодно, и они пытаются найти других поставщиков. Плюс к этому в стране в сфере малого и среднего бизнеса сформировался большой пул потенциальных заказчиков на короткие тиражи из тысяч и десятков тысяч этикеток, — объясняет Александр. — Как следствие, рулонная “цифра” для нас необходима как инструмент для удержания существующих клиентов и привлечения новых».

Исходя из этого, в TRIADA Flex начали изучать существующие на рынке предложения производителей рулонных цифровых машин. Сначала Konica Minolta даже не попадала в сферу внимания, так как изначально в типографии не хотели ограничивать себя только печатью CMYK (фактически только на бумаге и белых плёнках). Нужно было найти машину с возможностью печати дополнительным белым цветом, причём индустриального класса. Но после того как в типографии узнали о появлении в линейке Konica Minolta модели AccurioLabel 400, ситуация изменилась. Уже весной 2023 г. начались предварительные переговоры, а окончательное решение было принято в сентябре, когда Александр посетил выставку LabelExpo Europe в Брюсселе. «Хотя там присутствовали все гранды цифровой индустрии, новые решения Konica Minolta выглядели очень достойно», — отметил он. Значительную роль сыграло и наличие у Konica Minolta локального сервиса в Центральной Азии (в Кыргызстане сервиc оказывает официальный партнёр — компания Logic, располагающая сертифицированными инженерами). Фактически в секторе цифровой этикеточной печати никто из конкурентов этим похвастаться не может. В итоге до конца 2023 г. был подписан контракт на поставку AccurioLabel 400, а запуск машины состоялся уже в 2024 г.

Основатель и генеральный директор ST.art Ltd. Александр Златкин (слева) и руководитель направления индустриальной печати «Коника Минолта Бизнес Сольюшнз Казахстан» Михаил Тарновский (справа) подписывают акт ввода в эксплуатацию машины Konica Minolta AccurioLabel 400

Поставку осуществила Konica Minolta Kazakhstan, являющаяся абсолютным лидером региона по установленным этикеточным ЦПМ: с 2022 г. в Центральной Азии установлено уже пять машин серии AccurioLabel. Запуск в TRIADA Flex был выполнен совместно со специалистами компании Logic — официального партнёра Konica Minolta в Кыргызстане. AccurioLabel 400 была первой машиной новой модели в Центральной Азии, поэтому не обошлось без сложностей. Однако сервис Konica Minolta Kazakhstan и Logic справился, и 14 марта состоялось подписание акта о вводе машины в эксплуатацию, после чего на ней сразу же отпечатали первый коммерческий тираж из 5000 тысяч этикеток для пельменей компании Steak Dream.

Среди наиболее полезных для типографии достоинств новой машины, помимо наличия белого тонера, Александр отметил возможности модуля IQ-520, автоматизирующего настройку приводки и цветопередачи, а также поддержание стабильности этих параметров на протяжении всего тиража.

Первые впечатления

Слева — этикетки первого коммерческого тиража на просмотровом столе AccurioLabel 400. Машина уверенно воспроизводит даже очень мелкий шрифт, который часто используется в этикеточной продукции. На фото справа — туба с белым тонером, существенно расширяющим возможности машины. Белый цвет наносится на запечатываемый материал первым, поэтому может использоваться как подложка

А вот что Александр рассказал о первых впечатлениях о работе с AccurioLabel 400 в середине апреля: «Конечно, первый месяц — это только начало, но мы уже проделали большую работу: провели подробный анализ местного рынка, причём отдельно по нескольким основным сегментам деятельности наших потенциальных клиентов. Связываемся с ними, встречаемся, показываем образцы, делаем предварительные расчёты. Для многих заинтересованных компаний на новом оборудовании уже были отпечатаны пробные образцы. Те компании, которые ранее, заказывая в других типографиях, уже сталкивались с такими проблемами, как отклеивание самоклеящейся этикетки от упаковки или стирание краски с этикетки, теперь с большой осторожностью относятся к смене поставщика и настаивают на пробной печати и тестах. Тут следует отметить, что по результам тестов все, кому мы предоставили пробные образцы, не имеют никаких нареканий к качеству печати AccurioLabel 400. Сейчас мы также пытаемся проанализировать ценовую политику типографий-конкурентов, чтобы предложить нашим заказчикам оптимальную цену».

Кстати, тестирование машины продолжается и оно, в частности, показало, что AccurioLabel 400 отлично справляется не только с бумагой, но и с плёнкой, а также металлизированными материалами.

Реальных коммерческих заказов было выполнено пока совсем немного — 870 погонных метров. Это пять тиражей стикеров и этикеток на гладкой бумажной самоклейке для фаст-фуда и продовольственных продуктов. Объём — от 77 до 304 метров. Все они отпечатаны в CMYK — коммерческих тиражей с белым тонером пока не печатали.

Перспективы

Пока заказы на высечку выполняются на имеющейся отделочной флексографской линии итальянского производства. На ней же, при необходимости, делается облагораживание отпечатанной на «цифре» рулонной этикетки УФ-лаком, фольгой и конгревом. Но большинство заказчиков на малые тиражи оказались не готовы платить за новые магнитные штампы и ждать их или выбирать готовые из накопившейся за 18 лет работы «библиотеки», хотя в ней более 1000 наименований.

Как следствие, по оценкам типографии, отсутствие цифровой высечки уже в первый месяц стало препятствием для выполнения примерно 75% возможных заказов. Поэтому в ближайшей перспективе — запланированное на конец лета дооснащение цифрового этикеточного участка уже выбранным решением для цифровой высечки. Это существенно повысит гибкость и оперативность. «Тогда мы сможем гарантированно выдавать этикеточную продукцию в день заказа, — констатирует Александр. — А без комплексного цифрового производства современная типография уже не может претендовать на оказание полного спектра услуг».

Можно также надеяться, что со временем заказчики «распробуют» и белый тонер для печати по прозрачным и металлизированным материалам, а также оценят возможности персонализации и вариативной печати, предлагаемые «цифрой».

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
На выставке видно

Тренды в полиграфическом и рекламном производстве Центральной Азии

drupa calling

Не претендуя на всеохватность, мы попытались собрать имеющуюся на сегодняшний день информацию от некоторых участников drupa, которая была опубликован в последнее время.

Фотоистории в печати

Сколько фотографий хранится в памяти вашего смартфона? Скорее всего, больше тысячи. А сколько из них вы собираетесь напечатать? И вот здесь возникает нешуточное противоречие. С одной стороны, больше снимков, чем сейчас, человечество никогда не производило, но при этом количество печатаемых фотографий стремительно уменьшается с каждым годом. Однако решение для компаний, работающих в сфере фотопечати, всё-таки есть — это жанр фотокниги, пришедший на российский полиграфический рынок около 15 лет назад.

Бум в этикетке и не только

В конце 2022 года в типографиях Центральной Азии наблюдался всплеск интереса к этикеточным цифровым печатным машинам, который был вызван ростом запросов на печать коротких тиражей в данном сегменте. Многие региональные предприятия, работающие в различных сферах пищевой и лёгкой промышленности, расширили выпуск новых продуктов небольшими партиями для изучения спроса на ту или иную продукцию, стали проводить промоакции на свои товары, диверсифицировать этикетки в зависимости от региона сбыта и т. д. Всё это потребовало изготовления большого количества малых тиражей этикетки, что получалось нерентабельно с использованием флексографских печатных машин.

«Надо работать на себя»

Эта мысль 15 лет назад не давала покоя молодому полиграфисту Виктору Хныченко. Он работал после окончания института в старейшей новосибирской типографии, которая вдруг неожиданно закрылась. Благо, к тому времени уже был накоплен богатый опыт в сфере полиграфии, что немаловажно, список постоянных клиентов, которым по-прежнему нужно печатать свои тиражи. А почему бы не повернуть эту ситуацию в свою пользу? Может, это шанс для собственного развития? Но как говорится, не попробуешь — не узнаешь.



Новый номер

Тема номера: Все, что нужно знать о кадрах в 2024 году. Детали 2.0: MasterCutter 1070 GT. RosUpack — зачем ты такой? PLATINUM КС. ColorCut FB1180Т. Термо-Крафт-Формат. Типография и маркетплейс – это сила? Два загадочных режима GREP-поиска. Sprinter Power 4S. Центр высокого класса. Фотоистории в печати. Интерес в стабильности. Drupa calling. Текстильлегпром 2024. Упаковка по требованию – в «ракурсе». Publish Eurasia: «Цифра» для флексотипографии. Тренды в полиграфии Центральной Азии.



Имеет ли смысл развивать направление листовой офсетной печати?
    Проголосовало: 62