Редкая типография может похвастаться, что в её честь называют улицу. В случае с Чеховским полиграфическим комбинатом, расположенном в городе Чехове по указанному в названии статьи адресу и одним из флагманов отрасли ещё со времён Советского Союза, это более чем заслуженно.
Образцы продукции «Чеховского Печатного Двора» |
Сейчас типография входит в крупнейшее полиграфическое объединение ОАО «Первая Образцовая Типография» (PrimePress) на правах филиала «Чеховский Печатный Двор» и за последний год провела крупную модернизацию производства. 5 сентября 2017 г. ознакомиться с её результатами пригласили представителей крупнейших российских книжных издательств, коллег из типографий, а также журналистов.
Перед экскурсией по производству генеральный директор ОАО «Первая Образцовая Типография» Акрам Бобрович отметил: «Событие, которое мы сегодня отмечаем – знаковое для «Чеховского Печатного Двора» и в целом для отрасли. Сегодня мы вам представим серьёзный проект, мозговая атака по которому шла в течение нескольких лет. Вы увидите его результаты: цех цифровой печати, запущенный четыре года назад, и проект, реализация которого началась в июне 2016 г., по выпуску высокохудожественной и детской литературы». Перед установкой оборудования в типографии отремонтировали 13,5 тыс. м2 площадей и 11 тыс. м2 крыши, потратив на это 300 млн руб. Инвестиции же в оборудование, начавшее поступать в типографию с сентября 2016 г. и уже полностью запущенное, составили 1,2 млрд руб. Это собственные средства типографии и кредиты. Типография, в которой сейчас работает 450 сотрудников, ежегодно выпускает около 22 млн книг.
П. Бенц вручает А. Бобровичу памятный знак, на котором нарисованы все машины KBA, установленные в ходе реализации проекта |
О каком оборудовании идёт речь? Прежде всего – о трёх листовые офсетных машинах KBA, две из которых уникальны для России. Со стороны производителя реализацией проекта руководил представитель подразделения KBA-Digital & Web Solutions Питер Бенц, который приехал на презентацию не с пустыми руками. Но сначала он вспомнил некоторые важные вехи. Начинали ещё в 2011 г. и, как оказалось, изначально речь шла о рулонной машине сухого офсета KBA Cortina. Но после многосторонней оценки было решено, что для типографии лучше подойдут три листовые машины, причём две из них – восьмикрасочные KBA Rapida 164 с переворотом. Ещё одна – пятикрасочная с лаковой секцией KBA Rapida 105. Для изготовления форм были выбраны CTP Kodak Magnus VLF Q2400. Первые шесть грузовиков с оборудованием выехали из Вюрцбурга в Чехов в декабре 2015 г., а в августе 2016 г. вслед за ними отправились ещё 36 грузовиков. Бенц признался, что он не верил в возможность провести такую масштабную ренновацию типографии за столь короткие сроки и выразил огромную благодарность за самоотверженный труд участникам проекта со стороны «Первой Образцовой Типографии» и «КБА РУС», пожелал предприятию успешной работы и передал Бобровичу памятный знак. Но это были ещё не все подарки – генеральный директор «КБА РУС» Фёдор Смирнов вручил символическую акцию концерна KBA, так что теперь «Чеховский Печатный Двор» ещё и акционер производителя печатных своих машин.
Экскурсию по цехам провела Ирина Сулакова, которую Бенц отметил среди сотрудников типографии, внёсших особый вклад в реализацию проекта. Начали с цеха цифровой печати, где установлены две рулонные монохромные струйные ЦПМ Oce JetStream 3300 и Kodak Prosper 1000 с шириной рулона 70 и 64 см, соответственно. Это позволяет перекрывать практически все популярные книжные форматы. Рядом – цветная листовая ЦПМ HP Indigo 10000 формата B2. Обе машины работают в линию с Muller Martini SigmaLine. Об этих цифровых проектах мы писали не раз (Publish № 9, 2015; Publish № 9, 2016). Из новостей – Сулакова продемонстрировала layflat-фотокнигу большого формата, изготовленную по технологии «сэндвич» на недавно установленной машине IS fastBlock.
Далее мы оказались в послепечатном цехе, где изготавливают книги в переплётах 7БЦ (самый популярный) и 5. Для этого используется оборудование ведущих мировых производителей: Herzog+Heymann, Komfi, Kolbus, Muller Martini, Meccanotechnica, Perfecta, Soma и др. Причём многие образцы оборудования изготавливались по спецзаказу или поставлялись в высокопроизводительных конфигурациях и не имеют аналогов в России. Помимо лакирования, ламинирования и тиснения фольгой переплётов, в типографии могут также делать золочение обрезов на машине Ochsner.
Участники презентации на фоне KBA Rapida 164 |
Что касается главных «виновников» торжества, то две KBA Rapida 164 имеют максимальный формат листа 1640х1205 мм, могут печатать 4+4 или 8+0 (со спецкрасками и печатным лаком) со скоростью до 12 000 отт./ч. Как рассказала Сулакова, в типографии их в 99% времени используют для печати 4+4 на бумаге плотностью от 70 до более 200 г/м2. Возможности допечатных процессов и самой машины позволяют воспроизводить растр с линиатурой до 350 lpi, а также стохастический (здесь используют Staccato 20). Причём заказчикам нужно только подготовить файл в соответствии с ISO 12647-2 – всё остальное сделают в типографии, которая полностью стандартизировала свои техпроцессы. На машинах установлена система управления подачей краски с обратной связью. Камеры после 4-й и 8-ой секций сканируют шкалу каждого листа и автоматически выполняют необходимые корректировки подачи краски. Причём за счёт использования ПО System Brunner Instrument Flight, контроль и корректировка выполняется по 36 параметрам с приоритетом баланса по серому. Кроме того, производственные параметры машины в режиме реального времени доступны в АСУ типографии ASystem. В заключение, Сулакова продемонстрировала печатный лист с Rapida 164, чтобы собравшиеся могли убедиться в качестве печати. Пробные листы вручили каждому для придирчивого изучения в более спокойной обстановке – в типографии уверены в качестве печати. А ещё все участники презентации получили в подарок солидную 612-страничную книгу-репринт «Полвека для книги», посвящённую 50-летию издательской деятельности И.Д.Сытина, являющегося одним из основателем «Первой Образцовой Типографии». Она получила это название после национализации в 1919 г. и с тех пор остаётся синонимом качества для книгоиздателей страны, меняясь в соответствии с требованиями времени. – И. Терентьев