Снова впереди
Известный финский производитель бумаги (и много чего ещё) UPM поделился новым взглядом на лесную промышленность. Вице-президент UPM-Kymmene по России Андрей Васюков сообщил, что лесная индустрия трансформируется: продолжается переход компаний от валки леса и пилки досок к оценке воздействия на экологию, всеобъемлющей и безусловной возобновляемости ресурсов. Новая концепция названа Biofore: «bio» имеет отношение к биосреде и биопродукции, «fore» означает лес (forest) и находящихся в первых рядах (fore). Под новым названием скрывается комплексный подход к работе с древесным волокном, когда всё идёт в производство, а комплексная стратегия развития помогает компании оставаться устойчивой.
Сейчас бизнес UPM разделён на три направления: бумага, энергия и целлюлоза, спецматериалы. Стратегические цели связаны с увеличением прибыльности в Европе (это старый рынок, рост на нём прекратился), ростом на развивающихся рынках Лат. Америки, России, Индии, Китая и введением новых видов деятельности. К последнему пункту относятся производства биотоплива из порубочных остатков, биохимикатов, меток радиочастотной идентфикации (RFID) и древесно-пластиковых композитов.
Россия представляет интерес в качестве площадки для инвестиций, так здесь совмещаются два необходимых условия: наличие источников сырья (леса) и рынков сбыта. На сегодня UPM инвестировала в Россию более 158 млн евро. Проект будущего — постройка совместно с группой «Свеза» комплексного производства, в составе которого будет целлюлозный завод. Сейчас этот проект отложен, но не остановлен — продолжается разработка экономико-технического обоснования. И если раньше рассматривалась только площадка в Шексне (Вологодская обл.), теперь ищут место размещения по всему Северо-Западу, это одна из главных проблем. Дело в том, что производство должно быть обеспечено сырьём на длительный период, в районе строительства должна быть широко развитая инфраструктура, чтобы поставки леса были гарантированны. Например, завод во Фрай Бентосе (Уругвай) мощностью более 1 млн т целлюлозы в год требует ок. 100 тыс. гектар эвкалиптовых плантаций, так как это дерево вырастает за 6 лет. В России завод сравнимой мощности целлюлозного производства потребует уже 5 млн гектаров лесных угодий — лес вырастает за 60-70 лет. Это порождает инфраструктурную проблему — ни одна компании не в состоянии сама строить и обслуживать дорогу к лесным делянкам, которой придётся пользоваться один раз в 60 лет. — Д. Старцев