101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Безграничная упаковка

  • Александр Харатян
  • 21 марта 2025 г.
  • 194
Сегодня многие очень часто задаются вопросом: есть ли место стартапам в полиграфии? Руководитель алматинской типографии «Азия Поли Пресс» Сергей Борисов ответил на него утвердительно ещё в 1997 году.

Сергей начал свой путь в полиграфический бизнес с покупки японского дупликатора Riso формата А3 вместе с большим количеством сменных цветных барабанов за 10 тысяч долларов. Как и все стартапы, он не избежал ошибок: позже оказалось, что можно было обойтись исключительно чёрными барабанами. Но в то время заказов было много, конкуренция — низкая, а маржа — высокая, поэтому это не помешало успешному развитию бизнеса.

Директор типографии «Азия Поли Пресс» Сергей Борисов

Вначале типография работала в арендованном помещении, но его владельцы постоянно повышали стоимость ренты, шантажируя отключением электричества. По этой причине в один прекрасный день Сергею не оставалось ничего иного, как вложить немалые средства в приобретение собственного здания и за пару дней перевезти туда всё имеющееся оборудование и материалы. Как потом оказалось, в результате Сергей не только получил полезный опыт удачной покупки недвижимости, но и открыл для себя новое направление деятельности, связанное с покупкой-продажей земли, строительством зданий и последующей сдачей их площадей в аренду.

Back to packaging

Вначале типография специализировалась на производстве упаковки, но это требовало всё больше места под разнообразное послепечатное оборудование, поэтому в итоге Сергей отказался от работы в этом сегменте рынка в пользу выпуска различной коммерческой полиграфической продукции. Шло время, и в последние годы производство упаковки стало настолько перспективным, что в самом конце 2024 года типография вновь переориентировалась на её изготовление.

В настоящее время штат компании насчитывает примерно 100 сотрудников. Работа организована в три смены, поэтому предприятие работает без остановки в режиме 24/7. Помимо печати упаковки, которая за пару месяцев заняла долю примерно 20% в общем объёме, типография по-прежнему выполняет заказы на производство журналов, каталогов, брошюр, листовок, календарей, блокнотов, открыток, плакатов, а также различной нестандартной продукции, включая буклеты с вырубкой и поворотными дисками на люверсе, фирменные папки и пр.

Парк оборудования «Азия Поли Пресс» в конце 2024 года пополнил стоп-цилиндровый пресс Heidelberg с автоматическим самонакладом

На сегодняшний день парк оборудования «Азия Поли Пресс» состоит из двух четырёхкрасочных офсетных печатных машин Heidelberg Speedmaster CD 102 первого формата, а также широкой линейки послепечатного оборудования, которую для производства упаковки пришлось дополнить стоп-цилиндровым прессом Heidelberg с автоматическим самонакладом, машиной для высечки и горячего тиснения фольгой Dayuan первого формата, а также соответствующей фальцевально-склеивающей машиной Rolam. Последние два устройства типография приобрела в российской компании «Т‑Системы», которая специализируется на поставках различного послепечатного оборудования из Китая для производства картонной упаковки. Выбор оборудования китайских брендов Dayuan и Rolam был обусловлен наличием аналогичных машин во многих местных типографиях вкупе с положительной историей их эксплуатации, а также отсутствием проблем с сервисным обслуживанием. Это немаловажно, так как суммарно в среднем за месяц типография запечатывает порядка 2–2,5 млн листов формата А1. Предприятию и так приходится самостоятельно решать все вопросы сервисного обслуживания печатных машин Heidelberg, так как немецкий производитель за последние 10 лет совсем перестал заниматься поддержкой клиентов в регионе на должном уровне.

Автоматический пресс для высечки и горячего тиснения фольгой Dayuan MHK-1050AT уже загружен заказами, поэтому, возможно, вскоре ему на помощь придёт дублирующая машина

Роль обмена опытом

Для изучения доступных возможностей дальнейшего развития производства Сергей Борисов активно посещает профильные выставки и различные полиграфические предприятия, чтобы вживую оценить успехи внедрения той или иной технологии, а также для обмена опытом. Решение вернуться к производству упаковки пришло после посещения выставки RosUpack в июне 2024 года и последующего визита в «Санкт-Петербургскую Образцовую Типографию». Сергея впечатлили масштаб и организация работы, а также разнообразие и качество выпускаемых изделий на этом предприятии: «Меня поразило упаковочное производство в „Санкт-Петербургской Образцовой Типографии“. Я провёл на этом предприятии весь день и понял, что возможности по производству упаковки просто безграничны».

Дальнейшее развитие

Пока «Азия Поли Пресс» специализируется на производстве упаковки для чайной отрасли, так как в этом сегменте рынка оказалось проще всего работать. Чай является в республике очень популярным напитком, поэтому для него зачастую востребована премиальная упаковка с применением различных технологий послепечатной отделки, включая тиснение фольгой и лакирование. По мнению Сергея, в перспективе нужно будет поменять имеющиеся четырёхкрасочные офсетные печатные машины, так как для производства упаковки более востребована конфигурация с пятью печатными секциями и дополнительной лакировальной секцией. Возможно, в будущем станет актуальным приобретение второй, дублирующей машины для высечки и горячего тиснения фольгой Dayuan. Но пока типография активно осваивает работу на новом послепечатном оборудовании, стремясь максимально использовать все его возможности.

Фальцевально-склеивающая машина Rolam без проблем вписалась в просторную производственную площадку типографии

Также со временем предприятие планирует расширять спектр производимой продукции, в первую очередь за счёт упаковки для фастфуда, так как в республике в этом сегменте пока работает мало типографий, в то время как ежегодный прирост рынка фастфуда в Казахстане составляет примерно 20%. Возможно, типографии «Азии Поли Пресс» придётся даже приобрести специальный экструдер для поливки картона полиэтиленом, а также и специальное оборудование для изготовления бумажных стаканов, вёдер и прочих изделий.

Однако для активного развития нового направления не хватает не только знаний по оптимальной организации производства, но и, в первую очередь, достаточного количества обученных кадров. Новых специалистов «Азии Поли Пресс», видимо, придётся искать на других специализированных производствах, а определиться с выбором правильных технологий Сергей надеется благодаря посещению упаковочных производств и обмену опытом эксплуатации оборудования. «Мне интересно посмотреть, как выполняют различные заказы российские упаковочные типографии, а знакомиться с заводами по производству оборудования или наблюдать за демонстрационной работой машин на выставках не очень продуктивно», — отмечает он.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Время первых в Кыргызстане

Мечты не всегда рождаются в детстве. Иногда это случается гораздо позже и при этом совершенно непредсказуемо. Шухрат Гапиров руководит Издательским Домом «Ризван» в Оше на юге Кыргызстана уже почти десять лет, а до его создания он с 2005 года руководил направлением офсетной печати в полиграфическом центре «Алгоритм». Как мечты привели его в этот бизнес — читайте прямо сейчас.

Типография «с перламутровыми пуговицами»

«Быстрый цвет» — типография, или, как они сами себя называют, цифровая фабрика, хорошо известная в Санкт-Петербурге. Фабрикой предприятие называется не случайно: это крупное производство с большим парком оборудования и широким спектром заказов. О том, как живёт и развивается «Быстрый цвет», мы поговорили с генеральным директором Кириллом Евдокимовым.

С RICOH по жизни

История MDMprint демонстрирует пример стабильного развития цифровой типографии несмотря на внешние трудности.

Зачем УФ-принтер Госфильмофонду?

Современные кинотеатры по-прежнему прибегают к печати афиш, особенно если в них идут ретроспективные показы советских фильмов. В этом им активно помогает Государственный фонд кинофильмов России (ГФФ), в котором бережно хранятся не только сами киноленты прошлого века, но и тысячи афиш и плакатов к ним.

Моностартап

С Маратом Кильмухамедовым читатели Publish уже знакомы. В 2022 году в сентябрьском номере журнала была опубликована история успеха столичной РПК «Полисервис», в которой Марат «с нуля» развил направление широкоформатной печати POS‑материалов. Но жизнь не стоит на месте.



Новый номер

Тема номера: Цифровая текстильная печать. Как технологии помогают увеличить прибыль бизнеса. Konica Minolta AccurioPress. Моностартап. Зачем УФ-принтер Госфильмофонду? Путеводитель по рынку узкорулонных флексографских машин. Labelexpo South China.



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
Широкий УФ
25%
25 %
Сувенирный УФ
27%
27 %
ДТФ (текстиль)
20%
20 %
УФ ДТФ
20%
20 %
Латекс
7%
7 %
Экосольвент
12%
12 %
На водных чернилах
7%
7 %
Сублимацию
8%
8 %
Для прямой печати по ткани
10%
10 %
ДТГ («футболочный»)
3%
3 %
Проголосовало: 59