4 сентября в демозале «Смарт-Т» прошел семинар с участием «Апостроф» и X-rite, посвящённый контролю качества цифровой печати.
Менеджер-технолог «Апострофа» Дмитрий Кобзарь подробно и наглядно демонстрировал приёмы работы со спектрофотометром i1Pro 2 и ПО i1Profile, объяснил, в чём заключаются отличия от предыдущей модели. Новый прибор работает быстрее, а при сканировании вручную с помощью линейки менее чувствителен к рывкам. Для измерения одиночных элементов имеется специальная насадка, превращающая спектрофотометр в классическую «лягушку».
Слушатели смогли ознакомиться со всеми этапами цветокалибровки цифровых печатных устройств, построением и применением ICC-профилей. Было рассказано о таких тонкостях построения профилей печати, как например, выбор оптимального числа эталонных элементов и их взаимное расположение. Оказывается, правило «чем больше – тем лучше» в данном случае не действует: лишняя работа не только отнимает время, но способна даже ухудшить результат печати.
Слушатели узнали, когда надо использовать УФ-фильтр на спектрофотометре и как выбирать профиль в зависимости от освещения, при котором будет эксплуатироваться изделие. Обсуждалась проблема цветового пространства, в котором лучше работать при подготовке файлов к цифровой печати.
Особый интерес вызвала проблема максимального красочного покрытия: эта величина по-разному регулируется RIP принтера и программой профилирования. Кобзарь особо рекомендовал к использованию уникальную функцию i1Profiler – «Полное цветоделение чёрного». Это не совсем понятно переведённое название присвоено функции, аналог которой давно имеется в офсетной печати: цветоделение производится с максимальным использованием чёрной краски. Хотя в некоторых случаях её лучше не использовать – например, при низком разрешении печати изображение визуально ухудшается.
Вообще в цифровой печати, в отличие от офсетной, остаётся ещё место для субъективной оценки и даже своего рода «шаманства». Это особенно относится к самым проблемным для цветокалибровки материалам – светорассеивающим материалам, работающим на просвет. Главная трудность в том, что стандартные спектрофотометры измеряют характеристики отражённого света. А при попытке использовать те же профили, что и для непрозрачных материалов, изображение получается ненасыщенным: например, вместо чёрного получается серый цвет.
Д. Кобзарь с помощью светового короба объясняет тонкости создания профиля печати для материалов, работающих на просвет |
Кобзарь рекомендует для получения такого профиля брать за основу профиль обычной самоклейки. Затем практически «на глаз», то есть на основе собственного опыта, строятся калибровочные кривые с целью увеличить количество чернил. При этом в случае ошибки появляются дефекты в градиентах. Чем больше опыта у оператора или дизайнера, тем реже они ошибаются и меньше требуется попыток для получения качественного результата.
Отсутствие строгих стандартов в «цифре» связано и с тем, что производители чернил, в отличие от производителей офсетных красок, стараются получить не стандартный продукт определённого цвета, а такой, который привлечёт клиентов. И если он при этом будет не похож на чернила конкурентов – тем лучше. Поэтому дизайнер или оператор, к счастью или нет, ещё может полагаться на свой вкус и применять «хитрые» приёмы – например, использовать разные профили для векторных и растровых объектов на одном и том же изображении.
Разумеется, поставщики не забыли напомнить клиентам, что профили надо периодически обновлять: новые партии чернил могут отличаться от предыдущих, меняется климат в помещении.
Была предоставлена и информация о стоимости разных решений с i1Pro 2. Как заявляют поставщики, возврат инвестиций происходит примерно в течение года (или даже быстрее) за счёт экономии материалов и чернил. Но самое главное – появляется возможность работать с требовательными к цвету клиентами.
Гости семинара проявили живой интерес к изложенному материалу и задали немало вопросов как по измерительному оборудованию, так и по ПО. О полезности предоставленной на семинаре информации говорит то, что некоторые слушатели старательно записали многочасовую беседу на диктофоны. – Ю. Захаржевский