Вера Михайловна Ермолаева (1893 – 1937 или 1938) — художница, иллюстратор, деятель русского авангарда, долгие годы находилась в забвении и была вычеркнута из истории искусства. Она получила европейское образование, окончила гимназию княгини Оболенской, училась в студии живописца, графика и педагога Михаила Бернштейна. В 1915—1916 годах входила в литературно-художественную группу — футуристический кружок «Бескровное убийство», где вместе с живописцем, графиком, педагогом, одним из будущих основоположников российской школы иллюстрации Николаем Лапшиным, выпускали одноимённый журнал. Была участницей художественных объединений «Свобода искусству» и «Искусство и революция».
В 1918 году основала книгопечатную артель «Сегодня», где маленькими тиражами выпускали лубки и книги-картинки, создававшиеся практически вручную. Там она получила первый опыт конструирования детской книги. В 1922 году Ермолаева получила должность руководителя лаборатории цвета в Государственном институте художественной культуры.
В конце 1920-х годов сотрудничала с журналами «Воробей», «Новый Робинзон», «Чиж» и «Ёж», работала как живописец и график. В 1920-е годы стала иллюстратором таких книг, как «Топ-топ-топ» Николая Асеева, «Много зверей» и «Рыбаки» Александра Введенского, «Поезд» Евгения Шварца (1929), «Иван Иваныч Самовар» Даниила Хармса (1930) и многих других, оформляла серию басен Крылова. Одна из последних работ – попытка сатирического осмысления текущей политической повестки на базе текста басни Гете «Рейнеке-Лис» оказалась роковой. Власти усмотрели в ее шаржированных рисунках угрозу существующему режиму. Вера Ермолаева была казнена в печально известном Карлаге за несуществующие преступления, реабилитирована в 1989 году. Вплоть до 2000-х годов не было ни полноценных выставок, ни серьезных публикаций о ее жизни и творчестве.
За очень короткую жизнь и всего 20 лет творческой активности, она оставила значимый вклад в искусстве не только собственным творчеством, но и широким полем организационной, просветительской и педагогической деятельности.
Яркая страница жизни Ермолаевой — ее работа в детской книге. Первые детские периодики в стране выходили с иллюстрациями и текстами Веры Михайловны. Чуть позже в ленинградском Детгизе она выступала оригинальным визуальным интерпретатором обэриутской детской поэтики. Ермолаевский стиль рисования заметно отличался от утвердившегося лебедевско-лапшинского канона, чем обогатил сам язык современного иллюстрирования.
В залах «Галеев-Галереи» можно увидеть живопись, графику, и, конечно, иллюстрации. Причем как сами эскизы-подлинники, так и уже отпечатанные книги и журналы. Интересна типографская проба со шкалами и метками к книге «Кто работает, а кто ест» 1930-х годов, которая так и не была издана. Ермолаева не только экспериментировала с выразительностью иллюстраций, но и экспериментировала с детской книгой, как игровым объектом. Вместе с коллегами придумывала книги-игрушки «Бумага и ножницы», «Без клея и бумаги», на выставке представлены иллюстрации к книге «Девчонки», выпущенной в 1928 году в ГИЗе, где читателям предлагалось с помощью ножниц превратить книгу в аттракцион по подбору оригинальных образов. Вера Ермолаева сотрудничала с Ленинградским жировым трестом, поэтому на экспозиции можно увидеть эскизы флаконов и упаковки парфюмерных изделий для фабрики «Ленжет» конца 1920-1934 годов.
Издательство Ad Marginem выпустило монографию о «витебской Джоконде» Вере Ермолаевой — правой руке Малевича, деятельнице Гинхука и теоретике пластического реализма. Издание подготовленно Антониной Заинчковской — историком искусства, куратором, в прошлом старшим научным сотрудником и хранителем отдела рисунка Государственного русского музея. В аннотации к книге о Вере Ермолаевой сказано: «она обладала редкой энергией и жизнелюбием, притягивала и организовывала молодежь, много и легко работала. Эти качества позволили ей в последние годы стать важной художницей лебедевского Детгиза, оформить десятки книг — в том числе текстов своих друзей-обэриутов… Но если станковое наследие авангарда могло пропасть или десятилетиями лежать в папках, то книги живут рассредоточенной жизнью тиража. Они тоже хрупки — маленькие литографированные листочки на скрепке — и спустя почти сто лет, собранные вместе, они смотрятся как живописная панорама великой эпохи».
Выставка проходит до 12 ноября по адресу: Москва, Б. Козихинский пер., 19/6, с.1 вход со двора через арку дома №17. График работы: вторник-воскресенье с 11.00 до 19.00. Вход свободный.
Книга Антонины Заинчковской «Вера Ермолаева» доступна на сайте издательства, а также на маркетплейсах.
Текст и фото: Ирина Паялина