8-10 октября в Москве уже в 3-й раз за два года прошла выставка 3D Print Expo, посвящённая 3D-печати и сканированию. Представлены на ней были как производители и поставщики оборудования и материалов, так и компании, оказывающие услуги в этой новой отрасли.
Показаны были самые разнообразные 3D-принтеры: от простейших, крошечных настольных приборов до строительного агрегата, занявшего весь стенд и «внутри» которого находились и представители компании, и гости. Сферы применения 3D-технологий самые разнообразные: прототипирование (в машиностроении, архитектуре и т. д.), медицина, ювелирное производство и т. д. Есть даже опции для печати шоколадной пастой.
Среди чужих? | Пригодится ли всё это изобилие полиграфистам? В очередной раз мы попытались выяснить: полезна ли для нас набирающая популярность технология? Например, для РА и цифровых салонов, занимающихся «сувениркой». К сожалению, и в этот раз мы не обнаружили оптимистов – в т. ч. среди поставщиков, хотя некоторые из них уже знакомы полиграфистам.
Директор по развитию бизнеса компании «Терем» Михаил Рихирев и директор по маркетингу Александр Киреев скептически оценивают возможность применения 3D-принтеров в изготовлении сувениров, тем более, что общая экономическая ситуация совсем не располагает к экспериментам. Рихирев заметил, что, когда у полиграфистов были такие возможности, у них не было интереса к другим рынкам. А сейчас, когда в большинстве секторов традиционной полиграфии наблюдается избыток мощностей, нет средств для освоения новых ниш.
Михаил Рихирев наблюдает за работой BigRep ONE.2 – новой модели немецкого производителя с мощной конструкцией и двумя экструзионными головками. Среди сфер его применения, кроме традиционного прототипирования – изготовление «персонализированной» мебели. В сувенирной отрасли, как считают в «Терем», 3D-печать пока что может пригодиться только для прототипирования: чтобы «на ощупь» убедиться, что предмет получится таким, каким он представляется заказчику и дизайнеру. На фото справа: разноцветные изделия производятся на принтерах с менее знакомой большинству технологией печати: послойным склеиванием полимерного либо гипсового порошка, к которому примешиваются красители |
Впрочем, Киреев не исключает, что прорыв возможен, если какое-то рекламное агентство покажет успешный пример. А вот в других отраслях производители проявляют креативность и находят применение «цифре»: например, для изготовления пластиковых детских домиков с индивидуальным дизайном (простейший случай – нанесение имени ребёнка).
Если 3D-изображение – это фото нового поколения, то на эту нишу, теоретически, могли бы обратить внимание производители фотокниг – некоторые из них уже занимаются фотосувенирами. Но возникает технологическая проблема: если фотографируются теперь все и везде, то оборудование для объёмного сканирования надо ещё найти. Между тем, производители фотокниг чаще всего общаются с клиентами заочно – клиенты к ним не приходят, чтобы сняться в студии. А компания, которая уже имеет такой сканер, разумеется, сама предложит клиенту и изготовление фигурки. На фото справа: как в ту эпоху, когда фотография только возникла, желающим запечатлеть свой образ придётся запастись терпением и на время процесса сканирования уподобиться скульптуре |
Nissa Digispace в этом секторе занимается принтерами промышленного назначения, в т. ч. для работы с порошковыми металлами. Понятно, что это оборудование для совсем других отраслей. Хотя, многих полиграфистов обрадовало бы появление сервисных бюро, где с помощью 3D-печати могли бы быстрее и дешевле изготовить дефицитные запчасти для печатных машин. Очевидно, что большая часть их стоимости сейчас составляют затраты на логистику.
Были на выставке и другие наши знакомцы. Менеджер по маркетингу и развитию бизнеса 3D-направления Roland DG North Europe Андрей Цыганов также не видит интереса к 3D-принтерам со стороны компаний, занимающихся полиграфией. Зато со стороны с их стороны пользуются спросом фрезеровальные установки – они, как известно, тоже могут работать «в объёме». На этих знакомых и достаточно производительных устройствах делаются штампы, таблички, барельефы и другая продукция – как сувенирная, так и другого назначения: например, элементы мебели.
Андрей Цыганов описывает посетителям применение аппаратов с различной технологией получения изделий |
Свой среди… | Между тем, на выставке нашлась и полиграфическая компания со знакомой нашим читателям технологией. Санкт-Петербургская Prixel с помощью планшетного УФ-принтера делает копии классических картин, причём с воспроизведением текстуры, т. е. мазков масляными красками.
Неожиданная встреча среди торжества новой техники: картины, напечатанные на планшетном УФ-принтере. Справа – фотография, на которой искусственно сделано рельефным изображение разводного моста. Это изображение предназначено для слепых и слабовидящих, которые только таким образом могут представить себе многие вещи окружающего мира |
С формальной точки зрения печать на таком принтере действительно можно назвать 3D-технологией. Хотя многие ли компании, даже имеющие планшетный принтер, пользуются возможностью придать изображению текстуру? В этом случае, к сожалению, препятствием часто является квалификация дизайнеров. Многие из них не имеют понятия, как выйти из плоскости при подготовке изображения к печати.
Учиться, учиться… | На нескольких стендах посетителям предлагались курсы по обучению: от простейших, для школьников (в т. ч. младших), до серьёзных – для тех, кто хочет связать свою карьеру с перспективной отраслью. Тема образования в этом секторе – действительно очень важная. Не секрет, что даже в обычной «плоской» печати не всегда легко найти квалифицированных дизайнеров и верстальщиков. А уж специалиста, которые представляет себе, как работать с белилами и лаком – ещё труднее.
В популярной прессе время от времени возникают дискуссии на глобальные темы: означает ли распространение 3D-принтеров возникновение нового экономического строя? Дескать, завтра такой прибор будет в каждом доме и вот тогда-то богатство хлынет полным потоком… За скобками остаётся обычно такая «мелочь», как способность пользователя управлять техникой. ПО для создания объёмных моделей гораздо сложнее того, которым большинство людей пользуется в повседневной жизни: текстовых редакторов, программы для создания презентаций, проигрывания музыки и видео, и т. п. Да и их-то возможности подавляющее большинство использует в самой малой степени.
Очевидно, что в случае с 3D-технологией такой потребительский подход возможен только в случае пользования готовыми моделями. Сделать что-то самостоятельно гораздо труднее и, главное, для этого необходима постоянная практика. И это одно из причин, из-за которых в обозримом будущем 3D-принтеры будут не принадлежностью домашнего обихода, а оборудованием специализированных центров. – Ю. Захаржевский.